Главные вкладки

    "Воспитание культурно-гигиенических навыков. Культура питания в детском саду".
    статья на тему

    Белых Татьяна Александровна

    Статья подготовлена старшим воспитателем-наставников Белых Т.А.. Предназначена в помощь молодым педагогам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    Культура питания в детском саду.

    (В помощь молодым педагогам)

    Культура питания подразумевает воспитание…

    А. С. Макаренко

                                                         

    Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни.  Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.

    Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

     Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

    Как правило:

    -дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

    - не всегда используют салфетку;

    - не знают названия блюд;

    -не соблюдают правила поведения за столом;

    -не всегда используют столовые приборы по назначению.

    Правила сервировки стола В детском саду детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

    Разучите с детьми стихотворение.

    В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному. 

    К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку  с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

    К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

    К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

    Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

    По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят помощника воспитателя и помогают дежурному убрать за собой посуду.

    Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

    • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
    • садиться за стул;
    • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
    • пользоваться ложкой;
    • вытираться салфеткой после еды;
    • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
    • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

    Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

    • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
    • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
    • вытираться салфеткой после еды;
    • благодарить после еды.

    Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

    • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
    • правильно пользоваться столовыми приборами;
    • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

    Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

    • брать пищу небольшими порциями;
    • есть тихо;
    • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
    • сидеть с прямой спиной;
    • аккуратно составлять посуду после еды;
    • относить за собой часть посуды.

    Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

    Формы привития культуры питания

    Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одна из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из  колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

    Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

    В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

    В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

    Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

    Памятка:

     "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом" 

    1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении. 

    2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот. 


    3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка: 
    Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения. 
    Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами. 

    Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно! 

     

    Возраст

    Задачи

     

     

    Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет)

    Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

    Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”

    Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет)

    Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

    Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

    Дети средней группы (от 4-х до 5 лет)

    Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

    Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

    Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

    Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

    Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

    Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды.

     

    Организация питания детей в группах

    Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов!

    Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.

    Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.

    Помни истину простую:  лучше видит только тот,

    Кто жует морковь сырую,  или сок морковный пьёт.

    От простуды и ангины помогают апельсины.

    Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

    1.  Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

         - в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

         - в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

    2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ.

    3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

    4. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан:  

         - промыть столы горячей водой с мылом;

         - тщательно вымыть руки;

         - надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

         - проветрить помещение;

         - сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

    5.  К сервировке столов могут привлекаться дети с  3 лет.

    6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой  убирают дети).  

    7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

    8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

        -  во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

         - разливают III блюдо;

         - в салатницы, согласно меню,  раскладывают салат (порционные овощи);

         - подается первое блюдо;

         - дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

         - по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

         - дети приступают к  приему первого блюда;

         - по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

         - подается второе блюдо;

         - прием пищи  заканчивается приемом третьего блюда.

    9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

    10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Развитие культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

    Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

    Памятка-буклет "Культура питания в детском саду"

    Культура питания подразумевает воспитание.«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С....

    КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

    Культура питания в детском садуЗдоровье детей - важнейший вопрос обеспечения будущего нации....

    Консультация для воспитателей Культура питания в детском саду.docx

    Культура питания подразумевает воспитание. «Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что гово...