Проект "Сказочный мир театра детям" Методическая разработка
проект (младшая группа) по теме

Фадеева Ольга Анатольевна

Методическая разработка - по теме " Театр" долгосрочный проект, который последовательно знакомит детей с разными видами театра, воспитывает интерес к народному творчеству,развивает культурно-досуговую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazochnyy_mir_teatra_malysham.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проект по театрализованной деятельности

   во второй младшей группе

«Сказочный мир театра малышам»

 Фадеева Ольга Анатольевна    воспитатель

МБДОУ «Детский сад№30 «Северное сияние» г. Инта  Коми республика  

Аннотация проекта:

Проект разработан воспитателем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Северное сияние» комбинированного видавоспитателем Фадеевой Ольгой Анатольевной и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений. В совместной деятельности участвовали дети 3-4 лет группы «Теремок», их родители и воспитатели.

Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, разыгрывание сказок, сюжетов, постановок, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, совместная деятельность детей и взрослых в подготовке театрализованной среды к открытому мероприятию «Путешествие на поезде». Сотрудничество с семьёй в проекте «Сказочный мир театра малышам» позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения, становятся более открытыми, взрослые и дети эмоционально сближаются.  Через  театрализованную деятельность маленький ребёнок приобщается к духовным ценностям, глубоко эмоционально переживая  персонажам развивает чувства,  подражая любимым героям формирует опыт социальных навыков поведения, отождествляя себя  с полюбившимся образом  формирует качества личности.

Вид проекта: творческий, в три этапа

Срок реализации: долгосрочный 1 год

Актуальность проекта:

Знакомство детей с разными видами театров в нашей группе малыши начинают с начала года,  и я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая с детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" , «Теремок»и др.). Поэтому решила предложить родителям расширить диапазон видов театрав нашей группе и показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. Так же дать возможность увидеть родителям как с ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать  атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности: дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют  думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.


Цели:

  1. Развитие культурно-досуговой деятельности детей.

Формирование речевой, творческой активности.

2.  Воспитание  интереса  к устному народному творчеству,  используя интегративность образовательных областей.

Задачи:

  1. Создать условия для творческой  активности детей и родителей.
  2. Последовательное знакомство детей с видами театра.
  3. Побуждать детей  самостоятельно  разыгрывать сценки, обыгрывать потешки, знакомые сказки.
  4. Развитие и обогащение словаря, коммуникативных навыков.
  5. Способствовать эмоциональному развитию детей.

Результаты проекта:

Продукт проекта:

Презентация  для родителей и педагогов по теме «Театр в жизни малыша»,  методическая разработка организованной деятельности  «Путешествие на поезде», обновление образовательной среды (изготовление  ширмы напольной, приобретение нового пальчикового театра, пошив фартучка для повара, изготовление масок для сказки « Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», смайликов, обозначающих настроение, тарелочковый театр, фетровый подиум для разыгрывания сказок, фетровая книга сказок)

Ожидаемый результат:

• Дети умеют пользоваться настольным и пальчиковым театром

• Проявляют активность к театральной деятельности.

• Умеют передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

• Владеют активной речью, включенной в общение.

Этапы работы:
1 этап: Накопительный
2 этап: Творческий
3 этап: Результативный, выход на перспективу.

Накопительный этап:

1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр? »

2. Наглядная информация для родителей:

«Театрализованная деятельность в детском саду»,

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Разработка проекта в группе: «Сказочный мир театра малышам»
5. Знакомство детей и родителей с театром, его разновидностями.

6. Прохождение воспитателями группы вебинара «Семейный театр в детском саду»

7. Пробуждать интерес к предполагаемой деятельности.

 Формирование эмоциональной заинтересованности.
8. Работа над развитием речи детей, обогащением словаря:

-артикуляционная гимнастика

-чистоговорки и скороговорки

-пластические этюды

-мимические этюды

-упражнения на воображение

-упражнения на активизацию словарного запаса

-упражнения на формирование разговорной речи

-упражнения на отбивание ритма

-упражнения на речевое дыхание

-хороводные игры

9. Просмотр кукольных спектаклей и драматизаций в группе.

