Консультация для родителей "Следите за речью"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ежова Юлия Владимировна

Взрослым, нужно быть очень осторожными в высказываниях, особенно обращенным к детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 ФРАЗ, КОТОРЫЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ИЗ ВАШТХ ДЕТЕЙ

ЗАКОМПЛЕКСОВАННЫХ ВЗРОСЛЫХ

Нам, взрослым, нужно быть очень осторожными в высказываниях, особенно обращенным к детям. Желая добра можно перегнуть палку. А потом начинаем отчаянно вкладываться, исправлять самооценку ребенка, прививать правильные ценности и учить понимать себя. А ведь что-то можно изменить уже сейчас! Многим полезно послушать себя со стороны, обратить внимание на ключевые слова, которые они используют, не придавая им большого значения. Потому что слышали такое от своих взрослых. Можно записать себя на диктофон и потом прослушать – скорее всего, там обнаружится много интересного. А вообще, просто вспомните, что чувствовали сами в детстве, когда слышали те фразы, которые сейчас повторяете автоматически.

  1. «Я в твоём возрасте это делала легко (хорошо/быстро/правильно)!» 

От рождения и до шести лет мама и папа для ребёнка — это практически боги, которые знают всё. Они формируют отношение малыша к миру и к себе лично. Конкретно эта фраза показывает ребенку конкуренцию с родителем, в которой он уже проигрывает. Ребенок слышит не только мотивацию достигать целей, но и «Ты до меня никогда не дотянешься! Как бы ты ни старался, я лучше тебя». В итоге, дети, выросшие с такой установкой, всю жизнь доказывают родителям, что они чего-то стоят и достигают побед не для себя, а для тех, кто авторитетней.

  1. «Посмотри, у Маши (Пети/Васи/всех) пятёрка за контрольную работу, а у тебя — четвёрка» 

Большинство родителей всё делают из лучших побуждений. Скорее всего, у самих родителей в детстве тоже был такой опыт, но они забыли, как это больно, когда родители тебя отвергают, показывая, что какой-то другой ребенок лучше. Человек, особенно маленький, всегда сравнивает себя с окружающими. Но человеку всегда неприятно, когда его сравнивают с другим человеком, тем более, когда сравнивают чей-то «успех» с его «не успехом». Такие, уже взрослые люди продолжают сравнивать себя с другими и не всегда в свою пользу.

  1. «Раз ты так себя ведёшь, то я тебя не люблю»

Что слышит ребенок? «Я могу любить тебя, только когда ты мне подходишь». И ребенок начинает изо всех сил вести себя «хорошо и правильно», отодвигая свои потребности, желания и порывы на задний план. Учится улавливать желания и ожидания окружающих, забывая про себя. Во взрослой жизни он пытается всё время угодить, живёт с установкой: «Я хочу, чтобы меня любили, а для этого я должен быть удобным и угождать. Моих желаний не существует».

  1. «Не позорь меня!» 

Другими словами, родитель говорит: «Ты мой позор». Дети, которые часто слышат подобную фразу, очень хотят, чтобы все увидели, какие они на самом деле, при этом, если они получают чьё-то внимание, то не знают, что с ним делать. Они прячутся, закрываются, теряются. У такого ребёнка как будто нет выбора, он может быть только чьим-либо позором. Говоря что-то подобное, вы травмируете собственное чадо.

  1. «Ты совсем как отец (мать)» 

Конечно, эта фраза иллюстрирует отношения папы с мамой, их недовольство своей совместной жизнью, которое они решают не напрямую, а через ребенка. Ну, во-первых, на кого ему ориентироваться, если родитель для ребенка – это идеал и эталон. А во-вторых, если мама говорит «Ты ленивый, как твой отец» - получается, что папа плохой. Захочет ли теперь захочет ли мальчик быть таким мужчиной? Вот и идут дети искать образ для подражания где-то на стороне. А там – как получится.

  1. «Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде (бабайке/ тёте/полиции)» 

Это очень конкретное послание, в котором говорится, что ребёнок ценен, только если он удобен своим родителям. Родитель транслирует своему чаду: «Не будь собой, ты должен быть таким, каким ты нас устраиваешь». Иначе – тебя отдадут. Незнакомым людям. Насовсем. В какой-то момент ребенок, конечно, понимает, что это не правда, а пустая угроза. А это приводит к подрыву доверия родителям. Вырастая, такие дети не знают, чего они хотят, ведь такой, какой он есть никому не нужен.

  1. «Не доешь кашу — будешь слабым и глупым»

 Приучает человека с детства ориентироваться не на собственные чувства голода и сытости, а на то, что лежит на тарелке. Еще интереснее – если любящая бабушка наготовила много разных блюд и искренне обижается, что не все съели. Потому что она старалась. И вообще, оставлять еду – грех. Подобные фразы — это тоже чистой воды манипуляции. Их использовали наши бабушки и дедушки, которые сталкивались с голодом в детские годы, теперь эти фразы просто ушли «в народ». У ребёнка подобное выражение может развивать страхи, чувство стыда или очень тяжёлые отношения с едой, её культ, лишний вес и т.д.

  1. «Дома получишь!» 

Это про то, что родитель имеет право сделать с ребёнком всё, что угодно, не обращая внимания на его чувства. К тому же, данная фраза показывает ребенку, что дом – не то место, куда можно прийти, чтобы отдохнуть, расслабиться и побыть с родными. Дом – место наказания. То же самое происходит, когда в рамках наказания ребенок обязан сидеть в своей комнате безвылазно. У детей, часто слышащих подобное выражение в свой адрес, создается ирреальное ощущение, что безопасного места нет, везде есть угроза. И не удивительно, что подрастая, ребенок стремится как можно скорее покинуть опасную территорию и как можно реже там появляться.

  1. «Уйди, чтобы я тебя не видела и не слышала» 

Что слышит малыш: «Исчезни. Тебя не должно быть». И впоследствии такие дети живут с чувством глубокой вины перед родителем, за то, что мешали родителям жить спокойно и счастливо.

Следите за речью и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....