Картотека этюдов
картотека на тему

Развитие эмоциональной сферы ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_etyudov.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

этюдов

Театрализованная игра- этюд — это небольшая импровизация предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действия актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает», внимание, интерес, сосредоточенность)

      Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок, и подслушивает, о чем они говорят.

Голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты», этюд на выражение удовольствия, радости.

       У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете, благодарят, разворачивают бумажку и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное (жевательные движения, улыбка).                          

3. «Прогулка», этюд на выражение радости, удовольствия, удивления.

      Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва», этюд на выражение радости, гордости, страха.

      Один ребёнок изображает Ивана-царевича, который сражается со Змеем Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой Иван-царевич.

У Змея Горыныча голова и кисти — рук- это головы Змея, они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые). Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом.

5. «Ваське стыдно», этюд на выражение стыда.

У девочки Гали была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Один раз положила куклу в кроватку спать. Забрался кот Васька и столкнул её на пол. Пришла Галя, увидела и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

  1. «Баба Яга», этюд на выражение гнева.       

Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печь чтобы потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, бегает, ногами топает, кулаками размахивает.

  1. «Таня-плакса», этюд на произвольное переключение противоположных эмоций.

Дети водят хоровод, в центре его ребенок (Таня) и читают стихотворение:

        Наша Таня громко плачет,

        Уронила в речку мячик.

        - Тише, Танечка, не плач,

        Не утонет в речке мяч,

        Мы поедем за водой

        И достанем мячик твой.

Пока дети читают стихи, Таня показывает, как она «громко плачет». Когда хоровод останавливается, Таня «вытирает» слезы и улыбается.

  1. «Два сердитых мальчика», этюд на выражение гнева.

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

  1. «Страх», этюд на выражение страха.

Мальчик боится одиночества. Но однажды он остался дома один. Ему стало так страшно, что он даже не мог играть. Мальчик сидит неподвижно на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг за ней кто-то притаился.

  1. «Удивление», этюд на выражение удивления.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

  1. «Сердитый дедушка»

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Нахмуренные брови.

12 «Лисенок боится», этюд на выражение страха

      Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да так глубоко тут.

       Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ее на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать встряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

13. «Раздумье», этюд на выражение внимания, сосредоточенности.

       Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

       Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок. 

14.Новая кукла

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

15. Больной зуб

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

16. Капризуля

Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Этюды на выразительность жестов

1. Баю – бай

Ведущая: Баю – бай, баю – бай!

                 Спи, мой мишка, засыпай.

                 Ты скорей закрой глазок,

                 Ты поспи, поспи часок.

                 Баю – бай, баю – бай!

                 Спи, мой мишка, засыпай!

(Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.)

2. На двери висит замок.

Ведущая: На двери висит замок                 

                                                    (Дети сцепили руки в замок.)

                  Кто его открыть бы мог?          

                                                    (Дети стараются разъединить

                                                                        сцепленные руки.)

                  Повернули, покрутили…           

                                       (Выполняют вращательное движение

                                                                                        руками.)

                  Постучали и открыли.                

                                              (Стучат сцепленными руками по

                                                  коленкам и разъединяют руки.)

3. Сорока – сорока

Ведущая: Сорока –сорока, где была?

Ребенок: Далеко.                       (Машет рукой.)

                 Кашку варила,           (Помешивает воображаемой

                                                      ложкой в воображаемой

                                                                                    кастрюле.)

                  Детушек кормила.    (Раздает детям воображаемые

                                                                                           миски.)

Ведущая: На порог скакала,      (Прыгает на двух ногах в

                                                       ритме прибаутки,

                                                        машет «крыльями».)

                   Гостей созывала.

                   Гости услыхали.

                   Быть обещали.  

4. Ох, ох, что за гром?

Ребенок: Ох, ох, что за гром? (Руки к щекам, покачивание

                                                     головой из стороны в

                                                     сторону).

                Муха строит новый дом.  (Кулачок стучит об

                                                              кулачок)

                Молоток: стук –стук,

                Помогать идет петух.         (Взмахи руками.)

5. Самолеты загудели

Ребенок: Самолеты загудели,     (Вращательные движения

                                                          руками, согнутыми в

                                                                                       локтях)

                 Самолеты полетели,   (Легкий бег, руки отведены в

                                                                                        стороны)

                 На полянку тихо сели. (Присаживаются на одно

                                                         колено, руки в сторону.)

                  Да и снова полетели.   (Легкий бег, руки в

                                                                                     стороны.)

6. Пошла Маня на базар

Ведущая: Пошла Маня на базар,

                 Принесла домой товар.

