Главные вкладки

    Особенности детской агрессивности и её предупреждение
    консультация по теме

    Пулина Марина Викторовна
    Определения "агрессия", "агрессивное поведение". Портрет агрессивного ребенка. Виды, причины, показатели  агрессивного поведения. Направления работы с агрессивными детьми. Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми. Советы родителям агрессивных детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация на тему: «Особенности детской агрессивности и ее предупреждение»

    (1 слайд) Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

    Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а может на животное, предметы и т.д.)

    (2 слайд) Портрет агрессивного ребенка: 

    - он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;

    - намеренно употребляет грубые выражения,

    - “гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей;

    - этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять;

    - его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;

    - он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше  он не знает;

    - ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;

    - эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;

    - очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других.

            Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

    Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

    Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

    Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

    Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

    (3 слайд) Выделяют следующие виды агрессии:

    1)        Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

    2)        Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

    3)        Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

    4)        Раздражение (вспыльчивость, грубость);

    5)        Негативизм (оппозиционное поведение).

    (4 слайд) Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

    - стремление привлечь к себе внимание сверстников;

    - стремление получить желанный результат;

    - стремление быть главным;

    - защита и месть;

    - желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство.

    Источники появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. У детей ограничен выбор источников моделей поведения, это, в первую очередь, семья, которая может выработать у ребенка агрессивную манеру поведения, развить ее и закрепить. Часто это вызвано психологическим отторжением ребенка родителями, нежелание участвовать в его развитии и воспитании, что ребенок на подсознательном уровне воспринимает и, в свою очередь, пытается преодолеть, используя любые доступные средства, в том числе агрессию. Также семья прививает нормы и правила поведения как в формальном виде, посредством общения, так и в неформальном – собственным примером. И агрессивное поведение одного из родителей может восприняться ребенком как норма.

    Часто в воспитательных целях к ребенку применяют физические наказания. Однако ребенок по примеру родителей начинает применять силу по направлению к более слабым детям для достижения собственных целей. И если не пресечь это в самом начале, он может и в дальнейшем применять силу для достижения своих целей.

    Однако противоположностью физического наказания является излишняя избалованность ребенка, которому дозволено все, и наряду с таким чувствами как нетерпимость, эгоизм и вседозволенность появляется и агрессия, в этом случае направленная как на более слабого ребенка, так и на родителей.

    Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

    Другим источником поведенческой модели могут стать сверстники. Здесь наблюдаются две ситуации возникновения агрессивного поведения. Первая ситуация – это когда ребенком осознаются преимущества агрессивного поведения, вседозволенность и безнаказанность которого может привести к закреплению этого чувства в подсознании. Вторая ситуация – это месть, когда посредством агрессии обиженный пытается наказать обидчика. При некоторых способствующих факторах вторая модель может перерасти в первую, т. е. обиженный может стать обидчиком, поняв все привилегии этого положения и ощутив возможность закрепления статуса «сильного» среди окружающих его сверстников.

    Третьим источником примера агрессивного поведения являются так называемые символические образы – телевидение, книги, игрушки, влияние которых уже не оспаривается.

    Но всякого ли ребенка можно назвать агрессивным?

    Существует ряд показателей агрессии ребенка

    1) в большинстве ситуаций не осуществляется контроль эмоций;

    2) слабо проявляются все эмоции, кроме гнева;

    3) не несется ответственность за свои поступки, склонность обвинять в своих ошибках окружающих;

    4) гипертрофированное чувство собственного достоинства;

    5) резкая реакция на негативную оценку своих действий;

    6) угрозы физические, словесные окружающим;

    7) жестокость по отношению к животным;

    8) намеренное проявление непослушания;

    9) излишняя завистливость и ревность.

    Часто дети проявляют агрессивное поведение (щипают, бьют, обзывают) потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

    Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

    1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

    2. Обучение детей навыкам распознавания гнева и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

    3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

    Работа с гневом

    Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

    Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях - «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Воспитатель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

    Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

    Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

    Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

    Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И. Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.

    Еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем – рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д.

    Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего – ощущение своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует.

    Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

    Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

    Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

    Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    В целях коррекции агрессивности также полезно использовать релаксационные техники. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение таких упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева.

    Список литературы:

    1. Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. Игры для детей от трех до семи лет. – СПБ.: Речь, 2008.

    2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.

    3. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

    1. Не проявляйте грубости в присутствии детей.
    2. Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.
    3. Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
    4. Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.
    5. Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.
    6. В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.
    7. Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».
    8. Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).
    9. Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (груша, канаты, батут и др.).

    10. Старайтесь перевести агрессивное поведение в словесное русло: дождитесь, когда ребенок успокоится и поговорите о том, что вызвало столь бурную реакцию. Подчеркните, что такое поведение недопустимо и попытайтесь вместе найти альтернативное решение.

    11. Обязательно требуйте, чтобы за каждый проступок ребенок извинялся. Пусть сначала это будет лишь следствие вашей настойчивости, но постепенно ребенок привыкнет, что обиженного надо жалеть и просить прощения за неприятности, которые он причинил. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание людям.

    12. Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

    13. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашей группе существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".



