Главные вкладки

    Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: « Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС».
    учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

    Щербакова Ирина Юрьевна

     Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей дошкольного возраста.·            Познакомить учатников мастер-класса с методами и приемами применяемыми воспитателем в образовательной области «Познавательное развитие» (мелкая моторика);

    ·            Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников;

    ·         Развивать умение педагогов  аргументировано проводить оценку результатов работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo_master_klass_shcherbakova.docx26.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс для воспитателей детских садов на тему: « Организация деятельности ДОУ  по познавательному развитию детей

    в соответствии с ФГОС».

    Подготовила: воспитатель

    МКДОУ «Калачеевский детский сад №6»

    Щербакова Ирина Юрьевна

    Цель: Расширить круг методов и приемов в работе воспитателей по организации познавательного развития у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Познакомить учатников мастер-класса с методами и приемами применяемыми воспитателем в образовательной области «Познавательное развитие» (мелкая моторика);
    • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников;
    • Развивать умение педагогов  аргументировано проводить оценку результатов работы.

    Оборудование: 4 стола по количеству тематических блоков, магнитная доска.

    Демонстрационный материал: таблички для магнитной доски, дидактические игры на мелкую моторику («Собери цветок», «Резиночки», «Бусинки», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно?», пальчиковый театр, игры с песком).

    Раздаточный материал: разноцветрные бумажные цветочки для проведения рефлексии.

    Ожидаемые результаты:

    • Транслирован опыт работы по использованию методов и приемов на мелкую моторику в организации деятельности по познавательному развитию детей;
    • Расширены кругозор участников мастер-класса, их мотивация на использовании  материалов в практике;
    • Участники проявили коммуникативные навыки, активность в работе мастер-класса.

    Ход мероприятия.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Щербакова Ирина Юрьевна, я вопитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №6». Тема моего сегодняшнего выступления: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС». Тема очень обширная и многогранная, говорить о познавательном развитии можно бесконечно. Сегодня же я предлагаю нам с вами разобраться в том, что же такое, собственно говоря, познавательно развитие и из каких тематических блоков оно состоит. И, конечно же, мне хочется познакомить вас с работой, которую провожу именно я в нашем детском саду в данном направлении.

    Не хочется перегружать вас излишней теорией, вы и сами её прочитаете в Интернете, поэтому сегодняшнее выступление я решила провести в форме мастер-класса. Так как мы сегодня говорим о познавательном развитии, то мы с вами тоже будем познавать, исследовать и пойдем проблемно-поисковым путем.

    А именно, я приглашаю вас принять участие в блиц-турнире, по итогам которого, мы найдем ответы на поставленные в самом начале вопросы. Приглашаю к участию 8 желающих.

    И так, основной наш вопрос: «Что такое познавательное развитие, из каких тематических блоков оно состоит». (На магнитной доске крепится табличка «познавательное развитие» и знак «?»).

    Мы начинаем наше исследование! Будем путешествовать по «островам», которые и будут тематическими блоками, а какими именно мы сейчас и определим.

    Основой всех основ в развитии ребенка, «королевой» познавательного развития я считаю мелкую моторику. В своей работе я уделяю достаточно много внимания развитию мелкой моторики, поэтому основой материала на наших «островах» как раз и будет мелкая моторика.

    И так первый остров!

    I.        «Формирование элементарных математических представлений»

    Перед вами нас столе представлены дидактические игры на мелкую моторику. Какие же именно?

    Первая игра «Собери Цветок».  Попробуйте выполнить. Суть игры заключается в том, то ребёнку даётся кружок, в котором написано число и он должен прицепить необходимое количество прищепок по кругу, соответствующее цифре посередине. Это было задание на счет.

    Так же можно и на цвет. Например: дать ребенку жёлтый кружок и сказать ребенку, что бы он  прицепил солнышку лучики жёлтого цвета.

    Следующая игра у нас это, самая распространённая и очень любимая детьми, «Резиночки».

    Дети очень любят эту игру, и с восторгом у неё играют.  Правила этой игры таковы, берем доску с гвоздиками, это могут быть и вкрученные шурупы. Как это сделано на моей доске. И так детям дается задание, сделать из резиночек геометрические фигурки, или еще можно наклеить картинки, и предложить детям сделать домики, например медведю или курочке. Предлагаю вам попробовать. Покажите коллегам, что у вас получилось.

    И последняя игра на этом этапе, это «Бусинки».  В эту игру так же можно играть и на счет и на порядок (цвет, величина, форма). Предлагаю вам попробовать, вы, пожалуйста, составьте на своей нитке вот такой порядок (предлагается образец), а вам предлагаю с помощью бусин решить следующий примет (3+2).

    И так мы сейчас с вами выполняли задания на счет, размер, порядок, цвет, геометрические фигуры. Как вы думаете, над чем мы сейчас работали, какие умения формировали и соответственно, как называется данный тематический блок познавательного развития??? Да, конечно, это формирование элементарных математических представлений. (На доску крепится табличка «формирование элементарных математических представлений», рисуется стрелочка)

    Итак, первый тематический блок познавательного развития - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

    Ну а мы двигаемся дальше и добираемся до второго острова.

    II.        «Ознакомление с предметным окружением и  окружающим миром»

    Первая игра «Чудесный мешочек». Цель этой игры  формировать, закреплять знания, детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.) развивает мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

    Ведущий держит мешочек с предметами, предлагается детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и называет его характерные признаки. А остальные дети должны по описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят.  После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

    Ну что коллеги предлагаю вам побыть в роли детей и немного поиграть.

    Следующая игра « Кому что нужно?» 

    Цель игры: использовать знания детей о предметах, окружающих их.

    Задача: Формировать реалистические представления о предметах? которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности), закреплять знания о предметном мире.

    У нас здесь панно, на котором фигуры девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.

    Ну что дорогие коллеги, попробуйте выполнить.  Молодцы, у всех все получилось!

    А теперь давайте определимся, на что же были направлены данные задания и как назвывается наш «остров», какой это тематический блок? Да вы правильно определили, это ознакомление с предметным окружением и  окружающим миром.

    (Крепится следующая табличка на магнитную доску)

    Второй тематический блок познавательного развития - Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

    И Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

    А мы продолжаем дальше, и я приглашаю вас на следующий остров.

    III.        « Ознакомление с социальным миром.»

    Здесь у нас находится игра «Кому что пренадлежит?» 

    На кругу у нас изображены картинки разных профессий, а на прищепках предметы профессий, суть игры состоит в том, что надо детям подобрать правильный ответ, т.е. к нужной профессии надо найти пару. И так, попробуем поиграть.

    Следующая игра «Пальчиковый театр». Здесь так же применяется мелкая моторика пальцев рук. «Моя семья». На пальчики мы надеваем картинки с изображением членов семьи. Играя с детьми в пальчиковый театр, мы используем речевки. Попробуем. (Слова речевки) Молодцы!

    Итак, мы сейчас говорили о чем? О профессиях, врачах, парикмахерах, о семье - а иными словами о социальном мире. И название этому тематическому блоку – «Ознакомление с социальным миром».

    (Крепится следующая табличка).

    Третий тематический блок познавательного развития - Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

    Ну а мы подошли к последнему этапу.

    IV.        «Познавательно- исследовательская деятельность»

    Вашему вниманию предлагаются игры с песком. Сейчас мы с вами будем исследовать песок  и определим, какими же свойствами он обладает.

    Перед вами две миски с песком. Запускайте туда руки, поиграйте с песком потрогайте его. Какой он на ощупь? Правильно,  в одной миске песок сухой, а в другой – мокрый.

    А теперь возмите ситечко и попробуде посеять песок, посыпать через сито. Что получается? Сухой песок сыплется, он сыпучий, а мокрый песок гораздо хуже сыпется, можно сказать, совсем не сыплется, он не сыпучий.

    А теперь давайте попробуем оставлять следы. Давайте с самого простого, оставим отпечаток своей ладони на песке. Получилось? На каком песке? А llавайте еще попробуем оставить следы с помощью фигурной скалочки? Каков результат? Вывод: На мокром песке следы остаются, а на сухом – нет.

             А теперь давайте поиграем с пасочками. Давайте слепим куличи. Из какого песка получилось (из мокрого), а из какого нет (из сухого)?

             Все верно, молодцы, справились с заданием.

    Давайте определимся, чем же мы сейчас занимались? Вы правы, конечно же, это исследование. И называется данный тематический блок – познавательно-исследовательская деятельность.

    (Крепится последняя табличка на магнитную доску).

    Познавательно-исследовательская деятельность - это развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах.

    Спасибо вам за участие в нашем блиц-турнере, присаживайтесь на свои места.

    И давайте совместно подведем итоги и дадим, наконец, ответ на вопрос чтоже такое познавательное развитие и какие тематические блоки в нем выделяют.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

    Образовательная область «Познавательное развитие» выделяет следующие тематические блоки:

    -«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

    - «Приобщение к социокультурным ценностям»,

    -«Формирование элементарных математических представлений»,

    -«Ознакомление с миром природы и предметным окружением».

    Вот и подошел к концу наш блиц-турнир, а вместе с ним и мой мастер-класс.

    Рефлексия.

    А сейчас я предлагаю вам оценить мое выступление. Перед вами цветочки разных цветов. Кому все было понятно и все понравилось, прикрепите на магнитную доску красный  цветок, кому понравилось, но не все было понятно – желтый, а кому не понравилось и не понятно – синий. Вот такой пестрый цветочный луг у нас с вами получился. Всем спасибо за оценку моего труда! До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

    Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

    Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи детей.(мастер-класс для воспитателей детского сада)

    В данном материале изложены теоретические вопросы развития детской речи в сюжетно-ролевой игре. Также освещены возможные стили общения педагога и детей в играх. Предложены проблемные ситуации по выбор...

    Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»

             Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...

    Мастер класс - для воспитателей детского сада "Золотой Ключик" на тему: "«Методы работы со сказкой».

    Сказка является самым эффективным средством, не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания....

    Мастер-класс для воспитателей детского сада тема: «Кинусайга или пэчворк без иголки»

    Цель:- научить новому виду рукоделияЗадачи:- познакомить педагогов детского сада с опытом работы в технике «Кинусайга»;- научить основным приёмам работы в этой технике;- распространение и ...

    Мастер- класс для воспитателей детских садов на тему: «Реализация экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста через игры-эксперименты».

    Роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей ....

    Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

    Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...