Проект "Я изучаю эмоции".
проект (старшая группа) на тему

Бабина Ирина Михайловна

Проект "Я изучаю эмоции" был реализован в старшей группе ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_emotsii.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Я изучаю эмоции».

Пояснительная записка

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К.Д.Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно свою главную задачу». Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Взрослые часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Я считаю, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М.Бреслав, В.К.Вилюнас, А.В.Запорожец, К.Э.Изард, Я.З.Неверович, П.В.Симонов и др.).

Отечественные исследователи (И.В.Алехина, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, М.В.Антропова, И.А.Аршавский, А.Баллон, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, А.Д.Кошелева, Н.Л.Кряжева, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера, должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

-развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

-формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.);

-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

При проведении обследования использовались следующие методики:

для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка;

для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус»;

при помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения - агрессивность и тревожность ребенка (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).

Категория проекта: долгосрочный.

Период реализации проекта: сентябрь 2012г. - декабрь 2012 г.

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня тревожности, агрессивности у детей;
  • развитие у детей эмпатии, воображения, творческих способностей ;
  • приобретение навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

План занятий педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников

Дата проведения

Тема

Цель

Содержание

Январь

2012

Диагностика

Исследование уровня тревожности, агрессивности старших дошкольников.

1.Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен,

2. Рисуночная методика «Кактус»;

3.Анкетирование родителей (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).

30.01.12

Занятие 1. «Радость»

-знакомство детей с эмоцией «радость» и ее графическим изображением;

- формирование положительных эмоций;

-расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость;

-развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1.Приветствие «Клубочек»

2. «Страна Радости»

3. «Зеркало»

4. «Я радуюсь, когда…»

5. Этюд «Хорошее настроение»

6. Рисунок «Веселые дети»

7. Рефлексия

8.Прощание «Мы попрыгаем…»

3.02.12

Занятие 2. «Грусть»

-знакомство с эмоцией «Грусть» и ее графическим изображением;

-формирование умения выражать свои эмоции;

-развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1.Приветствие «Спой свое имя»

2. «Страна Грусти»

3. «Я грущу, когда…»

4. «Покажи эмоцию»

5. Этюд «Золушка»

6. Рисунок «Радость - грусть»

7.Рефлексия

8.Прощание «Подари улыбку»

6.02.12

Занятие 3. «Удивление»

-знакомство с эмоцией «Удивление» и ее графическим изображением;

-снятие психофизического напряжения;

-развитие воображения

1. Приветствие «Паровозик»

2. «Страна Удивления»

3.Психогимнастическое упражнение «Прогулка по стране Удивление»

4.Этюд «Живая шляпа»

5. «Оживи кружочки»

6.Рефлексия

7.Прощание «Доброе животное»

10.02.12

Занятие 4. «Страх»

-знакомство с эмоцией «Страх» и ее графическим изображением;

-способствовать ослаблению тревожных состояний и страхов;

-знакомство со способами избавления от страха;

-развитие воображения, эмпатии.

1.Приветствие «Я рад(а) тебя видеть»

2. «Страна Страха»

3. «Страх – это…»

4. Этюд «Маленький гномик и Баба - Яга»

5. «Книга страхов»

6. Рефлексия

7.Прощание «Подарки»

13.02.12

Занятие 5. «Злость»

-знакомство с эмоцией «Злость» и ее графическим изображением;

-способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами;

-снижение психофизического напряжения

1.Привествие «Добрый день»

2. «Страна Злости»

3. «Шкала Злости»

4. Этюд «Сердитый дедушка»

5. «Прогони злость»

6.Рефлексия

7. Прощание «солнечные лучики

17.02.12

Занятие 6. «Отвращение»

-знакомство с эмоцией «Отвращение» и ее графическим изображением;

-закрепление умения выражать свои чувства в словесной форме;

-развитие навыков общения.

1.Приветствие «Меня зовут…»

2. «Страна Отвращение»

3. «Зеркало»

4.Этюд «Соленый чай»

5. «Нарисуй эмоцию»

6.Рефлексия.

7.Прощание «Доброе животное».

20.02.12

Занятие 7. «Вина»

-знакомство с эмоцией «Вина» и ее графическим изображением;

-формирование умения изображать эту эмоцию при помощи мимики, позы, жестов;

-формирование умения адекватного сопоставления поступка и эмоции.

1.Привествие «Играют маленькие волны»

2. «Страна Вина»

3. «Я чувствую себя виноватым, когда…»

4. «Разные эмоции»

5.Этюд «Косточка»

6.Рефлексия

7.Прощание «Мы попрыгаем немножко…»

24.02.12

Занятие 8. «Зависть»

-знакомство с эмоцией «Зависть» и ее графическим изображением;

-формирование умения изображать эту эмоцию при помощи мимики, позы, жестов;

-формирование умения адекватного сопоставления поступка и эмоции

1.Приветсиве «Спой свое имя»

2.Страна «Зависть»

3.Этюд «Завистливый зайчонок»

4. «Покажи эмоцию»

5. «Нарисуй эмоцию»

6.Рефлексия

7.Прощание «Доброе животное»

27.02.12

Занятие 9. «Страна эмоций»

-закрепление полученных знаний об эмоциях;

-развитие умения понимать свои чувства;

-развитие воображение, речи

1.Приветсвие «Паровозик»

2. «Покажи эмоцию»

3. «Я чувствую»

4. «Зеркало»

5. «Нарисуй эмоцию»

6.Рефлексия

7.Прощание «Подари улыбку»

2.03.12

Занятие 10. «У нас хорошее настроение»

-закрепление умения выражать эмоцию «радость»;

-создание доброжелательной атмосферы в группе.

1.Приветствие «Добрый день»

2. «Назови эмоцию»

3. «Что такое радость»

4. «Как мы радуемся»

5. «Отгадай подарок»

6. Рефлексия

7.Прощание «Подарки»

5.03.12

Занятие 11. «Мы не грустим»

-закрепление умения выражать эмоцию «грусть»;

-обратить внимание детей на то, что с помощь слова можно изменить настроение человека;

-развитие умения детей сравнивать эмоции;

-развитие эмпатии.

1.Приветствие «Паровозик»

2. «Назови по-другому»

3. «Сравни лицо»

4. «Грустный заяц»

5. Этюд «Кролик и Еж»

6. Рефлексия

7.Прощание «Мы попрыгаем…»

9.03.12

Занятие 12. «Удивись тому, что рядом»

-закрепление умения выражать эмоцию «удивление»,

-развитие воображения.

1.Приветствие «Клубочек»

2. «Угадай эмоцию»

3. «Удивительные истории»

4. Этюд «Рыбаки»

5.Рефлексия

6.Прощание «Доброе животное»

12.03.12

Занятие 13. «Победим страх»

-закрепление умения выражать эмоцию «страх»;

-коррекция боязни темноты.

1.Приветсвие «Я рад (а) тебя видеть»

2. «Назови по-другому»

3. «Покажи эмоцию»

4. Этюд «Пчелка в темноте»

5.Рефлексия

6.Прощание «Подарки»

16.03.12

Занятие 14. «Злючки - колючки»

-закрепление умения выражать эмоцию «злость»;

-формировать умение детей выражать злость, гнев социально приемлемыми способами.

1.Приветсивие «Клубочек»

2. «Назови по-другому»

3. «Сравни эмоции»

4. «Коврик злости»

5. Рисунок «Цвет злости»

6.Рефлексия

7.Прощание «Доброе животное»

19.03.12

Занятие 15. «Ты не виноват»

-закрепление умения выражать эмоцию «вина-стыд»;

-формировать умение адекватно сопоставлять поступки и эмоции

1.Приветствие «Спой свое имя»

2. «Ты не виноват»

3. Рефлексия

4.Прощание «Мы попрыгаем немножко»

23.03.12

Занятие 16. «Зависть – не всегда плохо»

-закрепление умения выражать эмоцию «зависть»;

-закрепление умения детей сравнивать эмоции на фотографиях и на картинке;

-формировать умение детей адекватно сопоставлять поступок и эмоцию.