Ребенок: Родной матушке –платок,

                Посередочке цветок.

                Братьям- соколам –

                По козловым сапогам,

                Сестрицам –лебедицам –

                Да по белым рукавицам.

(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят).

7. Ерема (Ребенок выполняет движения, согласуя их с текстом потешки).

Ребенок: Ерема, Ерема,

                Сидел бы ты дома.

                Строгал бы ты стружки –

                Ребячьи игрушки.

                Твоя сестра пряха,

                По ниточке пряла,

                Моточки мотала,

                В коробочку клала!

8. «Это я! Это я!»

     Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то она не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т. д. Мальчик отвечает жестом.

       Рука согнута в локте, указательный палец направлен в грудь: «Я!»

9. «Отдай»

       Ребенок требует отдать игрушку.

       Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

10. «Тише!»

       Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

        Шея вытянута вперед, указательный палец приложен к сжатым губам, брови идут вверх.

11. «Уходи» 

         Ребенок отталкивает обидчика.

         Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

  1. «Иди ко мне»

         Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

         Присесть, обе руки вытянуть навстречу малышу.

  1. «До свидания»

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До свидания!»

  1. «Не покажу!»

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечных

Зайчиков. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

  1. «Спать хочется»

       Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.

       Дети сидят на стульях. Нужно передать своими движениями и мимикой состояние

засыпания: имитация зевоты, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

  1. «Холодно-жарко»

Дети лежат на ковре.

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в

Берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки, чтобы согреться. После этого им стало жарко. Медвежата развернулась. Игра повторяется 2 – 3 раза.

17. «Игра в снежки»

      Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки.

      Нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

18. «Игра с камушками»

      Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками. Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

19. «Дружная семья»

      Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

20. Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

21. Лисичка подслушивает

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

22. Лето.

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

23. Танец розы

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

24. ЖЕСТЫ

         ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».

СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).

НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).

ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.

ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.

ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.

ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.

КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».

ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.

ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.

БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.

НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».

НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Жестом можно также передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. С его помощью можно предложить детям охарактеризовать предмет по размеру и форме.

Этюды на сопоставление черт характера

1. «Старичок», через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

      Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок                                              Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Маленького роста,                                                       Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

И смеялся старичок                                                     Ги-ги-ги, да га-га-га,

Чрезвычайно просто:                                                   Го-го-го, да буль-буль!

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,                                                  А увидев стрекозу,

Хи-хи-хи, да бух-бух!                                                 Страшно рассердился,

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,                                                  Но от смеха на траву

Динь-динь-динь,                                                          Так и повалился:

Да трюх-трюх!

 Раз, увидев паучка,                                                      Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Страшно испугался                                                      Го-го-го, да бах-бах,

Но, схватившись за бока,                                            Ой, ребята! Не могу!

Громко рассмеялся:                                                     Ой, ребята! Ах, ах!»

 2. «Жадный пёс», через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

      Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь», через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

      Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту. 

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

 

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

4. «Волшебное колечко», через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый).

     Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко. Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

 5. «Молчок», через пантомиму передавать черты характера (робость, смелость)

      Ведущий читает стихотворение:

В детский сад пришел Молчок –

Очень робкий новичок.

Он сначала был не мел,

С нами песенки не пел.

        А потом, гляди, привык:

        Словно зайка – скок да прыг.

        До чего же осмелел:

        Даже песенку запел.

        Ребенок в роли Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем согласно тексту преображается: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку.

6. «Смелый заяц», через пантомиму передавать черты характера (смелость).

     Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк.

7. «Кривляка», через пантомиму передавать отрицательные черты характера.

      Когда кто-нибудь незнакомый входит в комнату, один мальчик начинает гримасничать и кривляться, ну, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него.

Этюды на тренировку отдельных групп мышц

1.  «Дерево»
     Свободная стойка, руки опущены. Представьте, что ваше тело — это замёрзший и окаменевший за зиму ствол дерева. Весна, согрелась почва, дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя ветки. Очень валено добиться ощущения разницы между теми участками ствола (тела), которые уже «ожили», и теми, которые ещё «мертвы».
 Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает ученик. Какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость берёзы. Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвление от пальцев рук через расслабление мышц.

2. «Снежная баба»

      Представьте себя снежной бабой. Всё тело из снега, плотно скатанного, с ледяной коркой. Солнце пригревает, и снег начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что снег становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочен. Сверху вниз стекает талая вода. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «горку снега». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.

