Воронеж малая Родина
рабочая программа (старшая группа) на тему

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezh_malaya_rodina_plan.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Воронеж – малая Родина.

Программа по краеведению для детей старшей группы (5-6 лет)

 

Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку, не бойтесь, что мала эта горушка и река, ведь из малого вырастает большое.

А. Ферсман

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности.

Предлагается следующая система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.

Созданная система работы направлена на:

·        подготовку педагогов и родителей группы к работе по воспитанию у детей интереса и любви к родному городу;

·        организацию педагогического процесса по краеведческому образованию детей на основе тематического планирования;

·        воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где они выросли, к Родине;

·        формирование личностного отношения всех участников проекта к фактам, событиям, явлениям в жизни города.

Представление о  малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться со всеми пятью образовательными областями.

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

  • участие детей в экскурсиях и целевых прогулках по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;
  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к памятникам воинам, погибших во время военных действий, украшение города к праздникам;
  • участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, субботники по уборке города и прочее.

  

Задачи воспитания и развития детей старшей группы:

1.          Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2.          Познакомить детей с названиями улиц города Воронежа. Дать знания о том, как улицы получили своё название. Познакомить с историей некоторых центральных улиц города.

3.          Дать детям знания о боевом подвиге освободителей Воронежа  в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с людьми, которым присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

4.          Познакомить детей с жизнью и деятельностью некоторых знаменитых горожан. Воспитывать гордость за свой город, за людей, прославивших его.

5.          Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.

6.          Развивать бережное отношение к родному городу. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

7.          Прививать детям интерес к дальнейшему знакомству с историей своего города.

Ориентация ребёнка в образовательной области:

О чём узнают дети:

У родного города есть название, оно рассказывает о человеке – основателе города. В городе много улиц, их названия рассказывают о природе города, знаменитых людях. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, природа.

Малая родина хранит память о знаменитых горожанах – защитниках Отечества, учёных, поэтах и писателях.

В городе трудятся родители.

Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Ориентация опыта освоения содержания:

Что осваивают дети:

Воспитатель привлекает дошкольников к рассматриванию фотографий, иллюстративного материала, отображающих сооружения архитектуры и скульптуры, промышленных объектов, а также природы города.

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает дошкольникам сюжетные истории об истории получения названий улиц, о жизни города, об архитектурных сооружениях, о знаменитых земляках.

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

Педагог вовлекает детей в экскурсии и целевые прогулки по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию. Организует поездку в краеведческий музей города.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда.

Организует участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлечённости детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городском празднике Масленицы, Дне города; в субботниках по уборке города.

Целевые ориентиры освоения содержания:

  • У ребёнка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне. В правилах поведения в городе.
  • Ребёнок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребёнок обращает внимание на эстетическую среду города.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины.
  • Ребёнок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

  • Для ребёнка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.
  • Не задаёт вопросов.
  • Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.
  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного города

  1. Как называется наш город?
  2. Назови улицу, на которой ты живёшь.
  3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
  4. Какие названия улиц нашего города ты знаешь?
  5. Как улицы получили своё название?
  6. В честь каких писателей названы улицы в нашем городе?
  7. В честь каких композиторов названы улицы в нашем городе?
  8. Есть ли в городе улицы, названные в честь воронежцы? Назови их. Чем они прославили наш город?
  9. Как называется центральная улица нашего города?
  10. Есть ли в нашем городе краеведческий музей? На какой улице он располагается?
  11. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего города?
  12. Как можно сделать наш город красивым? Что для этого можете сделать вы?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии воронежцев в Великой Отечественной войне

1.     Когда празднуется День Победы?

2.     С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?

3.     Какие военные профессии вы знаете?

4.     Какую боевую технику вы знаете?

5.     Участвовали ли воронежцы в Великой Отечественной войне?

6.     Были ли среди воронежцев герои Советского Союза?

7.     Назовите фамилии воронежцев – Героев Советского Союза.

8.     Чем награждают Героев войны?

9.     Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?

10.   Какие названия улиц нашего города связаны с именами героев ВОВ?

11.   Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?

12.   Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?

13.    Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о людях, прославивших наш город

1.     Были ли в нашем городе знаменитые люди?

2.     Чем они прославили наш город?

3.     Чьими именами названы улицы нашего города?

4.     Кто из воронежцев получил звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

5.     Какие известные поэты жили в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного города

1.     Какие природные зоны есть в нашем городе?

2.     Назови животных леса.

3.     Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе.

4.     Назови птиц, живущих в нашей местности.

5.     Назови растения, произрастающие на территории нашего города.

6.     Какие животные, деревья, растения вошли в Красную книгу Воронежской области?

7.     Как люди заботятся о животных?

8.     Как горожане заботятся о птицах?

9.     Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

Перспективный план работы по краеведению

с детьми в возрасте от 5 до 6 лет

 

Месяц

Цель работы

Непосред-ственно образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

Закрепить знание детьми названия родного города. Познакомить с историей возникновения города. Дать знания об особенностях расположения города.

Рассказ-беседа «Как возник наш город»

1.   Рассматривание карты города.

2.   Рассматривание фотографий города Воронеж.

Познакомить детей с природой парка «Алые паруса». Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Закрепить знание названий деревьев, растущих в Воронежской области; упражнять детей в различении деревьев и растений в осеннем наряде. Обогащать эстетический опыт детей. Вызвать радостное переживание от восприятия осеннего парка.

Экскурсия в парк

1.   Рисование «Осень в парке».

2.   Рассматривание иллюстра-ций с осенними деревьями.

3.   Сбор листьев для оформления группового помещения, составления герба-рия, ручного труда.

4.   Оформление гербария «Листья деревьев, произраста-ющих в нашем городе».

5.   Аппликация из листьев.

Познакомить детей с архитектурой города. Учить видеть красоту во внешнем облике городского ландшафта.

Беседа «Дома нашего города»

1.   Рассматривание фотографий города.

2.   Рисование «Дома на нашей улице».

3.   Конструирование «Одно-этажные и многоэтажные дома».

Развивать интерес к событиям прошлого и настоящего. Познакомить детей с предметами быта.

Экскурсия в краеведческий музей

1.      Экскурсия в Уголок русской избы в детском саду.

2.      НОД по знакомству детей с бытом русского человека.

Октябрь

Познакомить детей с историей воз-никновения Левобережного микрорайона.  Дать представления о достопримечатель-ностях микрорайона. Закрепить название улицы, на которой располагается ДОУ.

Целевая прогулка: «Улицы нашего города»

1.   Дидактическая игра «Узнай и назови достопримеча-тельности нашего района».

2.   Рисование «Улица города».

Познакомить детей с историей возникновения Воронежского водохра-нилища, с рекой Воронеж. Дать знания о рыбах, обитающих в реке. Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни рыб. Развивать умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать чувство любви к природе родного города.

Видеоэк-скурсия  по реке Воронеж

1.      Рассматривание иллюстра-ций речных рыб.

2.      Рассказы воспитателя об обитателях водоёмов.

3.      Приглашение родителей-рыбаков для проведения бесед с детьми.

4.      Рисование «Аквариум».

5.      Аппликация «Рыбы в аквариуме».

Продолжать знакомить детей с местами отдыха горожан. Развивать интерес к спорту, желание стать сильными, быстрыми, ловкими.

Беседа «Во-ронежские чемпионы»

1.   Беседы о спортсменах и Олимпийских играх.

2.  Проведение эстафет, спортивных игр и соревнований.

3.   Рисование «Делаем зарядку».

Закрепить знания детей о профессиях родителей. Познакомить с промышлен-ными объектами города, объектами здравоохранения.

Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ

1.      Приглашение родителей для проведения бесед с детьми о своей профессии.

2.      Дидактическая игра «Что нужно маме (папе) для работы»

Ноябрь

Познакомить детей с растительным и животным миром города. Воспитывать интерес к природе родного города, желание ухаживать за растениями и животными, поддерживать птиц в зимнее время года, подкармливая их.

Экскурсия в краеведческий музей: «Животные и птицы Воронежского  края»

1.  Чтение художественной лите-ратуры о животных и птицах.

2. Рассматривание гербария растений, листьев деревьев, произрастающих в городе.

3. Рисование «Природа нашего города».

5. Конструирование из природ-ного материала «Птичка».

Дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия. Повторить названия улиц, на которых живут дети.

Беседа «Улицы нашего города»

1.  Рассматривание фотоальбома «Улицы города Воронежа».

2.   Дидактическая игра «Назови улицу, на которой живёшь».

4.   Аппликация «Дом, в котором я живу».

5.   Составление схемы «Как я иду в детский сад».

Дать детям первоначальные знания о православии. Обратить внимание на красоту церковных сооружений.

Видео-экскурсия «Храмы Воронежа»

1.  Рассматривание иллю-страций разных храмов.

2.  Рассматривание фотографий церквей города.

3. Рисование «Храмы России».

Познакомить детей с творчеством А. Кольцова и И. Никитина. Воспитывать у детей интерес к жителям города, гордость за наших знаменитых земляков.

