АРТ-ТЕРАПИЯ. ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЯМ АРТ-ТЕРАПИЯ?
консультация на тему

ВикторияИсадченко

Миссия искусства в человеческой жизни – соединять мысли, душу и плоть. Искусство – посредник среди людей, помогающий понимать друг друга и собственную жизнь и сближающий меж собой и с природой. Искусство – это выражение чувств и передача индивидуального взгляда на созерцаемые вещи посредством пластики, речи и/или музыки. Искусство многогранно, оно может быть боевым и фито, арт и спортивным. Искусство в архитектуре, скульптуре, музыке, поэзии, литературе, живописи, кинематографии, фотографии… Дома, на работе, на улице… – везде. Могущество искусства – в воздействии на людей.

С середины ХХ века психологи и психотерапевты усиленно изучают исцеляющие возможности терапии искусством. Драма-, танцедвигательная, музыко-, художественная, цвето-, смехо-, природо- терапия. Все перечисленные занятия искусством объединяются одним термином – арт-терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПИЯ. ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЯМ АРТ-ТЕРАПИЯ?

Воспитатель: Исадченко В.В.

Миссия искусства в человеческой жизни – соединять мысли, душу и плоть. Искусство – посредник среди людей, помогающий понимать друг друга и собственную жизнь и сближающий меж собой и с природой. Искусство – это выражение чувств и передача индивидуального взгляда на созерцаемые вещи посредством пластики, речи и/или музыки. Искусство многогранно, оно может быть боевым и фито, арт и спортивным. Искусство в архитектуре, скульптуре, музыке, поэзии, литературе, живописи, кинематографии, фотографии… Дома, на работе, на улице… – везде. Могущество искусства – в воздействии на людей.

С середины ХХ века психологи и психотерапевты усиленно изучают исцеляющие возможности терапии искусством. Драма-, танцедвигательная, музыко-, художественная, цвето-, смехо-, природо- терапия. Все перечисленные занятия искусством объединяются одним термином – арт-терапия.

Как лечат арт-терапией, или Что взять на заметку у практикующих арт-терапевтов?

При использовании арт-терапии психологами (арт-терапевтами) воздействие на мозг происходит на 3 уровнях: духовном, вибрационном и эмоциональном. Психотерапевты, практикующие арт-терапевты, используют разные подходы к пациенту и придерживаются разных точек зрения на исцеление искусством:

1) с помощью арт-терапии устанавливают с клиентом более тесный контакт и получают доступ к его переживаниям;

2) эффект творчества используют для отвлечения мыслей пациента от наболевшего и создания у него положительного настроя;

3) считают, что арт-терапия сама помогает человеку сублимировать чувства, дает выход деструктивным эмоциям, изменяет эмоциональное состояние.

Что такое эмоция? Слово «эмоция» произошло в ХVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, видна смысловая связь слов «эмоция» и «движение». Ученый Д. Стюарт назвал позитивные эмоции «энергетическим источником жизни», а негативные – «кризисными аффектами», которые нужны для выживания и трансформируются в позитивные посредством игры. Эмоции базируются на эмоциональном тоне ощущений, которые сопровождают впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые и другие), в том числе это эмоциональный отклик на произведения искусства.

Именно принцип воздействия на тон ощущений и лежит в основе науки арт-терапии. В нашей современной культуре и жизни мы относимся к эмоциям, чувствам и телу как к чему-то неосознанному. Социальное окружение вынуждает человека подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в психосоматических заболеваниях (п.з. – результат таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины). Как говорил один ученый об эмоциях – каждая из них имеет свою ценность в выживании, но та же эмоция, которая подавляется, может исказить тело.

Когда наступает время для арт-терапии? Когда наступает тяжелый момент в жизни, будь то накопившаяся усталость или стресс, человек начинает искать то, что сможет отвлечь его мысли от негатива. Часто за положительными эмоциями обращаются к искусству или спорту, даже к экстремальному спорту. Например, прыжок с парашютом в депрессивных ситуациях хороший помощник, поскольку вызываемые данным действием чувства – страх, восхищение – намного сильнее существующего негатива, а большие чувства (эмоции) поглощают меньшие. Но это не исцеляет мозг и душевное состояние, а наносит большую травму – убивает нервные клетки, подавляет.

Арт-терапия – метод релаксации, отвлечение от искусственно созданной реальности, помощь в самовыражении, в решении существующих проблем, в концентрации на важных задачах.

К ней и стоит обратиться в стрессовых ситуациях и истеричных состояниях. (Однако если состояние очень критично, лучше не практиковать самим, а обратиться к специалистам – врачам и психологам.)

Где в жизни встречается арт-воздествие? Чтобы успокоиться, снять психическое напряжение, сосредоточиться, неосознанно (часто – разговаривая по телефону) вы берете ручку и на клочке бумаге начинаете рисовать или штриховать геометрические фигуры. Мать убаюкивает своего ребенка колыбельной песней. Ученые сравнивают это по силе воздействия со снотворным, в то же время целебным. В оздоровительных санаториях, на занятиях лечебной физкультурой уроки проходят с музыкальным сопровождением – это позволяет усилить эффект процедуры. В акушерской практике музыка применяется на определенных этапах родовспоможения – это расслабляет роженицу и благотворно влияет на плод.

Почему родителям следует овладеть приемами арт-терапии? Безусловно, овладеть арт-терапией профессионально, прочитав одну статью, невозможно, но воспользоваться некоторыми ее приемами родителям стоит. Первый раз в сад, первый раз в школу, период экзаменов – все это стрессовые ситуации для неокрепшего организма ребенка. Чтобы воспитать в ребенке устойчивость к стрессовым ситуациям, любовь к прекрасному и к работе, а также развить мозг (так как работа пальцами развивает умственные способности), можно воспользоваться такими приемами арт-терапии перед стрессовой ситуацией и после нее:

Сказкотерапия и игротерапия: а) придумать сказку; б) прочитать начало незнакомой сказки, придумать окончание; дочитать сказку; обсудить.

Терапия изобразительным искусством:

а) взяв много разноцветных фломастеров, рисовать все что угодно, не думая; найти сходства с предметами и объектами;

б) нарисовать свой портрет; затем рисовать всё, о чём вы думаете.

Природотерапия:

а) наблюдать и слушать птиц; фантазировать, что они хотят сказать; дома рисовать увиденных птиц;

б) описывать, на что или на кого похожи облака;

в) после пикника на природе перед сном говорить с ребенком о том, что ему понравилось.

При сеансе арт-терапии важно:

1) перед началом совместного творчества закрыть глаза и расслабиться;

2) работать совместно, но каждый над своим делом;

3) часто смотреть в глаза;

4) помогать;

5) не отвлекаться от работы;

6) сохранять спокойствие всегда;

7) создать приятную атмосферу (хорошо включить тихую музыку или голоса природы как цветной фон вашего творчества);

8) обсуждать процесс (сеанс) по его окончании.

Как правильно выбрать искусство для «лечения»? Чтобы определить, какой вид арт-терапии будет иметь большее воздействие, ответьте на следующие вопросы:

1. К какому виду искусства имеется склонность?

2. Что приносит большее удовольствие?

3. Зевает ли человек во время сеанса (в том числе домашнего)?

4. Охотно ли приступает к затеваемой вами «игре»?

От правильно подобранного вида искусства зависит «выздоровление» личности, укрепляется волевой и эмоциональный фон. В процессе творчества тренируется умение самовыражаться, происходит самоутверждение, удовольствие от полученного результата вызывает положительные эмоции. Большее количество положительных эмоций за день формирует оптимистичный настрой личности в жизни. Сколько же еще пользы приносит искусство? Родители, работая с ребенком (например, рисуя с ним), снимают психологическое напряжение, избавляются от отрицательных эмоций, налаживают близкий контакт, укрепляют родственные связи. С помощью арт-терапии чувства (эмоции), которые с возрастом ослабели и огрубели, – освежаются. Можно не только любоваться произведениями искусства, но и лечиться в процессе их создания!