- подвижные игры с героями

-обыгрывание эпизодов

-инсценировка сказок, потешек, стихов

- подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;

- показ кукольного театра: «Теремок», «Колобок».

- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;

- комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята».

10. Посещение детских кукольных спектаклей.
11. Практикум для родителей  «Изготовление разных видов театра»

12. Планирование театральной деятельности по  образовательными областями.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическая культура

  • Подвижные игры: «Зайка беленький сидит…», «Заинька», «Зайка серый умывается»,  «Кот и мыши».
  • Подвижная игра-имитация «Вышла курочка гулять»

Здоровьесбережение

  • Инсценировка стихотворения «Девочка чумазая» А.Барто. Беседа с инсценировкой «В гостях у Мойдодыра».  Игра-инсценировка «Маша обедает» Капутикян С.Б.Потешки «Кран, откройся!», «Водичка, водичка…», «Ай, лады, лады, лады», «Зайка серый умывается».
  • Музыкальные игры: «Вот носик, вот ручки…», «Где же ручки».

Коммуникация

  • Инсценировка. Михалкова «Песенка друзей», «Машенька в гости идёт».
  • Музыкальные игры: «Автобус», «Паровоз».

Социализация

  • Театральные игры:  «Куклы танцуют»
  • « Цыплята ищут маму»
  • « Кошка и котята»
  • « Паровозик»
  • Инсценировка «Жили у бабуси два весёлых гуся»
  • « Концерт для игрушек»,
  • Музыкальные игры: «Куколка», «Все на ножки становитесь».

Познание

  • Игра-забава «Курица и цыплята», «Угости ёжиков грибами».
  • Инсценировка потешки «Кисонька-мурысенька», «Петушок, петушок», «Киска, киска».
  • Упражнение  «Изобрази героев сказки «Три медведя»
  • Мимические этюды
  • Имитация движений и голосов сказки «Козлята и волк»
  • «Разное настроение» по карточкам

Коммуникация

  • «Волшебный сундучок»ряжение
  • Инсценировка А. Барто « Игрушки»
  • Упражнение на интонационную выразительность речи «Кто как просится в теремок?»

Художественное творчество

  • Рисование: «Пятнышки для божьей  коровки» (потешка «Божья коровка», «Солнышко-вёдрышко» )
  • Лепка:«Улитка, улитка», «Огуречик, огуречик», «Жили у бабуси два весёлых гуся»,  «Колобок».

10. Оформление театрального уголка, обновление атрибутов (ремонт масок для драматизации, установка новой полочки для атрибутов театра, приобретение нового магнитного театра « Колобок», пополнение пальчикового театра новыми героями)

Творческий этап:

1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

2. Знакомимся со сказками:

Сказка «Теремок»

- Рассказывание сказки «Теремок» с показом пальчикового театра;

- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра;

- конструирование домиков для животных теремка;

- имитационные движения героев сказки и их голосов;

- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет? »;

- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».

- использование раскрасок к сказке «Теремок».

Сказка «Репка»

- Рассказывание сказки «Репка» с показом театра из киндеров;

- лепка «Репка»;

- имитационные упражнения;

- дидактическая игра «Мои любимые сказки»;

- ряжение в костюмы;

- драматизация сказки «Репка»;

- разучивание пальчиковой игры: «Репка»

- использование раскрасок к сказке «Репка».

Сказка «Курочка Ряба»

- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с показом настольного театра;

- разучивание танцевальных движений;

- пение детских песенок «Петушок, петушок… »;

- дидактические игры: «Мои любимые сказки»

- подвижные игра «Курочка и цыплята»;

- использование раскрасок к сказке «Курочка Ряба».

