Главные вкладки

    Сценарий мастер-класса «Кукла на ложке» для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в рамках работы детско-родительского клуба «Сказочные посиделки»
    план-конспект занятия (младшая, средняя группа) по теме

    Кокорина Любовь Борисовна

    Сценарий мастер-класса содержит интересную познавательную информацию о традициях русского народа и его фольклоре, где в игровой форме представлена творческая работа детей младшего дошкольного возраста по изготовлению куклы на ложке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    http://www.maam.ru/detskijsad/-kukla-na-lozhke.html



    Предварительный просмотр:

    Сценарий мастер-класса «Кукла на ложке»

    Цель мастер-класса: изготовить совместными усилиями детей, родителей и воспитателя игровую куклу своими руками.

    Задачи:

    -знакомить детей с историей изготовления игровых кукол;

    -осваивать технологию изготовления игровой куклы на ложке;

    -воспитывать интерес к традициям русского народа, желание радовать близких игрушкой, сделанной своими руками;

    -развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

    Дети смотрят сказку, поставленную детьми подготовительной группы.

    В: Вот мы и посмотрели с  вами сказку про маму-козу и  злого волка.

    -Отворили дверь козлята

    И пропали все куда-то.

    В: - Кто козляток нашел и спас от серого волка?

    Дети: - Мама-коза.

    В: - А давайте ее похвалим, приготовьте ручки.

    Дети выполняют движения по тексту потешки «Коза-хлопота»

    Коза-хлопота

    День -деньской занята                 (трут ладошки)

    Ей – травы пощипать                  (щиплют пальчиками)

    Ей – на речку бежать                   (пальчики бегают по столу)

    Ей – козляток стеречь                 (грозят пальчиком)

    Малых деток беречь!

    В: А у наших деток тоже есть мамы, а у наших мам тоже есть мамы – это наши бабушки.

    Бабушка наша очень добра

    Бабушка нам помогает всегда.

    Дети дарят открытки бабушкам.

    В: Много мам на белом свете,

    Всей душой их любят дети.

    Только мам есть одна,

    Всех дороже мне она.

    Кто она? Отвечу я:

    -Это мамочка моя!

    В:  Сегодня наши мамы пришли к нам в группу, чтобы показать как их мамы и бабушки играли в куклы, да не простые, а веселые, и делали с помощью простой деревянной ложки.

     История её неизвестна, в некоторых источниках говорится, что матери занимали своих детей после обеда или ужина, чтобы те не мешали заниматься домашними делами.

    Показ фильма-презентации «Кукла на ложке»

    2 Для неё потребуются: ветошь или вата для головки, кусок шитья или кружева для фартука, красивый кусок цветной ткани на сарафан по длинне ложки и шириной 2о см, атласная лента в цвет сарафана длинной 20 см, белая бязь или ситец для нижней рубашки по размеру как кусок на сарафан, и на рукава 14 на 9 см, кружево 20 см на низ рубашки, красный кусок ситца для верхнего платка, длинная сторона его 20-25 см, треугольник белого ситца для нижнего платка,  2 куска крашеного чаем ситца на ладошки размером 3 на 6 см,  белые и красные нитки и конечно деревянная ложка.

    3 На отрез для сарафана к низу пришить атласную ленту, соединить боковые швы. На нижнюю рубаху к низу пришить кружево и так же соединить боковые швы, отпарить швы. Стачать в длину кусок для рукавов. Шарик из ветоши или ваты обмотать ниткой, что бы не разваливался

    4 К «горлышку» куклы примотать нижнюю рубаху. Для удобства, что бы сборка была равномерной, можно верхний край рубахи собрать на нитку. Лицо куклы это выпуклая часть ложки.

    5 В заготовке для рукавов подвернуть край и собрать на нитку вокруг ладошки, для пышности внутрь рукава можно вложить вату или ветошь. Красной ниткой обмотать вокруг ладошки, имитируя манжет и вышивку

    6 Рукава-ручки приложить к «спинке» куклы и примотать красной ниткой крест-накрест, не обрезая нить примотать фартук, сделать узелок под фартуком, срезать нитки.

    7 Такая народная кукла своими руками, вид спереди

    8  Вид со спинки.

    9 В ложку вложить комок ветоши и закрепляя его повязать нижнюю белую косынку, концы  косынки подвернуть внутрь, так они не мешают и создают дополнительный объём для головки.

    10 Повязать сверху красную косынку, можно так — по бабьи, т.е. замужняя женщина имеющая детей

    11 Получилась яркая и душевная куколка. Делая народные куклы, что то внутри просыпается и греет, наверное это зов наших далёких и не очень предков, которые даже из ложки могут сделать, что-то особенное.

    Воспитатель раскладывает лоскуточки ткани и ложки. Дети выбирают те, которые им понравились и рассматривают их. Затем подбираются необходимые материалы: нитки красные и белые, ткань белая для головы и ручек, вата, треугольная ткань на платок. Все это раскладывается на индивидуальном подносе и повторяется ход работы.

    В: - А теперь, ребятки, давайте немного поиграем, выходите на середину!

    Подвижная игра «Вышел козлик погулять»

    Вышел козлик погулять

    Свои ноженьки размять.

    Козлик ножками стучит

    По-козлинному кричит:

    «Бе-е-е, бе-е-е!»

    Дети усаживаются на места.

    В: - Ребятки, а сейчас мы поможем нашим мамам сделать куколку, а когда она будет готова, назовем её. У каждого человека есть имя. Так и куколок есть имена, и они могут быть разными. Например: Арина, Света, Ксюша и т.д. 

    Дети делают с мамами куклу, а по окончании воспитатель предлагает всем встать в круг с куколкой и поиграть в игру-знакомство  «Ты да я» , где каждый ребенок знакомит нас с именем своей куклы (Он говорит от лица куклы)

    Ход игры.

    Взялись за руки, друзья     (Дети берутся за руки)

    И сказали «Ты да я –это мы!

    Я – Катюша, Я – Витюша

    Я - …

    В: А теперь пусть куколки подружаться. Давайте научим их дружить!

    Игровое упражнение  «Иди ко мне»

    Иди ко мне                                      (манит пальчиком)

    Тебя прошу.

    Иди ко мне                                       (гладит пальчиком по плечику друга)

    Секрет скажу.

    Шу-шу-шу, ши-ши-ши                    («шепчет» на ушко)

    Закружились малыши.                  (кружатся в парах)

    Дальше игры продолжаются:

    Русская народная игра «Растяпа», «Ручеек», «Хоровод со стенкой»

    В конце всех приглашают отведать пирог с чаем

    В: Тары-бары растабары

    Выпьем чай из самовара

    С крендельками вкусными

    С калачами, сухарями

    С пирогами русскими.

    После чаепития воспитатель предлагает уложить куколок спать с колыбельной песенкой.

    Баю-бай, баю-бай,

    Ты, собачка, не лай,

    Белолапа не скули,

    Нашу Машу не буди.

    Темна ноченька – не спится,

    Наша Машенька боится…

    Ты, собачка, не лай

    Нашу Машу не пугай!

    Наша Маша будет спать,

    Будет глазки закрывать.

    Дети куколок оставляют спать, а сами тихонько уходят из группы на улицу, чтобы не разбудить малышей.

    Совет родителям

    Очень важно, чтобы ребёнок сам дал кукле имя.
    Важно, чтобы ребёнок помогал выбирать материал, придерживал, завязывал, расправлял и т.д. вплоть до самостоятельного изготовления, особенно старшим ребёнком для младшего. Не забывайте благодарить малыша за помощь!
    Обязательно интересуйтесь, как ребёнок играет с куклой, задавайте вопросы, хвалите за фантазию, за заботу и ласковое обращение с куклой. 
    В такой игре у ребёнка развиваются: коммуникативные способности, инициативность в постановке задачи (одеть куклу, сделать ей посуду и пр.), воля как способность удерживать образ внутри себя и заверщать поставленную задачу, рукоделие, ролевая игра и очень важная игра с предметами-заместителями (любой подручный материал и предметы) и т.д. Разучивайте с ребёнком для куклы колыбельные песенки. 
    Предвижу вопросы про оформление лица. Так как кукла игровая, лицо оформлять можно, но вряд ли надо. Ребёнок часто будет убаюкивать куколку, а открытые глаза будут вызывать противоречие, кроме того, ребёнок через куклу проживает разные эмоции и настроения, а штамп в оформленном лице будет больше мешать, чем способствовать такой глубокой внутренней связи. 

    Используемая литература

    1. Е.И. Якубовская, канд.искусствоведения; Н.В. Еремина, кандидат педагогических наук, педагог-фольклорист «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях»
    2. И.А. Бойчук Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством
    3. http://www.maam.ru/detskijsad/-kukla-na-lozhke.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

    -Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

    Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

    -Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

    Мастер-класс "Ёжик"-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.

    Мастер-класс «Ежик»-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.Выполнил воспитатель: Лапшина Елена Ивановна МБДОУ детский сад №16 «Ивушка»[[{"type":"media","view_mode":"m...

    Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

    Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

    Мастер –класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »

    laquo;Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »...

    мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

    laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...

    Мастер – класс для педагогов «Здоровый образ жизни детей младшего дошкольного возраста»

    Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни....