Проблема нравственно - эстетического воспитания дошкольников
статья на тему

Паскаль Светлана Игоревна

Данная статья посвящена проблеме нравственно - эстетического  воспитания  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема нравственно-эстетического воспитания дошкольников

     В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического и нравственного воспитания дошкольников  как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

       В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

   Эстетическое воспитание  - это развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

       Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:

эмоционально - чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами; знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни; овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его тенденциям развития; степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира; мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни и искусстве; потребность и стремление жить "по законам красоты", утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

      Таким образом, можно выделить следующие задачи эстетического воспитания детей:

       учить видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть его в природе, в быту, в общественных событиях, доступных ребенку, в поступках людей,

       воспитывать у детей желание по мере своих сил быть активными участниками созидания прекрасного в жизни;

        учить ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина и т.д.);

      развивать художественно - творческие способности детей. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

   Но также необходимо учитывать  индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для  эстетического развития каждого ребенка).

      Наряду  с эстетическим воспитанием большую роль в развитии дошкольников играет нравственное воспитание.

  Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание.

       Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

         Поэтому в рамках психолого-педагогического подхода в качестве задач педагогического взаимодействия называются воспитание нравственных и эстетических чувств и формирование соответствующих представлений у ребенка.   В качестве средств для решения задач нравственного и эстетического воспитания выступают Слово, Образ и Действие. Так, для успеха воспитания, важное значение имеет искусство говорить с детьми.      

       Нравственно-эстетическое воспитание личности - сложный, многогранный и длительный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный.

       Цель нравственно-эстетического воспитания - развитие обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться созидательном процессе   интересах своей Родины

          Результатом эффективного процесса нравственно-эстетического воспитания дошкольников могут быть: уровень нравственных и эстетических ценностей, самосознания воспитанников, реакция на педагогическое воздействие и взаимодействие, богатство духовных запросов.

        В начальный период формирования личностных качеств, черт характера ребенка восприятие произведения искусства играет решающую роль, так как закладывает основы и эстетического отношения к окружающему миру и моральных норм поведения.

        Принципами нравственно-эстетического воспитания являются:             принцип ценностной ориентации. Нравственно-эстетические ориентации - те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности, занимая центральное место в системе детерминации ее поведения. Они определяют направленность и характер мировоззрения личности. Данный принцип воспитания делает человека человеком, не сводит к естественной эволюцию жизни, а включает в себя и понятие разума, и мышления в идеях, и созерцание, и такие эмоциональные волевые акты, как доброту, любовь, раскаяние;

       принцип адресного подхода указывает на  разноуровневую включенность в нравственно-эстетическое воспитание таких факторов, как: семья, ближнее окружение, жизнедеятельность дошкольного заведения, этнокультурная среда, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;

        принцип  активности,  который  предусматривает  настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения личности дошкольника и его ценностных установок, ориентированных на интересы общества. Принцип активности проявляется в творческой деятельности, в волевых качествах;

        принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти.

       Опираясь на последние исследования, можно сделать вывод, что эстетическое воспитание ребенка не может быть полноценным без развития его творческих способностей, а это происходит только при целенаправленном и активном руководстве.

      Однако на сегодняшний день существует проблема неполного раскрытия творческого потенциала ребенка. В детских садах  не всегда правильно проводятся занятия по ознакомлению детей с художественной литературой.    Часто встречается односторонний подход: воспитатели обращают  основное внимание лишь на усвоение детьми познавательного или нравственного содержания произведения и забывают об эстетическом воздействии художественной литературы на маленьких слушателей. Не случайно детские писатели (Л.А. Кассиль, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.) отмечали, что необходимо раскрывать перед детьми эстетическую сущность литературного произведения, знакомить их  и с содержанием, и с художественными особенностями.

       Подводя итоги краткого рассмотрения проблемы нравственно – эстетического воспитания,  необходимо отметить, что развитие детского художественного творчества издавна интересовало ученых – педагогов, психологов, детских писателей, практических работников. Признается большое значение детского творчества, прежде всего для самого дошкольника. Для овладения им тонкостями родного языка, совершенствования его нравственного, умственного и эстетического начала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Статья раскрывает проблемы нравственно-патриотического воспитания во время проведения НОД область "Музыка"...

Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через все возможные виды театрализации.

Влияние чтения сказок детям на их полноценное личностное развитие. Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности....

Детская драматургия в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой) в нравственном воспитании будущей личности.  Ключевые слова: драматургия,...

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Раскрытие проблы нравственно-патриотического воспитания впериод дошкольного дества...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...