"Организация "Центров детской активности" в пространстве групп ДОУ"
консультация по теме

Воронина Елена Алексеевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов ДОУ38.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация «Центров детской активности» в пространстве групп ДОУ»

Собственный социальный опыт и систему представлений об окружающем мире ребенок получает в непосредственном общении с взрослыми. Другим источником развития ребенка является окружающая его среда, обеспечивающая разные виды активности дошкольника. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Именно среда становится для него средством получения разносторонней информации об окружающем мире, природе, других людях. И от того, какая среда окружает ребенка до поступления в школу, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. 

Развивающая предметно - пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитываются возрастные особенности для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
  • Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации программы ФГОС;
  • Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми, так и с  взрослыми;

В процессе взросления ребёнка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  • Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
  • Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр творчества».
  • Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО РППС создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • Содержательно-насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Доступной
  • Безопасной

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

  • Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
  • Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей.
  • «Тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку.
  • Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры.
  • Материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве.
  • Центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы.
  • Центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий.
  • Для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.).
  • В помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы).
  • Помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров.
  • Все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка.
  • У каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Таким образом, развивающая среда создается с учетом возрастных возможностей детей и интересов конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разно уровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.

Центр патриотического воспитания

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента
  • Карта страны, глобус
  • Куклы в национальных костюмах
  • Альбомы с архитектурными памятниками города.
  • Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Репин, Третьяков,Тургенев, Мусоргский, Толстой ,«День Победы» и др.)
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики и другая традиционная русская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из  дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; русские народные игрушки)
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города
  • Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников
  • Различная познавательная и художественная литература
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
  • Родословные древа детей

Центр здоровья

  • Спортивное оборудование
  • Альбомы («Мужские и женские виды спорта», «Портреты спортсменов мужчин и женщин», «Спортивная одежда для мальчиков и девочек в разные сезоны» и др.)
  • Картотека игр (Народные, хороводные, подвижные)
  • Папки – передвижки («Гимнастика для глаз», «Неприятная вещь плоскостопие», «Держи осанку»…)
  • Оборудование для закаливания (дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания и др.)

Центр художественного творчества

  • Народные игрушки, росписи (филимоновская, дымковская, каргопольская, богородская; жостовская, городецкая, хохлома, гжель)
  • Репродукции картин (пейзажи, натюрморты, портреты, иконопись, графика)
  • Схемы (Животных, птиц, людей, деревьев, транспорта и др.)
  • Трафареты
  • Раскраски
  • Дидактические игры
  • Альбомы («Мужской образ», «Женский образ», «Художники – иллюстраторы» и др.)

Центр музыки

  • Музыкальные инструменты
  • Атрибуты
  • Портреты композиторов
  • Иллюстрации к песенному репертуару
  • Картотека («Всё о музыке» /стихи, загадки/)
  • Музыкально – дидактические игры («Повтори за мной», «Долгие и короткие звуки» и др.)
  • ТСО (музыкальный репертуар: минусовки, классическая, инструментальная музыка, музыка для релаксации…)

Центр театра

  • Разные виды театра (пальчиковый, теневой, рукавичек, би-ба-бо, настольный, марионеток, фланелеграф)
  • Атрибуты (сумки, галстуки, ленты, бусы и др.)
  • Разные виды ширм, фланелеграф, ковролин
  • Костюмерная
  • Иллюстрации к сказкам
  • Альбомы («Актёров, артистов театра и кино», «Все профессии хороши, выбирай на вкус» и др.)

Центр «Мир книг»

  • Художественная литература
  • Альбомы («Портреты писателей», поэтов; «Художники – оформители детских книг»…)
  • Энциклопедии (История открытии», «Мир и человек», «Миллионы лет до нашей эры», «География» и др.)
  • Тематические выставки («День рождения Пушкина», «День Победы», «Картины родной природы», «Выставка детских художников» и т.д.)
  • Книги, созданные детьми с рассказами из личного опыта

Центр развития речи

  • Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук («Волшебные узелки», разные виды шнуровок, разноцветные волчки, пластилиновые узоры и др.)
  • Игры на диафрагментального дыхания
  • Дидактические игры на обогащение словаря («Кто где живёт», «Кто как кричит», «Скажи ласковой слово», «Подбери словечко», «Один и много» и др.)
  • Дидактические игры на развитие речи
  • Тематические альбомы (Овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспортные, домашние и дикие животные и др.)
  • Альбомы на развитие артикуляционного аппарата (артикуляционные профиль, фотографии с артикуляции на все звуки, предметные картинки на свистящие, шипящие, сонорные, и другие звуки)
  • Картинки (сюжетные, предметные на составление рассказов)
  • Касса букв (алфавит, наборное полотно)
  • Книги для чтения по слогам
  • Картотека (стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок)
  • Игры на развитие фонематического слуха («Какое слово лишнее», «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Что мы слышим за окном» и др.)

Центр конструирования

  • Разные виды конструктора (мелкий (настольные), крупный (напольный) строительный материал и лего и др.)
  • Разные виды транспорта
  • Макеты (домов, микрорайонов)
  • Дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие)
  • Альбомы («Разные виды домов», «Разные виды мостов», «Разные виды транспорта» наземный, воздушный, водный)
  • Образцы (иллюстрации, рисунки, фотографии, чертежи, схемы частей строения)
  • Природный и бросовый материал (крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др.)

Центр сенсорного и математического развития

  • Игры на  развитие сенсорного восприятия  в соответствии с возрастом и развитием детей
  • Игры на  формирование элементарных математических представлений по количеству и счету,  величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и  времени
  • Счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
  • Занимательный материал математического содержания (задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия  и др., математические загадки, математические считалки, математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
  • приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

Центр сюжетно – ролевой игры

  • «Дом»
  • «Больница»
  •  «Поликлиника»
  • «Российская армия»
  • «Космические полёты»
  • «Военно-Морской флот»
  • «Магазин»
  • «Салон красоты»
  • «Правила уличного движения»
  • «Школа»
  • «Детский сад»
  • «Библиотека»
  • «Ателье»
  • «Парикмахерская»
  • «Автобус»,
  • «Такси» и др.

Центр безопасности

  • Макет проезжей части, 
  • Модели транспортных средств (службы спасения, спец.транспорт, железно-дорожный транспорт)
  • Дидактические игры по ПДД, пожарной безопасности,
  • Раскраски
  • Обучающие диски, буклеты и памятки для родителей,
  • Методическая и художественная литература
  • Напольное полотно, имитирующее проезжую часть с указанием пешеходного перехода и светофором.
  • Алгоритмы действий при различных ситуациях
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Центр природы и экспериментирования

  • Дидактические игры («Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес» и др.)
  • Демонстрационный материал («Животные обитающие на территории нашей страны», Животные Африки»…)
  • Географические карты, глобус (Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации)
  • Энциклопедии («Новая детская энциклопедия», «Тайны живой природы», «Мир животных и растений», «Чудо – всюду»,  «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого» и др.
  • Познавательная литература для детей (Тамбиев А.Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр., Крутов В.А. «Жизнь насекомых», Дмитров ИД «Карапуз», 2003. И др.)
  • Паспорта растений
  • Папка-передвижка на экологическую тематику
  • Макеты («Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др.)
  • Альбомы по экспериментированию «Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др.)
  • Приборы, материалы для исследования (Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д.)
  • Альбомы («Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы»)
  • Аудио материал на природоведческую тематику
  • Картотека (комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений)
  • Комнатные растения (подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста)
  • Календарь наблюдений  (за живой и не живой природой)

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты. Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия.

Возможные виды самостоятельной деятельности детей, развернутые ими в развивающей среде группы и участка детского сада:

  • самостоятельная индивидуальная деятельность детей с материалами и пособиями, которые специальным образом оформлены или подобраны – «самообучение» – «самообразование» ребенка (проектировать возможные действия детей с материалами и пособиями);
  • самостоятельная деятельность как познавательные инициативы детей через проявление интереса и любознательности, вопросы к взрослому, привлечение взрослого к деятельности, самостоятельное экспериментирование детей с предметами и материалами – накопление опыта (проектировать возможные инициативы детей);
  • самостоятельная деятельность детей по использованию накопленных (приобретенных) представлений в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре – перенос на новое содержание (проектировать условия и возможное содержание деятельности детей).

Литература:

  • Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. 2014г.No8.
  • Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2007.
  • Кирьянова Р. А. Проектирование предметно - развивающей среды  в  дошкольном образовательном  учреждении  компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей.-  СПб.: КАРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РМО "Развитие двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства группы"

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.В. Шишкина...

Положение о смотре - конкурсе «Организация развивающих центров детской активности в группах МБДОУ № 10»

Материал содержит документ, регламентирующий проведение смотра-конкурса «Организация развивающих центров детской активности в группах МБДОУ № 10»...

Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей....

Консультация для педагогов: «Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»

В (пункте 1.4. ФГОС ДО) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности....

«Организация группового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности»

Данный материал поможет организовать группове пространство для развития детской инициативы....

Доклад из опыта работы на тему «Организация пространства группы для развития двигательной активности детей раннего возраста»

Доклад знакомит с организацией пространства группы для развития двигательной активности детей....

«Центры детской активности» в пространстве группы

laquo;Центры детской активности» в пространстве группыПредметно – развивающая среда— система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая со...