Рассказ-бе-седа: «Зна-менитые люди наше-го города»

1. Рассматривание фотоаль-бома «Памятники Воронежа».

2.  Поэтический литературный вечер

3. Рисование иллюстраций к любимым литературным произведениям.

Декабрь

Расширять представления  детей о деревьях, растущих в черте города. Научить детей отличать одно дерево от другого. Дать представления о птицах зимующих, перелётных и кочующих. Учить узнавать следы животных и птиц. Развивать наблюдательность и внимание. Воспиты-вать бережное отношение к природе родного города.

Целевая прогулка по участкам детского сада

1.      Чтение рассказов о птицах.

2.      Рисование «Птицы на кормушке».

3.      Изготовление и вывешивание кормушки.

4.      Подкармливание птиц.

Продолжать знакомить детей с перелётными, зимующими и кочующими птицами нашего города. Воспитывать желание поддерживать птиц в трудное для них время – подкармливать в холодное время года.

Беседа «Птицы нашего города»

1.      Рассматривание открыток с птицами.

2.      Изготовление коллажа «Птицы нашего города».

Расширять представления детей о профессии парикмахера. Поддерживать интерес к архитектурному облику города (торговые, социальные сооружения).

Экскурсия в парикмахерскую

1.   Изготовление альбома «При-чёски для мальчиков и девочек».

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская».

3.  Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Способствовать развитию творческого воображения детей в изобразительной деятельности. Подвести детей к пониманию того, что состояние города зависит от отношения к нему жителей.

Рисование «Город-мечта»

1.      Рассматривание фотоаль-бома «Город Рассказово».

2.      Рассматривание фото-графий других городов.

3.     Снежные постройки на прогулочном участке.

Январь

Закрепить знания о лиственных деревьях парка. Учить замечать изменения в парке, которые произошли после снегопада. Воспитывать любовь к природе, способность чувствовать её красоту.

Экскурсия в парк после снегопада

1.      Дидактическая игра «Угадай дерево».

2.      Рисование «В парке зимой».

Познакомить детей с историей освобождения Воронежа во время ВОВ. Донести до их сознания, что люди не жалели своей жизни, чтобы дети сейчас спокойно жили. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Прививать любовь к родному городу.

Рассказ-беседа «Чижов-ский плацдарм»

1.   Рассматривание альбома о Великой Отечественной Войне.

2.   Рассматривание фотографий с памятниками участникам военных действий.

3.   Рисование «Памятник погибшим Героям».

Познакомить с главной площадью нашего города, прилегающими улицами центра города, Кольцовским сквером, Никитинской библиотекой.

Рассказ-беседа «Площадь имени В.И. Ленина»

1. Экскурсия на площадь вместе с родителями.

2.  Составление творческих рассказов «Как я провёл зимние каникулы».

3. Рисование «Главная елка нашего города».

Февраль

Расширять представления детей об обитателях леса Среднерусской полосы. Дать представление о Воронежском биосферном заповеднике, о его работе по сохранению природы родного края. Воспитывать любовь к животным.

Беседа «Воронежский заповед-ник»

1.  Чтение рассказов о животных средней полосы.

2.  Рассматривание открыток и иллюстраций с животными средней полосы.

3. Лепка «Бобры строят хатку»

Продолжать знакомить детей с профессией почтальона. Воспитывать уважение к людям труда. Расширять представления о труде взрослых, о средствах связи.

Экскурсия на почту

1.      Изготовление открыток.

2.      Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Почта».

3.      Сюжетно-ролевая игра «Почта».

Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников.

Просмотр видео-материала «Вооруженные силы страны»

1.      Рассказ-беседа о службе солдат в мирное время.

2.      Рисование «Наша армия родная».

3. Спортивный праздник «Будущие защитники страны».

Познакомить детей с памятниками и мемориальными досками, имеющимися в городе.

Беседа «Достопримечательности города»

1.   Рассматривание иллюстра-ций и фотографий с памятниками.

2.   Рисование «Монумент славы».

Март

Закрепить представление детей о том, что первыми из тёплых стран весной прилетают грачи. Дать знания о том, что грачи живут стаями. Ремонтируют старые гнёзда или строят новые. Уточнить представление о внешнем виде грача.

Экскурсия к грачевнику

1.Чтение рассказов о птицах.

2.      Беседы о птицах.

3.      Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».

4.      Рисование «Грач».

5.      Аппликация «Гнездовье грачей».

Познакомить детей с традицией празднования Дня города, с календарно-обрядовыми праздниками Масленица, Крещение, Старый Новый год. Развивать любознательность. Учить проявлять начала социальной активности: участвовать в мероприятиях, организуемых в городе.

