Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"
статья на тему

Русских Нина Павловна

В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_russkih_statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Русских Нина Павловна

Чуканова Татьяна Николаевна

старший воспитатель,

воспитатель

г.Саяногорск

Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников.

        Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа,  если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получать развитие», - писал известный русский философ В.В. Зеньковский. [3,с.5]

        Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение.

        Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в духовно - нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости детей дошкольного возраста.

Общение с народной культурой облагораживает человека, делает его, чутким, добрым, мудрым. Приобщение детей к народной культуре к народным традициям образуют фундамент для развития  нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественной жизни.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.
        Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Ознакомление детей с народными праздниками формирует у дошкольников чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирует чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

Приобщение детей к исторической народной памяти: бережное сохранение народных традиций и их творческое переосмысление в новых условиях.

Ознакомление детей с народными праздниками основополагается на народный календарь. Гармоничное сочетание сезонного труда и развлечений — нравственная норма повседневной жизни. Постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Осенний праздник «Осенины» (праздник осеннего снопа). Зимой «Новый год», «Рождественские колядки».Весной «Масленица широкая», «Сороки», «Пасха».Летом «Праздник русской березки».[1,с.8] Педагоги детского сада совместно с родителями дают представления о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Дети знакомятся с народно — прикладным искусством. К праздникам изготавливают народные игрушки и другие предметы. Приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать полезные для людей вещи.

Дети совместно со взрослыми исследуют особенности каждого праздника. Характерной особенностью работы по формированию духовно — нравственного отношения к культурному наследию и чувство сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной. На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом. На посиделках и праздниках дети наряжаются в русский национальный костюм, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прабабушкой (прадедушкой). Знакомят с декором костюма, материалом и украшениями.

На праздниках широко используется народный фольклор: сказки, пословицы, афоризмы, народные игры, поговорки, народные приметы.

На праздниках разучивают песни, затевают хороводы, игры. Оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают подарки — сюрпризы близким. Дошкольники пропускают через разум, сердце, руки собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

Праздники интересны слиянием коллективного и индивидуального творчества. Игровой персонаж рассказывает о народном празднике,  используя присказки. Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам в это заложен важный опыт в народной педагогики.

Таким образом, формируя у детей дошкольного возраста духовно — нравственные качества происходит развитие культурно — творческого потенциала. Складывается национальное мировоззрение каждого ребенка, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням. Народные праздники позволяют сформировать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

Библиографический список

  1. Календарно — обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы — составители: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.-М.: Педагогическое сообщество России,2007.-144с.
  2. Князева О. Л.,  Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. Учебно — методическое пособие.2 изд. Спб. Детство — Пресс.1998.
  3. Кокуева Л.В. Духовно — нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ,2005.114с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

В статье раскрывается развитие личностной культуры ребенка через преобщение к истокам русской народной кульитуры....

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

статья Приобщение детей к истокам русской народной культуры в доу

статья Приобщение детей к истокам русской народной культуры  в доу...

Статья: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Духовно- нравственное воспитание детей , через приобщение к русской народной культуре....

Русский фольклор - фундаментальная основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявитс...