Главные вкладки

    Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»
    консультация (старшая группа) на тему

    Смоленкова Анна Владимировна

    Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc278.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

    Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

    Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

    При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником.

    Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

    Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. При чтении, помимо воспитания чувств и формирования этических представлений, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

    Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку, книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: «Почему утенка называли все гадким? », «Гадкий утенок, правда был гадкий? » и т. п.

    Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поручений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознавать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.

    Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстников. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации.

    В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребенка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказываться – естественно. Но бывает так, что первые попытки ребенка что – то сочинить встречаются смехом, иронией взрослых, и у малыша пропадает желание придумывать свои стихи. Не нужно смеяться над ребенком, гораздо полезнее попытаться пробудить у него интерес к образному языку, к хорошим стихам.

    Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

    Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

    Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...

    Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественная литература. Дошкольный возраст - сензитивный период,под руководством взрослых ребёнок приобретает п...

    Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

    Консультация для родителей Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для родителей "Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"...

    Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...