консультация "Труд как средство воспитания дошкольников"
консультация на тему

Организация труда в дошкольном возрасте - это не столько создание трудовыми усилиями реальных продуктов, сколько возможность положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Труд-это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Таким образом, мы рассматриваем труд как процесс интегрирующий все сферы развития и становления личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Труд как средство воспитания дошкольника.

     Как известно, воспитание-это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В православном контексте цель воспитания детей совпадает с целью жизни человека и заключается в «нравственном совершенствовании и спасении души».

     Организация труда в дошкольном возрасте это не столько создание трудовыми усилиями реальных продуктов, сколько возможность положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Труд-это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Таким образом, мы рассматриваем труд как процесс интегрирующий все сферы развития и становления личности ребёнка. В православной педагогике сказано о том, что трудолюбие должно пронизывать всё существо человека.

    Трудовое воспитание-это формирование в человеке созидательного начала. В трудовой деятельности проявляется наше подобие Богу-Творцу. Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству.  

   Сент-Экзюпери писал: «Работая только для материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Все наши богатства-прах и пепел, - они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить».

   К.Д. Ушинский писал: «Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства».

  Об отношении к труду в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» читаем: «Работа не в полную силу есть грех».

   Христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду. Нужно трудиться так как будто выполняешь работу для самого Бога.

   Трудовое воспитание включает в себя формирование положительного отношения к труду и выработку необходимых трудовых умений и навыков.      Определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание, выделены формы организации детей в труде, исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений. Труд во всех видах (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд) должен быть содержательным и мотивируемым. В таком случае, у ребенка формируется чувство ответственности и активная жизненная позиция.

   У малышей используется наиболее простая форма организации труда – трудовые поручения. Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива. У младших дошкольников труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, они выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, учатся доводить дело до конца. В младшем дошкольном возрасте мы вызываем интерес к труду взрослых, побуждаем узнавать и называть некоторые трудовые действия, рассказываем о трудолюбии, которое помогает успешно трудиться. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, формирование первых простейших трудовых умений и навыков, а также стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослыми. Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый.

   К старшему дошкольному возрасту мы расширяем представления о людях разных профессий и формируем целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности. Рассказывая о личностных и деловых качествах человека-труженика, мы прививаем чувство благодарности к человеку за его труд. На протяжении всего дошкольного детства, подчёркивая необходимость труда, говорим о его роли в обществе и жизни каждого человека.  Воспитываем в детях ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формируем умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. Дети довольны результатами своего труда, они испытывают радость от проделанной работы, у них формируется положительное отношение к деятельности. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

   В коллективном труде дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников. В процессе труда воспитываются позитивные взаимоотношения между детьми, формируется умение по необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

    В процессе труда необходимо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Нужно помнить о том, что, выполняя ту или иную задачу, ребёнок должен затрачивать определённые усилия, при постоянной недостаточной нагрузке он приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде. Мы стремимся к тому, чтобы сформировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.

   Таким образом, можно сказать, что трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.  

    Как показывает практика, процесс воспитания сопряжён с выстроенной системы поощрений и наказаний. Поощрение самый распространённый  метод воспитания, а возможно ли рассматривать наказание как метод воздействия на ребёнка.

   Наказания были неотъемлемой частью традиционной системы воспитания! Больше того, они считались не только правом, но и обязанностью родителей. «Ненаказанный сын — бесчестие отцу», — гласит народная мудрость (В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989, т. 2, с. 420).

  В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского » читаем: «Родители должны наказывать детей за проступки, чтобы греховный навык не укоренился. Грех, без наказания оставленный, бывает причиною другаго греха; такожде причиною обычая греховнаго, что очень страшно: сего ради за всякое преступление наказуй детей своих по мере преступления, дабы помнили, за что наказуются, и тако бы впредь боялись преступаться».

  Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков.

   Возникают вопросы: Как правильно наказывать? Как совместить их с принципами христианской любви?

   И вообще, разве дети плохо себя ведут, потому что не понимают? Или дело в чем-то другом? Безусловно, бывают случаи непонимания ситуации. Но если он и после десятикратного объяснения, ребёнок продолжает «гнуть» свою линию поведения, да еще вызывающе глядит на взрослых, неужели стоит продолжать разъяснительную работу? Ведь очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не понимают, как надо себя вести, а потому, что не хотят понимать. Хотят настоять на своем, показать, что они главнее. Однако в глубине души любой ребенок осознает, что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого человека. А в детской душе, еще по-настоящему не поврежденной пороками, голос совести звучит гораздо отчетливей, чем у взрослых. 

    «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19:18), — задолго до святого Иоанна Златоуста поучал иудеев премудрый Соломон, который вообще ставил знак равенства между наказанием и… родительской любовью: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:25).

    Градация наказаний, как рычаг воздействия на ребёнка, весьма широка: от шлепка до ремня, классическое наказание — «в угол носом», бойкот, временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате, земные поклоны и т.д.

   Есть педагоги, которые говорят о том, что нежелательно наказывать ребёнка трудом, чтобы у него не формировалось негативное отношение к труду. Они считают, что ни в коем случае не стоит наказывать ребенка тем, что он должен делать добровольно, от чего человек может и должен получать радость, так как подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к любой работе, труду вообще. 

        Однако, в педагогических кругах утвердилось мнение, что самые эффективные наказания – это наказания, направленные на ликвидацию последствий проступка. Провинившийся ребёнок должен знать, что вы его любите, но некоторые его поступки  вынуждают вас его наказать. Важно помнить о том, что, наказывая ребёнка, совершенно необходимо сохранять самообладание и даже… мирное расположение духа. Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку, чтобы с ним посчитаться, а, чтобы остановить его, когда сам он остановиться не в состоянии. Наказание — шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Объясните ещё раз за что было наказание, подчеркните, что любите его, после наказания всегда миритесь с ребёнком.  

   Отсутствие должной работы о воспитании детей приводит к пагубным последствиям для семьи и общества, которые дают себя знать на протяжении жизни нескольких поколений. «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает», -пишет старец Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов). Пусть эти слова будут для нас предостережением и вразумлением.  

 

   Список использованной литературы:

1. Алфавит духовно-нравственный. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). М.:Самшит-издат, 2008.

2. Дошкольник и труд. Буре Р.С. М., 2011.

3. Домашняя церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. Г.Каледа. М.:Издательство Зачатьевский монастырь, 1998.

4. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 5-е изд., стереотип. Урунтаева Г.А. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Как правильно наказывать ребенка? — Шишова Т.Л.М.:Лоза, 2006.

6. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду / Под редакцией  Р. С Буре – М Просвещение 1987г.

7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ № 1155 от 17.10.2013.

8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368с.

9. Приобщение дошкольников к труду. Бондаренко Т.М. М.: Метода, 2014.

10. Планета людей. Избранное. Де Сент-Экзюпери А. Кишинёв, 1976.

11.Семья. Духовно-нравственные основы образования и воспитания. Маслов Н.В. Белгород: Самшит-издат, 2013.

12.Семья. Прочность, цель и назначение. М., Самшит-издат, 2010.

13. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Схиархимандрит Иоанн (Маслов).М.:Самшит-издат,2003.

14. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. Л.В.Куцакова. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Игра как средство воспитания дошкольников

Научный анализ игровой деятельности...

Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания дошкольников»

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. ...

Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.

Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...

Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников.

Возможно ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка- дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство, в педагогический процесс как средство воспитани...