Сказка «Колобок»

- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;

- лепка, рисование «Колобок» в свободной деятельности детей;

- рассказывание сказки детьми с имитацией действий;

- упражнение «Изобрази героя»;

- ряжение в костюмы;

- дидактические игра: лото «Сказки».

- подвижная игра: «Лиска – лиса».

- использование раскрасок к сказке «Колобок».

4. Взаимодействие с родителями: просматривание родителей с детьми телепередач с участием кукольных персонажей, совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы», организация домашних кукольных представлений.

5. Совместная деятельность с родителям:

- Фотоколлаж « Юные артисты»  (в приёмной группы.)

- Проведение практикума с родителями в группе по изготовлению нескольких видов театра.(театр на кубиках, театр на чашках, театр на тарелочках)
- Подбор и оформление новых видов театра.(театр на прищепках, конусный театр, театр на варежках, театр на ложках, театр на тарелках, театр на чашках)

Результативный этап, выход на перспективу:

  1. Презентация «Театр в жизни малыша»
  2. Проведение открытого занятия по театральной деятельности «Путешествие на поезде»
  3. Совместное с родителями представление сказки «Теремок».

Итоги проекта:

1. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности. После проделанной работы и активной деятельности родителей в группе  я увидела, что дети сблизились со взрослыми. Общаясь с детьми, родители раскрыли таланты своих детей, и обогатилась их речь.

2. Пополнение групповой среды различными видами театра, который можно использовать в различных видах образовательной деятельности.

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами разных видов театра, отождествляя себя с героями сказок решают проблемы коммуникации и социализации среди сверстников.

4. Дети стали более активными, знают больше сказок, используют речевые обороты, изображают героевсказок:  «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и заяц», « Рукавичка», « У солнышка в гостях», «Бычок-чёрный бочок», «Два жадных медвежонка», « Гуси-лебеди»,  «Пых»,  «Кто сказал мяу?», «Кот, петух и лиса», « Волк и козлята»

В перспективе:

Родители пожелали продолжить проект в виде изготовления «Фетровой книги сказок», где герои сказок путешествуют по страницам с помощью фантазии детей. Оформить новый театр «на стульчиках», где герои сказок обозначены на спинке стула (из разных материалов)

Заключение

Работа над  проектом  подтвердила то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но  опора на фольклорный материал (сказку), исключает нравоучительность и включает игровое общение.

 Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

         У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Для многих родителей было открытием – как много можно дать ребёнку и раскрыть его через сказку, следовательно особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Литература:

  1. М.Д. Маханёва  «Театрализованные занятия в детском саду»  Творческий центр Москва 2003г.
  2. Л. Поляк « Театр сказок»  Детство пресс 2001г.
  3. И. В. Бодраченко «Театрализованные музыкальные представления для детей»  Айрис дидактика 2006г.
  4. О.В.Гончарова «Театральная палитра»  Сфера творческий центр 2010г.
  5. О.Р.Меримьянина « Вместе с куклой я расту»  Учитель 2012г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»

Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...

Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра

Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...

методическая разработка проведения Дня театра

Сценарий методическрй разработки  "День театра"....

Инновационная разработка занятия «Путешествие по реке Сургут» на основе модернизации авторской программы Н.Н Ефименко «Театр физического развития и оздоровления» с детьми подготовительной группы

Занятие путешествие по родной реке Сургут, которая протекает рядом с поселком. В основе занятия авторская программа Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления". Использовала на занятии д...

Методическая разработка с использованием презентации "НАШ ТЕАТР"

Известно, что театр в дошкольном возрасте занимает важное место, ведь  театр помогает раскрыть и творческий потенциал ребенка, и повысить культуру, а также развивает память, внимание...

Занятие творческого объединения «Кукольный театр» Тема «Образ кошки в играх, этюдах, сказках» Номинация «Методические и творческие разработки»

Данная методическая разработка представляет собой конспект игрового занятия по театрализованной деятельности (кукольный театр).Игровым занятием оно названо потому что, на первый план выступает именно ...