Мои публикации
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Мингалиева Вера Васильевна

Перспективный план игровой эксперементальной деятельности

Кружок "Волшебный песочек".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком в I  младшей группе

Кружок «Волшебный песочек»

 

Сентябрь

неделя

название игры

цель

задачи

оборудование, ход игры

 1-2

«Чудо-песок»

 

Формирование  знаний о свойствах сухого и влажного   песка.

- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

- Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

 

Оборудование: Песочница или ящик с песком, воронка, ведерки, формочки, совочки.

Воспитатель показывает, как песок пересыпается из ведерка в формочку, как сыплется песок через воронку. Спрашивает, можно ли "испечь" куличики из сухого песка.  Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергайте, а предлагайте проверить опытным путем. Естественно, что форма не сохраняется, тогда воспитатель поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы или поднос и объясняет, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет.

3-4

«Чудо-водичка»

 

Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

.

 

- Активизировать словарь детей «горячая», «тёплая», «холодная»;

- Формировать у детей умение называть температуру воды.

-  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Оборудование: ёмкости с водой разной температуры (горячей, холодной, теплой), фартук из клеёнки, салфетка.

Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы. Выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей — можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды.

октябрь

1-2

«Песочный дождик»

 

Продолжить знакомить со свойствами сухого песка.

 

- Развить тактильные ощущения;

-  активизировать в речи детей слова: воронка, пустая, полная, сыпется

- воспитывать аккуратность при работе с песком.

 

Оборудование: ящик с песком, ситечко, совочек.

Ход игры: воспитатель говорит «В сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит».

Воспитатель просеивает песок сквозь ситечко на ладони детей с расставленными пальчиками. Затем даёт возможность каждому ребенку попробовать самому просеять песок. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).

3-4

«Дождик»

Сформировать знания детей о свойствах воды: капает, льётся.

- развивать наблюдательность, любознательность;

- вызвать у детей положительные эмоции. 

Оборудование: стол-ванна,  лейка.

Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему. Чтобы было интереснее в ванну с водой можно положить  пластмассовые игрушки и, поливая их вспомнить потешки, стишки про дождик. Затем дать ситечко и предложить детям выловить игрушки из воды. В процессе эксперимента дети заметят, что вода проливается в дырочки ситечка, а игрушки остаются в ситечке.

ноябрь

1-2

«Сыпется не сыпется»

Формирование  знаний о свойствах сухого и влажного   песка.

-  Учить видеть разницу при использовании предметов разной величины

- Познакомить с понятиями быстро – медленно;

- воспитывать аккуратность при работе с песком.

-  активизировать в речи детей слова: воронка, пустая, полная, сыпется;

-  Развить сообразительность.

Оборудование: ящик с песком, воронка большая, воронка маленькая, ведерко, совочек.

Воспитатель ставит большую воронку в ведерко, и показывает детям,  как песок будет высыпаться из воронки в ведро. Затем берет вторую воронку меньшего диаметра и одновременно насыпает песок в обе воронки, и выясняют, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее и почему.

Воспитатель обращает внимание на то, что сухой песок хорошо сыплется. Даёт детям возможность самостоятельно пересыпать песок через воронки в ведерки. Затем воспитатель вместе с детьми поливает часть песка водой, перемешивает лопаткой и показывает, что мокрый песок не сыплется, но из него можно лепить.

3-4

«Веселые пузыри»

 

Расширить представление о свойствах воды - возможности окрашивания.

 

- Развивать координацию и мелкую моторику рук;

- Приучать  называть основные цвета.

- Побуждать детей к разнообразным действиям с водой.

- воспитывать аккуратность при работе с водой

 

Оборудование: стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, соломинки для коктейлей.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2—3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная). Затем воспитатель предлагает детям сделать простую воду разноцветной. Для этого надо размешать акварельную краску в стаканчике с водой.

Дети выполняют задание и замечают, что вода изменилась, стала цветной. Затем выясняют, что вода может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Воспитатель предлагает детям опустить в воду соломинки для коктейлей и подуть в них. В воде появляются веселые пузырьки.

декабрь

1-2

«Песочные прятки»

 

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

 

Оборудование: ящик с песком, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Педагог. Игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Выберите  понравившиеся вам игрушки. Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. А после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Вы можете раскапывать песок пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Предлагается несколько небольших игрушек. Сначала воспитатель прячет игрушки, пытаясь их закопать в песок так, чтобы они расположились по всему ящику, а дети вместе их ищут и называют нашедшую игрушку. Затем закапывает тот ребенок, который первый нашел игрушку, а остальные дети продолжают искать. Игра повторяется несколько раз.

3-4

«Плавает или тонет»

 

Дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

 

-  формировать умение играть с водой, с разными игрушками,

- закрепить такие понятия, как «тонет - не тонет», «тяжелый – легкий»;

- развить мелкую моторику.

Оборудование:  таз с водой, различные предметы.  

Взрослый и дети стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат различные предметы. Дети поочередно бросают их в воду и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.

Затем детям можно предложить достать из таза предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну -тонущие, в другую -плавающие).

январь

1-2

«Дорожки из песка»

 

Формирование знаний о свойствах  сухого  песка.

Развитие тактильной чувствительности.

 

- развитие зрительно-моторной координации, воображения.

Оборудование: ящик с песком, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая дорожки прямые и извилистые, простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения требуется многократное повторение. Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, медвежонка и т.д.), который заблудился и не может найти дорогу домой.

3-4

«Какая разная вода»

 

Дать представление о льде и свойстве воды превращаться в лёд.

- Формировать умение называть основные цвета.

- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оборудование: Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке, стакан с прозрачной водой, цветная вода в стаканчиках.                             Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод: лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

февраль

1-2

«Песочная сказка»

 

Формирование знаний о свойствах  влажного   песка.

Развитие тактильной чувствительности.

 

- развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения, речи.

 

Оборудование: ящик с песком, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки. 

Воспитатель напоминает детям, что мокрый песок хорошо лепить и на мокром песке получаются более четкие узоры. Предлагает детям нарисовать на мокром песке разные дорожки (волнистую, прямую, и построить заборчик). Затем воспитатель говорит, например: «По волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы» — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанное место (именно тут и идет классификацию). Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?»

3-4

«Рыболовы»

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; развитие умения пользоваться сачком и удочкой для вылавливания рыбок из воды.

 

- развить внимание, координацию движения;

- закрепить знания детей о цвете;

- развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды и действовать по просьбе взрослого;

-воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Оборудование: стол-ванна, набор для ловли рыбок (сачок, удочка, рыбки), ведро.  

В воде, налитой в емкость стола-ванны, плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка.

- Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как много их плавает здесь. Какие они красивые! А чем же мы будем ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. Посмотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробовать поймать рыбку?

 Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.

Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом, а позже с использованием удочки с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб.

Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями взрослого и похвалой в адрес ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»

март

1-2

«Маленький повар»

Развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики, моторики.

 

- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

 

Оборудование: ящик с песком, набор формочек.

Ход игры: Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку "выпекать" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей.

3-4

«Купание куклы Кати»

 

Формировать у детей умение ухаживать за своим телом.

-Закрепить умение называть температуру воды.

-  Упражнять в назывании предметов одежды, белья.

-Воспитывать аккуратность при работе с водой.

  

 

Оборудование: кукла, тазик, мыло, полотенце.

Предложите ребенку искупать куклу. Сначала ее надо раздеть и аккуратно сложить одежду. Затем предложите посадить куклу в таз и помыть ей головку, животик, спинку, ручки и ножки. старайтесь, чтобы ребенок выполнял действия самостоятельно. Насухо вытереть полотенцем. Можно произносить потешки о воде.

апрель

1-2

«Песочный городок.»

Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

 

- закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

 

Оборудование: ящик с песком, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Жители песочной страны просят нас помочь им построить домики» Для начала надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. Предлагает детям самим придумать что будет в их городке.

Можно сделать ямку, канавку, мостик, горку, норку… Затем обыграть постройку с помощью миниатюрных фигурок.

3-4

«Постираем кукле платье»

 

Закрепить понятие о «мокром» и «сухом».

- Закрепить умение называть температуру воды.

- Закрепить название одежды.

- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).

- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

 

Оборудование: тазик, мыло, веревочка. Ход игры: Группа детей стоит около таза с водой. «Сегодня я хочу постирать кукольное белье», говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму. В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим. Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды).

май

1-2

«А у нас сегодня праздник»

 

Создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.

 

- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

 

Оборудование: куклы, фигурки животных, разная мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.

3-4

«Разноцветные кораблики»  

 

Развитие внимания, координации движений.

- закреплять знания детей о цвете;

- воспитывать аккуратность при работе с водой. 

 

Оборудование: стол-ванна, кораблики разного цвета.

Ребенку предлагается опускать в стол-ванну с водой разноцветные кораблики. Предложить детям подуть на них, чтобы они двигались.  В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...