Консультация Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
консультация по теме

Котова Ольга Антоновна

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 43 «Аленушка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

города Невинномысска

Консультация

На тему: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Подготовил:

воспитатель Котова О.А.

Невинномысск 2017

Детство младшего дошкольника –очень важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное представление об окружающем мире, начинает складываться личное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В игре развиваются духовные силы и физические навыки ребёнка, его внимание, речь, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а также творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Сюжетно-ролевая игра - это творчество, в котором ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.

Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые представления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которых прежде всего хочется подражать.

Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о младших. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.

В сюжетно-ролевой игре дети отображают жизнь и труд взрослых.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, лечат зверушек, готовят обед. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности - быть как взрослый. Желание ребенка делать то, что делают взрослые и стремление использовать те же инструменты - это свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью и участвовать в их работе.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Только в сюжетно-ролевой детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Прежде чем взять на себя роль клоуна в цирке, нужно найти колпачок, а это может быть перевернутый пластиковый стакан из набора детской посуды.

Любая детская сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива. Игра формирует такие качества как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Сюжет игры - это действительность, которая находит отражение в игре. В сюжете ребенок отражает свое отношение к миру. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети накапливают опыт социальных отношений между людьми, опыт социальных переживаний. Наиболее распространенными сюжетами являются:

• профессиональные (доктор, повар)

• военизированные («стрелялки», «догонялки»)

• созидательные (строительство)

• поиск и открытие (путешествие, «космос»)

• связанные с искусством (цирк, театр)

• сказочные

• фантастические

• этнографические («масленица»).

Обогащение игровых сюжетов детей формируется через экскурсии, наблюдения, ознакомительные беседы о труде окружающих людей, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изобразительную деятельность, конструирование, физкультминутки, пальчиковую гимнастику. Все эти формы взаимодействия взрослого и ребенка являются основным способом обогащения игрового опыта детей.

Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра - это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры-это лишение ребенка главного источника развития, импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Таким образом, учитывая изложенное, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра в воспитательном процессе способствует всестороннему развитию детей младшего возраста.