1.Приветсиве «Паровозик»

2. «Угадай эмоцию по позе»

3. «Найди пару»

4. «Зависть – не всегда плохо»

5. Этюд «Трудолюбивый Ежик»

6.Рефлексия

7.Прощание.

26.03.12

Занятие 17. «Мы «слушаем» настроение»

-закрепление умения детей определять эмоции по услышанной музыке;

-развитие воображения.

1.Приветсвие

2. «Отгадай эмоцию»

3. «Нарисуй эмоцию»

4.Рефлексия

5.Прощание

30.03.12

Занятие 18.

«Давай поговорим»

-формирование у детей умение слушать друг друга и окружающих людей;

-развитие у детей невербальных навыков общения;.

-формировать умение понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, мимике

1.Приветсивие

2. «Что бы произошло»

3. «Иностранец»

4. Этюд «Рыбки в пруду»

5. Этюд «Подари подарок»

6. «Без слов»

7.Рефлексия

8.Прощание

2.04.12

Занятие 19. «Мы в детском саду»

-формирование умения общаться со сверстниками;

-способствовать сплочению детского коллектива.

1.Приветсвие

2. «Мое настроение»

3. «Про Обидку и Грустинку»

4. «Мы играем вместе»

5. «Невидимая нить»

6. Рефлексия

7.Прощание

6.04.12

Занятие 20.

 «Я дома»

-формирование у детей навыков ответственности, способности чувствовать и понимать другого человека

1.Приветсвие

2. «Любочка»

3. «Я помогаю»

4. Этюд «Страх за занавеской»

5.Рисунок «Самая добрая и любимая»

6.Рефлексия

7.Прощание

9.04.12

Занятие 21.

«Я в общественных местах»

-формирование у детей навыков ответственности, способности чувствовать и понимать другого человека

1.Приветсвие

2.Этюд «Могло бы и не быть»

3.Рефлексия

4.Прощание

13.04.12

Занятие 22.

«Мои друзья»

-формирование у детей позитивных способов общения со взрослыми.

1.Приветсвие

2.Этюд «Рыжик»

3. «Обезьянки»

4. Рисунок «Мой друг»

5.Рефлексия

6.Прощание

Апрель

Диагностика

Исследование уровня тревожности, агрессивности старших дошкольников.

1.Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен,

2. Рисуночная методика «Кактус»;

3.Анкетирование родителей (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).

Динамику проделанной работы можно проследить на графиках

Уровень агрессивности

Уровень тревожности

Список используемой литературы

1.Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С.64.

2.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. - М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.

3.Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

4.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. - М.:Педагогика, 2003. - 512 с.

5.Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. С.336.

6.Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В.Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.

7.Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

8.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.

9.Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. - 272 с.

10.Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. Перевед. с английского. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

11.Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощёкова.- Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. - 299 с. С.34-87.

12.Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А.Кураев, Е.Н.Пожарская. - Ростов-на-Дону: РГУ УНИИ, 2002. - 146 с. С.72-96.

13.Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

14.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.

15.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с.

16.Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. - 431 с.

17.Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

18.Схемы и таблицы по психологии и педагогике / Сост.: И.Н.Афонина, Л.С.Барсукова, Т.Н.Соколова. - М.: Владос, 2010. - 130 с.

19.Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с.

20.Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. - М.: РОСМЭН, 2007. - 141 с.

21.Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

22.Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №2. - C.115-124.

23.Шалимова Г.А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А.Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с. С.36-42.

24.Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В.Шапатина, Е.А.Павлова. - Самара: Универс-групп, 2007. - 204 с. С.94-106

25.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА-КОНСТРУКТОР из фетра "Изучаем эмоции"

ИГРА-КОНСТРУКТОР из фетра  "Изучаем эмоции"      Благодаря фетровым элементам можно придумывать с ребенком много веселых и интересных образов. Игра  научит дошкольни...

Занятие психолога в подготовительной группе: «Изучаем эмоции-стыд»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22716673","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

ИЗУЧАЕМ ЭМОЦИИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26770786","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...