Проект "Грибы"
проект на тему

Назмиева Гулия Мансуровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-griby.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

                             Проект: «Грибы осенью»

       

Актуальность реализации проекта: 

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

 В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах, возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Было решено, целенаправленно заниматься этой темой. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень.  Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства.  Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание  беречь и охранять  природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Грибы осенью». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы  с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе и украсим наш участок.                                                               

Проблема.                                                                                                               На сегодняшний день в России существует проблема отравления грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония. Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать, а

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание; формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей:                                                                                                       Больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе. Научить различать съедобные и не съедобные  грибы. Расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, выучить пословицы, поговорки, стихи о грибах. Создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы. Собрать вместе с родителями рецепты блюд из грибов, рецепты целебных отваров, настоек. 

Задачи: 

Образовательная: 

 Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано. Например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного.                                                              Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о  грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.  

формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.                         

Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.  Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах.                                                        Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:                                                                                              Развивать связную речь детей познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр. Активизировать творческие способности, коммуникативные навыки.    
Развивать  любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.                                                                                                     Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.            Использовать сенсорную информацию, полученную ранее.           Активизировать память, операции мышления, сравнение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные:                                                                                 Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы. Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.                                                                                                       Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.     Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к природе, показать ценность природы и её даров  для каждого человека. 

Тип проекта:
творческий, информационно-исследовательский. 

Вид проекта: семейный, групповой.                                                   

Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в лесах.

Ожидаемые результаты:

 воспитание бережного отношения к природе,  расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности,  установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

После завершения проекта дети смогут:

.Узнавать грибы на картинках.

.Различать съедобные и не съедобные.

.Знать тайны ядовитых грибов.

.Уметь собирать и хранить грибы.

.Оказывать первую помощь при отравлении грибами.

.Запомнить главное правило грибника «Гриб не знаешь – не бери».

Место проведения: детский сад, прогулки в лес с родителями.
Сроки проведения: 3 -4 неделя сентября. 
Режим работы: во время и вне занятий. 
Количество участников проекта:                                                       воспитатели группы, дети, родители.
Возраст детей: старший дошкольный.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, заучивание стихов о грибах и осени.    Просмотр презентации «Грибы наших лесов»,  выставка книг  «Грибная поляна», (совместная деятельность детей и родителей), оформление участка «А у нас выросли грибочки!» (совместная деятельность родителей и воспитателей), продуктивная деятельность: лепка, аппликация. 
Материал и оборудование: стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. Музыкальная аппаратура, подборки детских песен. Ноутбук для презентации «Грибы наших лесов», просмотра  мультфильмов. Макеты различных грибов, корзинка, бумага цветная, ножницы, картон, клей – карандаш. Набор демонстрационных картинок «Грибы», подборка детских книг о грибах (для выставки в группе), .

1 этап.
Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей. 

2 этап.
Постановка проблемы:
Осень к нам пришла!   
Сколько ярких красок людям принесла!
Принесла подарки,
Ягоды, грибы.
В огороде много вкусного, смотри!
Вон уже и яблоки  спелые висят.
Каждый огородник  урожаю рад!
Воспитатель:   Ребята, скажите, о чём это стихотворение? Что хотел сказать автор?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:  Правильно, автор нам рассказывает о прекрасном времени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сразу! Много чего человек выращивает сам в огороде и в саду. А вот что дарит нам сама природа?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, богата природа дарами. Это ягоды, грибы, целебные травы. Сегодня мы поговорим с вами о грибах. В наших лесах растёт много разных грибов. Давайте посмотрим презентацию «Грибы наших лесов». Просмотр презентации.

3 этап.
Организация деятельности проекта. 

3.1. Игровая деятельность
 Сюжетно-ролевые  игры: «Поход по грибы», «В лесу», «Больница».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правила сбора в лес. Учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу. 

Настольно-печатные игры:                                                           Цель:  расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.                                                                                                     Игра-викторина «Вопрос на засыпку».                                                            Тема: "Царство ягод и грибов"

«Грибы»

«Банка варенья для Карлсона»

Беседы: «Грибное царство, ягодное государство»

«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»

«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»

«Зачем грибы и ягоды в лесу»

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод».

«Собери грибы в корзину»,

«Найди лишний гриб»,

«Отыщи и назови гриб»»,

«Скажи по-другому»,

«Угадай, где гриб растёт»,

«Лесные дары»,

«Узнай по описанию»,

«Сравни грибы и ягоды»,

«Чей гриб?»,                                                                                                         «Что где растёт»,

«Грибы наших лесов»,                                                                                       «Съедобные – не съедобные».
Словесные игры:                                                                                              Цель: расширять у детей знания об окружающем мире,  учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память.                                                                                          «Кто где живёт? »,                                                                                      «Доскажи словечко »,                                                                     «Исправь  ошибку»,                                                                                 «Продолжи рассказ»,                                                                              «Съедобные,  несъедобные».

3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить детей слушать, развивать речь и память. 
• Чтение и заучивание стихов о грибах.                                                       Беседы: «Кто любит грибы?»,  «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу»,  «Какие бывают грибы», «Осень в лесу»

Отгадывание загадок о грибах.

Игра: «Мы по лесу шли, шли, белый гриб нашли… »

Чтение стихотворения:

«Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.

В шапочке нарядной, светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок, под листок свой бок.

Ты ребятам нужен, к вечеру на ужин»

Рисование и лепка грибов.

Использование загадок:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

Ответ: Гриб

Пока дети — каждый в берете,

Повзрослели — шляпы надели.

Ответ: Грибы

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Ответ: Белый гриб

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются.

Лисички

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой.

Ответ: Опята

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый.

Ответ: мухомор


• Чтение пословиц и поговорок о грибах,  отгадывание загадок.

Пословицы:                                                                                                         .Бобы не грибы: не посеять не взойдут.                                                  

.Бояться волков, быть без грибов.                                                                   .Будет дождь, будут и грибы.                                                                            .Возле леса жить – голодным не быть.                                                          .Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок  кладут.                               .Выдранный гриб, навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода   мешок.


• Музыкально-театрализованная деятельность. 
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки по показу воспитателя и других детей, развивать дружелюбие по отношению друг к другу. 

3.3. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. 
• Аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».
• Аппликация из цветной бумаги и сухих листьев «Осенний гость»
• Лепка различных грибов: подосиновик, лисичка, боровик.
• Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!» 

3.4. Выставка. Фотоколлаж «Мы - грибники»
Цель:  развить интерес детей к сбору грибов, обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

3.5. Акция «А у нас выросли грибочки!» 
(благоустройство участка Детского сада).
Цель:   обратить внимание родителей на необходимость в благоустройстве участка, привлечь их к совместной деятельности.

4 этап.    Продукт проектной деятельности.
4.1. Выставка книг «Грибная поляна»
4.2. Фотовыставка «Мы – грибники»
4.3.  Изготовление шкатулок-плетёнок для природного материала в «Живой уголок».
4.4. Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»
4.5. Акция «А у нас выросли грибочки!»                                                         

Кадры и социальные партнеры.

  • Дети
  • Взрослые  - воспитатели,  музыкальный руководитель, родители.
  • социум – детская библиотека .
  • оборудование: 
  • дидактические игры;
  • репродукции картин, изображения и муляжи грибов.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

 

Подготовительный.

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах.

Анкетирование родителей.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала,  изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Организационный.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

 Пополнение развивающей среды

Основной.

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый.

Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

Презентация проекта:

- Выставка детских работ

- Игра-викторина «Вопрос на засыпку».

Тема:  "Грибы осенью"

 

Предполагаемые результаты проекта.                                      Краткосрочные.

- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

- получив представление о многообразии грибов, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.      

Долгосрочные.

- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- станет возможным реализация  данного проекта в работе с новыми детьми;

- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. 

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.                               Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

 Работа с родителями.

Консультации

Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.

Выставка книг и аудиозаписей на тему «Грибы»

Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».

Выставка поделок «Дары леса»

Участие в игре-викторине  «Вопрос на засыпку». Тема:  "Царство грибов"

