"Детская агрессия"
консультация на тему

Кулигина Елена Александровна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Детская агрессия"

                                                                   Подготовила: Кулигина Елена Александровна,

                                                                  воспитатель 1.к.к. МБДОУ д/с № 20 «Дельфин»

В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление, что количество детей с подобным поведением ежегодно увеличивается. Скорее всего, это так и есть. Ведь образ жизни, средства массовой информации, поведение взрослых способствует формированию у ребенка такого способа поведения, когда он постоянно вынужден демонстрировать свою силу, нападать, кричать и ругаться.

Каждый из нас неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. Ребенок плачет, капризничает, может наговорить нам немало неприятных слов, начать драться или кусаться. Почему это происходит? Ведь порой такое поведение беспричинное и безосновательное. Кажется, что все якобы в порядке, мы с ребенком не ссорились и не наносили ему боль, он еще 5 минут назад со всеми дружил и был мирно настроен, и вдруг, такая реакция!

Что же такое «агрессия»? Агрессия - это не эмоция, не повод и не установка. Агрессия - это модель поведения. Закладывается она еще в раннем детстве, а иногда - и до рождения малыша. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (т.е. когда человека ударили).

Как распознать агрессию у детей?

1. Часто теряют контроль над собой;

2. Часто спорят и ссорятся с окружающими;

3. Отказываются выполнять просьбы взрослых;

4. Могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;

5. Обвиняют других в своих ошибках и неудачах (могут выливать свой гнев на неодушевленных вещах);

6. Часто испытывают чувство злости, гнева и зависти;

7. Не способны забыть об обиде, не отплатив должным образом;

8. Становятся недоверчивыми и раздражительными.

Почему ребенок может проявлять агрессию:

1. Чтобы привлечь внимание взрослого к себе или своим проблемам;

2. Чтобы сообщить взрослому о своих негативных эмоциях (потому что не умеет выражать их другим способом);

3. Чтобы отомстить взрослому, который не желает слушаться ребенка;

4. Чтобы проверить границы дозволенного;

5. Просто для развлечения.

Откуда берется агрессия?

1. Самый яркий пример поведения детям подают взрослые. Конечно, именно они влияют на детское восприятие мира в первую очередь, поэтому очень важно как ведут себя взрослые в присутствии ребенка, позволяют ли себе во вспышках злобы ссориться, кричать и при этом крушить все вокруг.

2. Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте сила имеет особое значение, это своеобразный критерий лидерства. В детской группе сильный - значит главный. Особенно ярко это выражено у мальчиков. Кто самый сильный, тот все может - вот принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением детей. Самое главное, чтобы ребенок получил качественно иной опыт общения без необходимости постоянно проявлять агрессию.

3. Если мы зачастую наказываем ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует наше поведение. Мы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.

4. В период трехлетнего возраста каждый ребенок переживает кризис, что вполне естественно для его нормального психологического развития. Это период осознания своей обособленности, непохожести и неповторимости, когда ребенок пытается защитить и отстоять свое собственное «Я». В этом возрасте дети с удовольствием начинают играть самостоятельно, обижаются, когда взрослые посягают на неприкосновенность их игровых уголков или комнат. В возрасте от 3 до 4 лет взрослые часто имеют дело с проявлениями «немотивированной» с взрослой точки зрения, агрессии, которую можно считать нормой. Агрессивное поведение в этом возрасте часто означает протест, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока не знает как. Злость ребенка чаще вызывает бессилие. Ребенок вместо жалоб или пассивной покорности судьбе отдает предпочтение этой реакции. Ребенок борется за независимость и самостоятельность, и поэтому лишние запреты могут даже стать толчком к агрессивному поведению.

5. Развитию агрессии способствуют телевидение. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Ведь сколько примеров агрессивного поведения ребенок может усвоить из них. Часто мы не задумываемся и сажаем ребенка перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а в это время на экране демонстрируют совсем не детские и не полезные мультфильмы и передачи. Поэтому тщательно следите за тем, что просматривает ваш малыш. Согласитесь, что все-таки добрые советские мультфильмы значительно гуманнее современных американских и прежде, чем показать ребенку мультик, просмотрите его сами.

6. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать. О вреде той или иной игры, в которую часами может играть наш ребенок все знают, компьютерные игры в столь раннем возрасте должны занимать ребенка не более 15 минут, он еще успеет наиграться.

Читайте ребенку книги, энциклопедии, вместе лепите из пластилина, конструируйте и воздвигайте дворцы и крепости, собирайте самолеты и корабли. Проводите с ребенком как можно больше времени в совместных играх.

Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому учить. Что делать, если ребёнок агрессивен по отношению к окружающим?

1. Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок в зависимости от настроения взрослого мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.

2. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких черт, как злоба, жестокость и упрямство.

3. Важно помочь ребёнку научиться владеть собой. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Надо дать понять ребёнку, что агрессивное поведение никогда не принесёт желаемого результата. Самое главное -научить ребёнка разряжаться, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что это хорошо, что вредить другому человеку плохо. Что драться с кем то можно только в случае защиты, но практически любой конфликт, возможно, решить словами. Сейчас сделать это будет очень сложно. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон.

4. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает проявлять агрессию, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым, кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите его.

5. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар.

Что делать, если ребёнок жесток по отношению к животным?

1. Наблюдайте за играми ребёнка. В играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи. Если вы заметили, что в ходе игры ребёнок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого.

2. Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.

3. Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах: «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился».

4. Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше её зародиться в ребёнке. Тогда, не имея возможности ответить вам, дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.

5. Постоянно подавайте пример гуманного поведения.

Маленький ребенок только начинает жить и познавать мир. Ему многое не известно. Мы же, взрослые, являемся проводниками малышей в этот мир.

Старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его этому. Попробуйте сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и положительную самооценку. Если вашими обычными способами взаимодействия для достижения этой цели оказывается недостаточно, то можно использовать специальные игры и упражнения.

Для этого можно в домашних условиях:

- замешивать и мять тесто;

- взбивать подушки;

- мять глину, пластилин;

- кувыркаться;

- комкать газету и бросать ее в стену;

- можно предложить ребенку нарисовать карикатуру на обидчика и порвать ее;

-плескаться в ванне.

Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д.

Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться

- договариваться,

- уступать,

- сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.

 Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет ребенку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей  неотъемлемая составляющая любой деятельности.

Очень важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Мы должны научить их общаться и дружить. А еще обязательно нужно демонстрировать на своем примере, как можно проявлять доброту, ласку, щедрость. Ребенка нужно учить распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Проговаривайте каждое чувство, что переполняет вас. Не бойтесь высказываться о своих чувствах и чувства своего ребенка, учите и учитесь сами прислушиваться к себе, распознавать свои переживания, уметь ими владеть! Помните, ребенок учится у нас взрослых!

А закончить свое выступление я хочу притчей.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия Что такое агрессия?

Как агрессивность проявляется у детей?-             Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Детская агрессияЧто такое агрессия?...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленноена причинение вреда кому-либо....

Детская агрессия Что такое агрессия?

Материал для родителей....

Детская агрессия. Что такое агрессия?

АГРЕССИЯ-это физическое или вербальное(словесное)повединие,направленное на причинение кому-либо вреда.Как агрессивность проявляется удетей?Всегда ли это плохо?Причины детской агрессивности?Когда нужна...