    Предварительный просмотр:

    Советы психолога  "Как помочь агрессивному ребёнку"

    Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:

    • изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную
    • изменение стиля взаимодействия с ребёнком
    • расширение своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков

    Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:

    1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановит занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка)
    2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действует довольно эффективно
    3. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём
    4. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

    Существует 4 основных способа выражения гнева:

    - Прямо (вербально или невербально) выразить свои чувства, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
    - Выразить гнев в косвенной форме выместив его на человеке или предмете который представляется разгневанному неопасным, кто "подвернётся под руку", кто слабее.

    - Сдерживать свой гнев "загоняя" его внутрь. В этом случае накапливающиеся отрицательные чувства и эмоции будут способствовать возникновению стресса.
    - Задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиться, при этом пытаться выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.
    Приемлемыми формами выражения гнева являются - прямое заявление о своих чувствах и выражение гнева в косвенной форме с помощью игры.

    1. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

    Часто агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких детей очень полезны релаксационные упражнения. Например, в карман можно положить знак "стоп". Как только ребёнка начнут одолевать незваные мысли и желания он достанет этот знак и мысленно или в слух произнесёт «стоп», чтобы этот приём начал действовать, нужна многодневная тренировка.

    6. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

    Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не умеют выразить свои чувства словами или другим способом. Задача взрослого - научит выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом, например с помощью ролевой игры

    У взрослых имеется ряд способов контроля детских чувств:

    Позитивные способы - просьбы, мягкое физическое манипулирование, подкрепление хорошего поведения.

    Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не всегда бывает эффективно. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше родителю увести ребёнка и объяснить, почему родитель это сделал. Это и будет пример мягкого физического манипулирования. Наиболее эффективно при общении с маленькими детьми.

    Часто взрослые обращают внимание только на плохое поведение и воспринимают хорошее поведение как должное. Для детей важно создавать "ситуацию успеха", что развивает позитивную самооценку и уверенность в своих силах.

    Негативные способы - наказания, приказы.

    Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в исключительных случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не всегда можно возразить сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребёнок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то назло, например, подчёркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья в это время опаздывает в гости и т.д.

    Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка нужно помнить, что их страх перед его выходками, способствует повышению агрессивности, а проявление гнева, криков или частого применения силы это в глазах ребёнка и есть проявление слабости взрослыми. Этому же способствует навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам покажу!)

    Нейтральные способы - модификация поведения.

    Техника очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители получат вполне законный вопрос - а что мне за это будет? Поощрения должны быть небольшими, не наперёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим велосипед), а в тот же момент, который поощряем, и нечастыми.

    А лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение взрослых владеть собой. Многие взрослые сами не умеют этого делать, а значит, не могут требовать подобного от своих детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности детской агрессивности. Приемы эффективного взаимодействия с агрессивными детьми Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 133 Молькова М.В .

    Слайд 2

    он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает; - ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его; - эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона; - очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других . он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки; намеренно употребляет грубые выражения,; “ гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей; этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять; его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;

    Слайд 3

    Выделяют следующие виды агрессии: Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); Раздражение (вспыльчивость, грубость); Негативизм (оппозиционное поведение).

    Слайд 4

    Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство. Источники появления агрессии у детей: семья, которая может выработать у ребенка агрессивную манеру поведения, развить ее и закрепить сверстники символические образы – телевидение, книги, игрушки

    Слайд 5

    Показатели агрессивности ребенка: 1) в большинстве ситуаций не осуществляется контроль эмоций; 2) слабо проявляются все эмоции, кроме гнева; 3) не несется ответственность за свои поступки, склонность обвинять в своих ошибках окружающих; 4) гипертрофированное чувство собственного достоинства; 5) резкая реакция на негативную оценку своих действий; 6) угрозы физические, словесные окружающим; 7) жестокость по отношению к животным; 8) намеренное проявление непослушания; 9) излишняя завистливость и ревность.

    Слайд 7

    Схема работы Коррекция агрессивного поведения детей Обучение навыкам распознавания гнева и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева Обучение техникам и приемлемым способам выражения гнева Развитие эмпатии, формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию

    Слайд 8

    Средства отреагирования Мягкие подушки Мячи Резиновые молотки Листок гнева Мешочек для криков Глина , песок Вода Краски, карандаши

    Слайд 9

    Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций Таблица эмоций Плакаты Беседы Рисование Уголки настроения

    Слайд 10

    Какое настроение у человечков? Рисунки на тему «Когда я сержусь» «Когда я радуюсь «Когда я счастлив» Проективные методики

    Слайд 11

    Я злюсь! Поиграй в мяч, поскачи, побегай. Отожмись 10 раз. Спой песню, послушай музыку, сказку Нарисуй свое настроение Полистай альбом, книгу с картинками Прими ванну или поиграй с водой Расскажи об этом другу или взрослому «Выжми сок из лимонов»

    Слайд 12

    Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию Ролевая игра Групповое обсуждение события Совместное принятие решения Выслушивание сверстников

    Слайд 13

    Игры Толкалки Два барана Рубка дров Да и нет Тух-тиби-дух Ворвись в круг Головомяч Доброе животное.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

    Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

    Особенности проявления детской агрессивности

    Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговор...

    «Детская агрессивность: ее причины и предупреждение»

    Родительское собрание в детском саду на тему "Детская агрессивность: её причины и предупреждение"...