Заключение. Вывод.                                                                                              Грибы насчитывают около 100 тысяч различных видов.                                              Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство. Грибы изучают   микологи.                                                                                                                  В  природе грибы выполняют важную функцию:  устраняют остатки умерших животных, растений, это способствует круговороту веществ в природе.                                                                                                                    Человек использует полезные свойства грибов.                                                   В пищевой промышленности – дрожжевые грибы.                                                                                                 В медицине из некоторых грибов изготавливают антибиотики.                 Грибы обладают полезными свойствами, их называют «лесным мясом». Грибы варят, жарят, солят, сушат, маринуют.                                                 Самый ядовитый гриб – БЛЕДНАЯ ПОГАНКА.                                                  Лечебным считают – МУХОМОР, он лечит ангину, ревматизм, туберкулез.            ОПЯТА оказывают слабительное действие.                                                          ЧАГА, березовый гриб лечит, различные заболевания.                                          Лечиться самостоятельно нельзя, надо консультироваться с врачом.                 Мир грибов велик и многообразен. Каждый гриб по - своему замечателен.             Изучает грибы удивительная наука «МИКОЛОГИЯ».                                 Грибы полезны, в них содержаться белки, жиры, углеводы. Их применяют в медицине, если не знать грибов, они могут принести большой вред, ими можно отравиться.                                                                                              Надо помнить главное правило грибников:                                                    ГРИБ НЕ ЗНАЕШЬ – НЕ БЕРИ!                                                   

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце  проекта был проведен опрос детей и анкетирование родителей. В результате реализации проекта  отмечена   положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

Дети узнали много интересного о грибах , их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём – грибы найдём»; «Корзина с грибами»

- выставка поделок из природного материала.

- участие в игре-викторине «Знаешь ли ты грибы?»

- чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

- новые пособия для дидактических игр;

- альбом «Царство грибов»;

- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах.

- приняли участие в оформлении грибной полянки из пластиковых бутылок

на участке детского сада.                                                                        

Литература:

И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.

Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», Москва, 2007 г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ  2010 г

Энциклопедия «Я познаю мир»

Белая К. Ю.Зимонина В. Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников» Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста Москва «Просвещение», 2006.Полынова В. К. Дмитренко З. С.  Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного  возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010

                                                            

Стихи  про грибы

Подборка детских стихов про грибы в доступной форме дадут первое представление ребенку о мире грибов, расскажут какие из них съедобные, а какие – ядовитые. Стихи о грибах для детей расширят кругозор малыша, познакомят с миром природы, поведают о красоте леса и поднимут настроение ребенку.

Боровик

Поднимает воротник.

Возле кочек ежится,

Ежится, тревожится.

Поворчать ему охота.

Он собрал своих детей

И бормочет:

- По субботам

Прячьтесь, дети, от людей.

Кто накроется листвой -

Тот останется живой.

А того, кто рот разинет,

Люди мигом прикорзинят!

(А. Лаптев )

Опята

Пень-Пенькович от опят

Конопат

До самых пят.

Очень страшно, ему

Конопушки ни к чему.

И поэтому, ребята,

Всех, их, рыжих,

До одной,

Я собрал с него

И спрятал

В кузовок берестяной.

(Н.Егоров)

Белый гриб

Я – белый гриб! Я – царь грибов!

Бесценный дар грибных лесов!

Росту в дубраве и в бору,

Прославлен широко в миру.

И если ты меня найдёшь,

Узнаешь сам, как я хорош!

(И. Пидевич)

Белый гриб

На пригорке у дорожки

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб - большой и важный.

Боровик

Сухо в солнечном бору,

Лишь росинки поутру

В травах искрятся медовых,

В колокольчиках лиловых

Да в шиповнике пахучем,

Что цветёт по горным кручам.

...Место есть в бору густом,

Где под ягодным кустом

Боровик растёт громадный,

С виду - важный и нарядный.

Он стоит в большой панаме,

В белой замшевой пижаме,

Упирается ногой

В мох косматый и седой.

А вокруг него осинки

Тонкоствольные стоят,

И осенней паутинки

Нити тонкие висят.

Посреди травы несмятой

В дикой заросли лесной

Только жук живёт рогатый

С сыном, дочкой и женой.

Поселился, сам-четыре,

Он под тем боровиком.

Были мы у них в квартире,

Угощались там медком.

Жук, жучиха и жучата —

Очень славные ребята:

Десять сказок рассказали,

Десять песен прожужжали,

К дому путь нам показали —

По тропинке напрямик.

Мы за это рвать не стали

Их любимый боровик.

(Ю.Никонова)

Радость грибника

Крут и крепок Боровик –

гриб-хозяин, лесовик.

Исподлобья поглядит –

сердце прыгает в груди!

Низкий Белому поклон –

Царь грибов недаром он.

(Г. Ляховицкая)

Грибы

По тропинке тихо шла,

Белый гриб я вдруг нашла.

Проходила по опушке –

Отыскала три волнушки.

Пошла леском –

Моховик под листком.

А шагнула напрямик –

Увидала боровик.

(В. Шульжик)

Дождевик

Этот гриб называется так:

Дождевик, или дедов табак.

Только тронешь его за бочок,

И начнёт он курить табачок.

(В. Шульжик )

Кто сеял лисички?

Кто сеял лисички?

Клим спросил у Алексея:

- Кто в лесу лисички сеял?

Звери дикие иль птицы?

- Ну, понятно кто – лисицы.

(И. Мельничук)

Мухомор

Гнуть над ним не стоит спину -

Не украсит он корзину!

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор!

(В. Шуржик)

Мухоморы

Вышли дети спозаранку

По грибы в далекий бор

И наткнулись на поганку

Да на красный мухомор.

Знай, стоит среди полянки,

А вокруг - одни поганки.

Говорит сестрица братцу,

Раскрасневшись от ходьбы:

"К ним не надо прикасаться, -

Это скверные грибы!

Ни на завтрак, ни на ужин

Мухомор совсем не нужен".

(П. Потемкин)

Груздь

Под раскидистой сосной

Отыскала белка

Непонятный гриб лесной.

Гриб, не гриб – тарелка!

- Больно странен он на вид, -

Говорят ей звери. -

- Может быть он ядовит?

Надо бы проверить.

Но смеется им в ответ

Белочка лесная.

- В нем ни капли яда нет,

Этот гриб я знаю.

А вода в нем, ну и пусть,

Даже пить удобно.

Этот гриб зовется груздь.

Он вполне съедобный!

(В. Кожевников )

Подберезовик

Подберезовик,

Подберезовик,

Ловко спрятался

Под березою.

Да не прячься ты

Так старательно –

Я найду тебя

Обязательно.

(Е. Серова)

Маслёнок

Сел мышонок на маслёнок,

А маслёнок - липкий гриб!

Вот мышонок и прилип:

- Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Мама, мама, вырyчай!

(А. Лаптев )

Сморчок

Сморчок, сморчок,

От рожденья старичок.

Вырос на опушке.

Шапка на макушке.

Дунул ветер … и сморчок

Повалился на бочок,

Весь в морщинах –

Старичина!

(А. Прокофьев)

Подосиновики

У тропинки

Под осинкой—

Красные шляпки:

Это мальчики-грибки

Разыгрались в прятки.

Чуть подальше

В тени—

Вон, какая шляпа!

Наблюдает за детьми

Строгий гриб — папа.

(С.Жуков)

Сыроежки.

Сыроежки

Очень хрупки,

Словно тоненькие блюдца,

Ты бери их осторожно,

А иначе –

Разобьются.

Сколько блюдец

Разноцветных!

Даже жаль их класть

В корзинку.

И лежит

На каждом блюдце

Чуть дрожащая росинка.

(С.Жуков)

       

    Загадки о грибах.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

 

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

 

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

 

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

 

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

 

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

 

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

 

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

 

На поляне шар лежит,

Лишь наступишь — дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это — дедушкин... (табак)

 

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

 

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

 

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте... (мухомор)

 

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

 

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

 

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

Пословицы о грибах:

  • Гриб не хлеб, а ягода не трава.
  • Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
  • Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
  • Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
  • По два гриба в ложку.
  • Дождевик, не гриб.
  • На благовещенье мороз — урожай на грузди.
  • Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся.
  • И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
  • Сморщился, как гриб.
  • Ленивому и гриб поклона не стоит.
  • С кем по грибки, с тем и по ягодки.
  • Не мешай грибам цвести!
  • Мокрое благовещенье — грибное лето.
  • Бояться волков — быть без грибов.
  • Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.

         .Человек не грибок, в день не вырастет.

  • Назвался груздем — полезай в кузов!
  • Коли грибовно, так и хлебовно.
  • По насту за грибами.
  • Нес черт грибы в коробе, да рассыпал по бору: и выросли однодворцы.
  • Что за гриб, до дождя взрос.
  • Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.
  • Растут детки, как грибки.
  • Что старый гриб на болоте.
  • На троице дождь — много грибов.
  • Стар гриб, да корень свеж.
  • Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
  • Счастливому по грибы ходить.

Конспект открытого занятия в старшей группе.

Грибы осенью

  Задачи: - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;

- учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;

- развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;

- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Методические приемы:  художественное слово, загадывание загадок.                          Игровая мотивация, беседа, объяснение, показ,  музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика. Дидактические игры, продуктивная деятельность.