 

3. «Корабль»

     Представьте своё тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению). Корабль тонет, медленно погружается в воду. Верхняя его часть ещё ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Всё глубже опускается он в пучину, всё больше давление воды, всё гуще темнота. Вот корабль лёг на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями и ракушками, но вот он поднимается на поверхность. Медленно и тяжело он отрывается от грунта и, преодолевая давление воды, поднимается. Всё больше света, всё прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы он ощущает солнце, голубое небо и вновь качается па волнах. Все этапы жизни корабля ученик должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение.

4. «Сосулька»

        У нас под крышей

        Белый гвоздь висит,

        Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

       Первая и вторая строчка: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить ослабленные руки и присесть.

5. «Шалтай-Болтай»

        Шалтай-Болтай

        Сидел на стене.

        Шалтай-Болтай

        Свалился во сне.

     Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус.

6. «Петрушка прыгает»

     Играющий изображает петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

      Ноги согнуты в коленях, корпус слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.    

7. Деревянные и тряпичные куклы

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

8. Мельница

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

9. Паровозики

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед  т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

10. Великаны и гномы

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

11. Мокрые котята

Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

12. Снеговик

Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

13. Буратино и Пьеро

Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

14. Насос и надувная кукла

Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

15. Кактус и ива

По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

  1. Гипнотизер

Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

17. Стряхнуть воду с платочков

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

18 Маятник.

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

19. Незнайка

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

20. Цветок

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

21. Марионетки

Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

22. Снежная королева                              

Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Игры - этюды:

Цель:  развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

3.  Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4.  Я работник сладкий,

     Целый день на грядке:

     Ем клубнику, ем малину,

     Чтоб на всю наесться зиму...

     Впереди арбузы — вот!..

     Где мне взять второй живот?

5. На носочках я иду —

    Маму я не разбужу.

6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.

7.  Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

8.  У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

9.  Жадный пес

    Дров принес,

    Воды наносил,

    Тесто замесил,

    Пирогов напек,

    Спрятал в уголок

    И съел сам.

    Гам, гам, гам!

10.  Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже                  11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12.  Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

14. Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:   

   — Крыша есть над головой! —

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

 Дождь как из ведра полил,

 Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

—  Никудышный этот дом!

15.  Шерсть чесать — рука болит,

       Письмо писать — рука болит,

       Воду носить — рука болит,

       Кашу варить — рука болит,

       А каша готова — рука здорова.

16.  У забора сиротливо

       Пригорюнилась крапива.

       Может, кем обижена?

       Подошел поближе я,

       А она-то, злюка,

       Обожгла мне руку.

17.  Шар надутый две подружки

       Отнимали друг у дружки.

       Весь перецарапали!

       Лопнул шар,

       А две подружки посмотрели —

       Нет игрушки, сели и заплакали...

18.  Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

       —  Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

19.  Полюбуемся немножко,

       Как ступает мягко кошка.

        Еле слышно: топ-топ-топ

        Хвостик книзу: оп-оп-оп.

       Но, подняв свой хвост пушистый,

       Кошка может быть и быстрой.

        Ввысь бросается отважно,

       А потом вновь ходит важно.

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель:  учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1.  Соленый чай.

2.  Ем лимон.

3.  Сердитый дедушка.

4.  Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7.  Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9.  Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

14.  Мне грустно.

15. Получить подарок.

16.  Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.

17.  Не сердись!

18.  Верблюд решил, что он жираф,

       И ходит, голову задрав.

       У всех он вызывает смех,

       А он, верблюд, плюет на всех.

19.  Встретил ежика бычок

       И лизнул его в бочок.

       А лизнув его бочок,

        Уколол свой язычок.

       А колючий еж смеется:

       — В рот не суй что попадется!

20.  Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23.  Я чищу зубы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека: "Этюды и упражнения по психогимнастике"

Хорошая картотека психогимнастики, можно использовать, как один из приемов нетрадиционной работы....

Картотека "Этюды"

В картотеке представлены этюды, позволяющие ребенку овладеть разнообразными изобразительными средствами....

Картотека этюдов

Театрализованная деятельность в ДОУ...

Картотека этюдов. Социально-коммуникативное развитие. Вторая младшая группа

картотека этюдов на социально-нравственные темы во второй младшей группе...

Картотека этюдов для старших дошкольников

Картотека этюдов для старших дошкольников...

Картотека этюдов по экологическому воспитанию.

В картотеке представлены игры по экологическому воспитанию дошкольников 2 младшей группы. Игры направлены на расширение и закрепление представлений детей об окружающем мире....

Картотека этюдов для детей старшего дошкольного возраста

Этюды на выразительность жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера для детей старшего дошкольного возраста....