Рассказ-беседа «Традиции нашего города»

1.      Проведение праздника «Масленица».

2.      Изготовление куклы Масленицы.

3.      Заучивание колядок.

Расширять знания детей о труде и профессиях взрослых, о работе продавца. Развивать творческое воображение. Учить соблюдать этические нормы и правила поведения при совершении покупок.

Экскурсия в магазин

1.  Приглашение родителей, работающих в магазине, для бесед с детьми.

2.   Изготовление атрибутов к СР  игре «Магазин».

3.  Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, памятники. Дать понятие о том, для чего люди украшают свой город и о том, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Подвести к желанию участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке города.

Беседа «Как сделать наш город краше»

1.   Целевые прогулки по улицам города.

2.   Составление творческих рассказов «Каким я вижу свой город».

3.   Участие в субботнике по уборке участка детского сада.

Апрель

Знакомить с растительностью Воро-нежского края, появляющейся ранней весной (мать-и-мачеха, пролески, хохлатка). Развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной. Учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе и повышением температуры в воздухе. Упражнять в нахождении знакомых деревьев, цветов. Вызвать у детей радостное настроение от пробуждающейся природы.

Экскурсия в парк: «Первоцветы»

1.   Рассматривание открыток и иллюстраций с первыми весенними цветами.

2.   Рисование «Весенний букет».

3.   Аппликация «Мать-и-мачеха».

Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут – это красота природы, зданий, элементов их декоративного убранства, памятники. Дать понятие о том, для чего люди украшают свой город и о том, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Подвести к желанию участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке города.

Беседа «Как сделать наш город краше»

1.   Целевые прогулки по улицам города.

2.   Составление творческих рассказов «Каким я вижу свой город».

3.   Участие в субботнике по уборке участка детского сада.

Познакомить детей с деятельностью Феотистова К.П. Воспитывать у детей интерес к жителям города, гордость за наших знаменитых земляков.

Рассказ-бе-седа: «Зна-менитые лю-ди нашего города: космонавт Феоктистов

  1. Рассматривание фотографий, иллюстраций о полетах в космос.
  2. Праздник День космонавтики.
  3. Аппликация «Вперед к звездам!»

Закрепить знания детей об улицах города. Учить видеть красоту каждой улицы в его домах, природном окружении (деревья, кустарники, цветы). Воспитывать любовь к родному городу.

Беседа «Самая красивая улица города»

1.   Целевые прогулки по улицам города.

2.   Составление творческих рассказов «Улица, на которой я живу».

3.   Ознакомление с трудом взрослых: «Наблюдение за людьми, обеспечивающими уборку и озеленение города».

Познакомить детей с тем, что исчезающих животных, птиц, растений заносят в Красную книгу природы. Рассказать, что в Воронежской области тоже есть подобная Красная книга. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассказ-беседа «Красная книга Воронежской области»

1.   Рассматривание открыток и иллюстраций с животными, птицами и растениями, занесёнными в Красную книгу.

2.   Изготовление Красной книги.

Май

Знакомить детей с историей родной страны, с героизмом нашего народа во время Великой Отечественной войны. Продолжать воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Прививать любовь к родному городу.

Рассказ-беседа «Герои войны»

1.   Рассматривание фотографий с памятниками участникам военных действий.

2.   Изготовление памятных подарков ветеранам Великой Отечественной войны.

3.   Утренник «День Победы».

Дать представление о том, почему люди ставят те или иные памятники. Развивать любознательность по отношению к родному городу.

Беседа «Памятники города»

1.Рассматривание фотографий с памятниками Воронежа

2. Дидактическая игра «Достопримечательности нашего города».

3.  Привлечь родителей к организации экскурсий к памятникам нашего города.

Познакомить детей с культурным отдыхом воронежцев, с театрами города – драматическим, кукольным, театром опары и балета, кинотеатрами.

Беседа «Места отдыха нашего города»

1.  Рассматривание фотографий.

2.  Составление творческих рассказов «Поход в театр».

Аппликация «У фонтана»

3.   Рисование «Веселый спектакль».

Закрепить представление о том, что в лесу растут самые разнообразные растения. Упражнять в различении деревьев, цветущих трав. Уточнить представление о том, что в лесу много зверей, птиц, насекомых. Упражнять в различении голосов птиц: зяблика, кукушки, синицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям леса.

Экскурсия в лес

1.  Чтение рассказов о природе.

2.  Рассматривание иллюстраций о лесе.

3.  Составление гербария «Растения леса»

4.Составление рассказа из личного опыта «Как мы ходили в лес»

5. Лепка «На листке сидит… (насекомое по выбору ребенка»