Оборудование: мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок», раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов.                                                      Магнитофон, запись «Голоса леса». Телефон, корзина. Предметные картинки по теме: «Грибы».  Основа для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик» заготовка гриба. Цветная бумага, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание муляжей грибов, экскурсия в лес с родителями, беседа о характерных признаках грибов.

Ход занятия

Воспитатель:                                                                                                                        Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок. Сейчас я включу телефон, и вы его услышите:                                                      

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение старичка Лесовичка?         Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.                                                                                                                         Воспитатель: Предлагаю вам встать друг за другом, как вагончики, и под веселую музыку двинуться в путь. Во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю» и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух».

- Станция «Лесная»! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки».    Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет старичок  Лесовичок, но он пока боится выйти из леса и прячется от вас. Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».

Воспитатель: задаю вопросы.                                                                                                    Гриб, какой? Варианты ответов детей.  (лесной, красивый, съедобный, крепкий и т.д.)                                                                                                (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).

- Ребята, давайте позовем Лесовичка: «старичок  Лесовичок, выйди к нам! » с разной интонацией (шепотом, громче и совсем громко).

Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы:

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Что осенью в лесу созревает? ( Грибы.)

- Кто уже бывал в лесу?                                                                                                            

-Кто собирал грибы, какие? »

Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы.

Старичок  Лесовичок: « Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу. Дышите глубже, вдыхайте свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика), собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений), чтобы не повредить грибницу.                                                                                    

Старичок  Лесовичок читает стихотворение:                                                                            

По дорожкам, по тропинкам,                                                                                                         В лес осенний мы пойдем.                                                                                                          Бод березкой, под рябинкой                                                                                                         Мы грибочков наберем.

Дети встают и ходят по комнате, находят  расставленные грибы (плоские их изображения) .

- Как называется гриб, который ты нашел?

- Какой он, большой или маленький?

- Какого цвета у него шляпка, ножка? Какая у гриба ножка, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван?

Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.

- Какие в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные?              

Воспитатель:                                                                                                      Какие съедобные, несъедобные грибы вы знаете? Почему у грибов такие разные названия? Сыроежка, мухомор, подберезовик, подосиновик.

Старичок  Лесовичок:                                                                                            -Есть грибы ядовитые, самая ядовитая бледная поганка, мухомор. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, и человек может даже погибнуть. Собирать грибы нужно только те, которые  хорошо известные нам.

Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.

Старичок  Лесовичок:                                                                                   Достает из корзинки «грибы». Загадывает загадки.

1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой,                          круглый,  гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.                           Очень дружные сестрички, золотистые…(Лисички)

3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик:                                  На нем серый кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

4. На толстой белой ножке коричневая шапка.                                            Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)

Сравнение грибов по схеме.                  

Сравним эти грибы: лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб

- Чем они похожи и чем отличаются?

Старичок  Лесовичок:                                                                                             - Так какие же грибы можно найти в наших лесах?                                               - Ребята, кто знает этот гриб?  Рассказы детей по картинке.                                    Маслята, опята, белый гриб, мухомор, рыжик, подберезовик.

Старичок  Лесовичок:                                                                              Следующая остановка «Грибная»! Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Старичок Лесовичок:                                                                                            А что можно приготовить из грибов? Ответы детей.

Дети: Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные.

Старичок  Лесовичок:                                                                                        Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму»). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть, как их называют? Съедобные.

- Какие грибы остались на столе?

Дети: Несъедобные, ядовитые. Мухоморы, бледная поганка. Почему?

Дети: Ядовитыми грибами можно отравиться.

Старичок  Лесовичок:                                                                                   Правила поведения в природе при сборе грибов.                                           Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.   - А вы знаете зачем? 

Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Двигаемся на электричке к следующей станции

Старичок  Лесовичок:                                                                                        

Наша станция «Мастерилка»!                                                                        Ребята, мои друзья, белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму. Нужна ваша помощь.

Старичок  Лесовичок: Как мы можем помочь?

Дети: Надо помочь насобирать им грибов.

Старичок  Лесовичок: Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель: Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу

Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! »

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы» (аппликация из бумаги).

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

— Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб)

Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму). При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая»). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы:

1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;

2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;

3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.

Объяснение задание:

Показываю детям основу для аппликативных композиций «Белочка», «Ежик».

— Каждый сделает по одному грибку для зверей, а для кого, вы выберите сами.

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема  скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ). Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации: ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через 5  минут.

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов.

Старичок  Лесовичок: Молодцы! Я уверен, что звери  обрадуются, увидев ваш подарок. Они всегда будут рады видеть вас в своих владениях.

Воспитатель:                                                                                                              - Ребята, давайте попрощаемся со старичком Лесовичком.                                      - Нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции, пока мы едем, расскажите, что нового вы сегодня узнали, какие трудности испытали, чего еще вам хотелось бы узнать

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад»! На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу? Почему нельзя рвать грибы с корнем? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы?

Воспитатель: Всем спасибо за работу.

 

17 УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О ГРИБАХ

Грибы являются одними из самых необычных представителей живого мира нашей планеты, и долгое время ученые не могли решить, к какому же типу организмов их отнести – растениям или животным. В итоге, было принято решение выделить отдельный тип организмов – царство грибов. Мы собрали для вас подборку интересных фактов о них, которые способны вызвать удивление и восхищение.

1. Медовый гриб – является крупнейшим живым организмом на планете. Его мицелий охватывает площадь 2384 акров, в районе горной цепи Голубые горы (Орегон, США). Возраст этого гриба оценивается в 2,5 тысячи лет.

2. В тропических лесах Амазонии существуют виды грибов, споры которых поднимаются высоко в воздух, создавая поверхность для конденсации воды, и, таким образом, вызывая дождь.

3. Самыми дорогими грибами в мире являются трюфели – их стоимость на данный момент составляет от 3 до 7 долларов за 1 грамм, в среднем.

4. Пантерный мухомор и бледная поганка, являются самыми ядовитыми грибами в мире — шапочки последней достаточно, чтобы отравить 3-4 людей. При этом никакие виды обработки, не устраняют токсического действия.

5. Одно из интересных свойств грибов – выработка витамина D, которая, аналогично организму человека, активизируется под воздействием солнечных лучей.

6. По крайней мере, 144 вида грибов содержат психоактивные вещества, которые могут вызывать у человека галлюциногенные и другие ощущения, схожие с ощущениями от употребления наркотиков. Причем, более сотни из них растут только в Южной Америке, в частности, на территории стран Карибского бассейна.

7. Самый старый гриб был найден в 1859 году, в окаменелости, возраст которой около 420 миллионов лет.

8. Многие грибы, как и растения, растут в сторону света, ориентируясь за солнцем. Вот только ученые пока все еще не понимают, как именно и для чего, эти организмы используют солнечный свет.

9. Стенки спор грибов содержат хитин – самое жесткое биологическое вещество на планете.

10. При благоприятных условиях, споры некоторых грибов могут находится в состоянии «покоя» в течение десятилетий и даже столетий, сохраняя при этом способность к прорастанию.

11. Жизнеспособность грибов может вызвать удивление у каждого – некоторые их виды способны выдержать все возможные виды излучений, а в 2002 году, грибница была обнаружена даже внутри разрушенного реактора в Чернобыле.

12. Некоторые виды грибов вырабатывают антибиотики, которые уничтожают микроорганизмы, конкурирующие с ними за доступ к питательным веществам.

13. 350 миллионов лет назад, на территории нынешней Саудовской Аравии, росли грибы, высота которых достигала 8-10 метров!

14. В Китае выращивается около 70% всех поставляемых на продажу грибов в мире.

15. Веселка обыкновенная – самый быстрорастущий вид грибов. Хотя и живут они всего около двух дней, но, скорость их роста может достигать 5 мм в час.

16. Грибы-трутовики, растущие на стволах деревьев, могут жить до 80 лет.

17. Грибы являются ценным источником белков, и при этом, содержат почти нулевое количество холестерина.

Мир грибов хранит множество тайн, и, вполне возможно, что вскоре нас ждут новые интересные открытия.

Волнушка розовая

Волнушка розовая - очень распространенный гриб, растущий в березовых и смешанных с березой лесах. Растет она обычно группами, поэтому, найдя одну волнушку, стоит поискать поблизости другие грибы, а может быть, целое семейство. Волнушка розовая крупнее своей родственницы - волнушки белой. Шляпка ее обычно от 4 до 12 см в диаметре, плоская, пушистая, с небольшой воронкой в центре, красно-розовая, с ярко выраженными зонами этих оттенков. Края сильно завернуты наружу. Ножка длиной 4-9 см, пушистая, с возрастом становится голой. Чаще всего ножка одного цвета со шляпкой, но немного светлее.

Мякоть гриба ломкая, белая или кремовая. Гриб содержит острый и горький на вкус млечный сок, не меняющий окраски на воздухе. На нижней стороне шляпки располагаются беловато- или желтовато-розовые частые пластинки. Волнушка розовая съедобна, считается грибом второй категории. Ее собирают и солят грибники, кроме того, соленую розовую волнушку можно купить в магазине. Розовая волнушка не ядовитая, но очень горькая и невкусная в свежем виде. Едят эти грибы только солеными или маринованными через 40-50 дней после засола, когда горечь исчезнет.

Писатель Олег Чистовский в своей книге «Знакомые незнакомцы» описывает случай, когда группа ученых, исследовавших Восточный Саян, по несчастью осталась без запасов пищи. В кедровых лесах, по которым двигались исследователи, звери не водились, и охота была исключена. Тогда ученые стали питаться вареными волнушками. И хотя это была не очень подходящая еда (в вареном виде волнушка для желудка неприемлема), ученые выжили только благодаря грибам.

Ближайшая родственница волнушки розовой - волнушка белая. Шляпка волнушки белой - белая или кремовая, в серединке розоватая, диаметром 4-8 см, пушистая, вдавленная посередине. Края шляпки загнуты наружу, пушистые. Ножка короткая, 2-4 см длиной и 1,5-2 см высотой, белая или розоватая, пушистая или голая.

Мякоть гриба белая или розоватая, приятно пахнет. Гриб содержит белый млечный сок, который не изменяет окраску на воздухе. Нижняя сторона шляпки покрыта частыми узкими светло-палевыми, белыми или розоватыми пластинками.

Растет волнушка белая в лиственных и смешанных лесах, любит соседство березы, встречается на лугу около леса, а также в молодых березняках. Сезон ее начинается в конце лета и продолжается до октября. Встречается она реже, чем волнушка розовая. Волнушка белая съедобна. Она считается грибом второй категории, хотя немногие грибники любят ее собирать. Некоторые ученые считают ее вовсе не съедобной. Едят ее только соленой, причем через много дней после засола.

Волнушка принадлежит семейству сыроежковых. И правда, по внешнему виду она чем-то напоминает сыроежку. Однако главное отличие сыроежки от волнушки - это отсутствие белого сока, который выделяется при разламывании гриба. По этому признаку вообще разделяют два рода грибов - сыроежка и млечниковые, к которому принадлежит волнушка.

От остальных млечников, и в первую очередь от белянки, она отличается формой и расцветкой шляпки, а также полой ножкой, которая у молодых плодовых тел покрыта пушком. Опытные грибники считают, что за массовым появлением волнушек, в народе обычно называемых волжанками, или красулями, наступает пора «настоящих», то есть сентябрьских, груздей.

Груздь настоящий

Настоящий груздь появляется осенью, когда блекнет листва, пестрой становится трава, каждый день идут затяжные дожди. Для поиска груздей нужна особая сноровка: следует присматриваться ко всем кочкам и бугоркам на земле, поскольку только вздутая листовая подстилка и подсказывает, где расположилось семейство грибов.

Гриб, найденный под прелыми листьями, кажется совершенством. Его молочно-белая, словно мрамор, шляпка поблескивает в руках, будто перламутр. Другие виды груздей тоже имеют белые шляпки, но ни у одного из них никогда не бывает шляпки такой чистой белизны, как у настоящего груздя. По белизне одежд с груздем не сравнится ни благородный боровик, ни сыроежка.

Нарядность грибу придает и пушистая бахрома по краям шляпки, по этому признаку легко отличить настоящий груздь от его двойников: скрипицы, перечного груздя, белого подгруздка.

Грузди издавна славились как самые знаменитые грибы русской кухни. Прежде Россия служила основным поставщиком груздей в европейские страны. Самые лучшие, высший сорт - это маленькие крепкие груздочки (размер шляпки не более 2,5 см). Миниатюрные соленые грузди в бутылках отправляли в Европу. В Париже, например, они считались деликатесом. Соленые грузди первого сорта имели размер шляпки до 5 см, а вторым сортом шли грибы, шляпки которых достигали 9 см в диаметре.

Масленок зернистый

Масленок - это один из самых вкусных грибов. Правда, хлопот с ним многовато: каждый грибок нужно непременно очистить от кожицы и только потом готовить по вкусу и настроению. Название дано грибу неслучайно: на ощупь он скользкий, маслянистый, кожица покрыта слизью.

Никакие хлопоты не останавливают грибников, которые устремляются в лес в надежде набрать полную корзину маслят. Кстати, сделать это нетрудно даже совсем неопытному сборщику. Маслята - «народ» удивительно дружный: где один грибок, там и еще десяток. Длинные вереницы грибов прячутся в траве, под опавшими хвоинками. Вот только надо угадать и поспеть к тому сроку, когда грибы все мелкие, крепкие, один к одному; иначе грибника ждет огорчение: порой срезает он один масленок за другим, а грибы все переросшие, червивые, так что из десятка в корзину попадет разве что один.

Зернистый масленок очень похож на настоящий, но не имеет пленчатого кольца на ножке. Кроме того, зернистый масленок не такой скользкий, так как на шляпке у него меньше клейкой слизи. Зернистым масленок назван из-за небольших бородавочек или зернышек, имеющихся на верхней части его ножки. В отличие от настоящего зернистый масленок предпочитает сосновые боры южных местностей, где он растет в исключительном изобилии и встречается гораздо чаще, чем настоящий.

Красный мухомор

Красный мухомор представляет собой гриб-галлюциноген. В его мякоти содержатся холин и алколоид мускарин, а также вещества, возбуждающе действующие на нервную систему. Галлюциногенные свойства гриба были известны еще в глубокой древности.

В Индии и Южной Америке красный мухомор широко использовался в ритуальных церемониях. Народы Крайнего Севера издревле были осведомлены об этих свойствах мухомора и считали их ниспосланными свыше. Проводились даже церемонии поклонения «божественному грибу»; во время этого ритуала каждый участник съедал кусочек красного мухомора, приходя в состояние экстаза. Галлюцинации, вызываемые грибом, толковались как послания небес.

Народы Крайнего Севера и Сибири широко использовали этот гриб, заменяя настоями и отварами мухомора спиртные напитки. Путешественники, посещавшие Сибирь в XVII веке, удивлялись, наблюдая, как, отведав отвара из сушеных, пурпурных, с белыми бородавками шляпок гриба, местные жители впадали в состояние, сходное с алкогольным опьянением. Часто оно переходило в глубокий сон, сопровождавшийся галлюцинациями.

Несмотря на то что мухомор ядовит, он находит широкое применение в медицине. С давних времен препараты из мухомора применяли при различных опухолевых заболеваниях, туберкулезе, болезнях нервной системы, ревматизмах и артритах. Настои из свежего красного мухомора использовались для уничтожения насекомых.

Красный мухомор широко распространен на европейском континенте и в Северной Америке. Однако экспериментальным путем доказано, что наиболее ядовитая разновидность красного мухомора произрастает в Сибири. Мухоморы Японии и США способны вызвать состояние, близкое к алкогольному опьянению, но только сибирские грибы могут стать причиной смерти из-за повышенного содержания токсинов в их мякоти.

Плодовые тела красный мухомор образует обычно в июле-августе, но если год выдался засушливым, массовое плодоношение сдвигается на более поздние сроки. Иногда красавца в красной, с белыми веснушками шляпке можно увидеть даже в октябре.

Мухомор живет 15 дней. Сначала из земли показывается белое «яйцо» - гриб, окутанный покрывалом. Затем покрывало лопается, и только часть его остается на шляпке в виде хлопьевидных остатков или бородавок. Споры гриба созревают сразу же после отделения кольца от шляпки. На 2-3-й день после созревания они начинают плодоносить; спороношение продолжается 4-5 дней, после чего гриб засыхает.

Если год дождливый, то белые бородавки на шляпке гриба могут быть смыты дождем, и красный мухомор легко перепутать с сыроежкой. Поэтому следует проявлять особую осторожность, собирая грибы в дождливый сезон. От сыроежек мухомор отличается наличием свободных пластинок, кольцом вверху и валиком внизу ножки.

Родственный вид красного мухомора - мухомор королевский. Он отличается, прежде всего своим коричневатым цветом шляпки.

Многочисленные бородавки, располагающиеся концентрическими кругами на шляпке, могут иметь не чисто-белый, а серо-коричневый или охряный оттенок. Ножка мухомора, а также кольцо и клубень - охряного цвета, внизу на клубне имеется 3-4 кружка бородавок. Цвет мякоти гриба белый, но под кожицей более темного оттенка. Растет этот гриб в основном в северных и средних широтах.