Проектная деятельность с детьми подготовительного возраста "Мусор. Проблема настоящего"
проект (подготовительная группа) на тему

Буткевич Ирина Андреевна

«Есть такое твердое правило, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon musor._problema_nastoyashchego.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 « Мусор. Проблема настоящего! »

Буткевич Ирина Андреевна,

воспитатель

подготовительной к школе группы.

г. Саратов

2016 год

Актуальность: 

«Есть такое твердое правило, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Человечество вступает в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой, и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мировоззрением, новой экологической культурой. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Фундамент экологической культуры и природоохранного сознания составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Цель: Познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, выявление причин образования несанкционированных свалок, определить, насколько опасны мусорные свалки для экологии города и здоровья жителей, осветить в глазах дошкольников, родителей, данную проблему и попытаться найти пути её решения.

Тип: исследовательский

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Организация деятельности детей в рамках проекта.

3 этап. Заключительный

Срок реализации:  (с мая по  сентябрь  2016 года)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Задачи проекта:

- расширить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека;

- уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;

- показать  разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду;

-формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности;

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

- у детей формируется   система знаний об объектах природы;

- развиваются навыки социально  одобряемого поведения в природе, соблюдение природоохранных норм;

- у детей  сформировались практически- деятельные отношения к объектам природы

 

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

№ /№

п /п

Формы работы

Задачи

Участники проекта,

место реализации

Срок реализации

1этап.

Подготови -

тельный.

- беседа с детьми:

  •  Как мусор появился на планете Земля?
  • Чем мусор может навредить планете Земля?
  • Как можно сберечь Землю??

- составление плана по реализации проекта:

- подбор книг по данной теме, о мусороперерабатывающих заводах;

-  сбор информации о правилах утилизации бытовых отходов, доступных пониманию детей;

- анкетирование родителей « Сколько мусора мы производим?»

- сбор информации в сети Internet

- раскрыть  мир природы;

- научить проникать в её тайны;

- формировать основы экологического миропонимания у детей,

- привлечь внимание родителей к данной проблеме.

Воспитатели

Дети

май

2этап.

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Сбор и систематизация информации.

- Экскурсия в районную библиотеку,

библиотеку имени А.С Пушкина

- Экскурсия в парк

-Рассматривание иллюстраций в книгах об окружающей среде.

- Наблюдение на участке ДОУ

- развивать у детей соответствующих знаний. познавательные, практические и творческие умения ( анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях,

- изучение способов сортировки, переработки, утилизации мусора

- показать  разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы;

Дети, Воспитатели

Библиотекарь,

май

Исследовательская  деятельность

- прогулки по территории ДОУ, с целью  нахождения мусора;

- рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу, может ли этот мусор как- нибудь навредить природе, ее обитателям?

-серия занятий, где знакомили детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, каким бывает мусор, как можно повторно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину.

-эксперимент «Как разлагается мусор» (закапывание разного вида мусор)а:

*бытового

* пищевого

Акции

-«Сбор макулатуры»

«Сбор батареек»

Ландшафтный дизайн « Урны на территории ДОУ»

Листовка - агитация  «Выкидывайте  мусор   в урны!!!»

Викторина «Сколько живет мусор»;

Дети, Воспитатели

Родители

май- август

Информация по темам: «Экологическая ситуация в городе»,  «Правила поведения детей в экстремальных условиях», «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;

-оформление  альбомов: «Здесь были люди...», «Жалобная книга природы», «Любимые уголки природы нашего города».

Дети, Воспитатели

Родители

Театрализованная деятельность

- Драматизация  сказки  "Теремок"

- Оживление персонажей (обыгрывание коротких рассказов, эпизодов сказок)

- развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам;

- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Дети, Воспитатели

июнь

Игровая деятельность

Дидактические игры по экологии «Экологические и дорожные знаки»,

«Что будет?»,

«Объяснялки»,

«Защитники природы»,

«Сортируем мусор правильно»

- обогащать и систематизировать знания детей о природе

Дети, Воспитатели

июнь-июль

Творческая деятельность

Рисование

выставка рисунков « Выбрасывая еду, мы загрязняем планету!»

конкурс плакатов « Сохраним нашу планету!»

Аппликация: " Чудесные превращения"

Выставка работ по творческой деятельности.

- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности;

- побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями.

Дети, Воспитатели

Родители

май- август

Физическая культура

Подвижные игры:

"Кто быстрее соберет  пакеты",

«Самый меткий»

«Попади в корзину»

«Сбей   флакон»

- учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;

- выбирать ведущего с помощью считалки;

- воспитывать справедливость, действовать быстро, ловко;

- совершенствовать двигательные умения и навыки.

Дети, Воспитатели

июнь- август

Трудовая деятельность

Операция «БУНТ» ( большая уборка нашей территории) 

Ручной труд «Вторая жизнь вещей»

- воспитывать желание трудиться сообща, помогая друг другу и взрослым;

- развивать желание заниматься ручным трудом

Дети, Воспитатели

июнь- август

Работа с родителями

родительское собрание «Мусор – проблема настоящего».

-формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Воспитатели

Родители

июнь

3этап. Заключи

тельный

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Мы Против Мусора!»

- закрепить и систематизировать знания детей

Дети, Воспитатели

август

         Ход исследования:

Во время прогулки дети моей группы принимают  участие в уборке территории своего участка. У детей часто возникают  вопрос: откуда берётся столько мусора? Когда  за мусором приезжает  машина, дети спрашивали: «Куда вывозят мусорные контейнеры?» Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему»  мы с детьми  решили изучить  экологическое состояние объектов ближайшего окружения (участка детского сада, ближайшего района), сделали соответствующие  выводы. Затем дети, отвечая на вопрос «Что мы можем сделать, чтобы наш город, улица, территория детского сада были чистыми и ухоженными?», высказывали свои предположения.

Чтобы составить общее представление о проблеме образования свалок ТБО  мы  изучили литературу по данной тематике.

 Для того чтобы представить масштаб загрязнения планеты твёрдыми бытовыми отходами, мы рассматривали фотографии с изображением грязных городов (Маншият Насир- Мусорный город, Дакка (Бангладеш), Кабве (Замбия), Мумбаи (Индия), несанкционированные свалки в лесополосе, в своем микрорайоне. При этом обращали  внимание на состав ТБО.

  На свалках преобладают твердые бытовые, пищевые и строительные отходы:  упаковки для пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки, игрушки пластмассовые,  консервные банки, бутылки, банки (стеклянные), верхняя одежда,  кирпичи, сломанные стулья, табуретки,  кастрюли металлические, банки для  лакокрасочных изделий т. п.

Чтобы выяснить какой вред природе наносит мусор, мы с детьми решили провести эксперимент, узнать приблизительные сроки разложения некоторых бытовых отходов. Опыт проводился с июля по октябрь.

 В земле сделали лунки: в первую закопали пищевые отходы; во вторую - картон, обрезки бумаги, газету; в третью – пластиковую бутылку, полиэтиленовый пакет, осколок стекла. месяц мы посмотрели что произошло.

Результат: в первой  и во второй лунке  отходы разложились полностью, а в третьей – отходы остались без изменения.

Вывод: самыми вредными и опасными для окружающей среды являются пластиковые отходы. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Мусора выбрасывается много, но мы заметили, что почти все отходы бытового назначения - возвратные, т. е. их можно использовать в качестве вторичного сырья. Поэтому, отходы можно и нужно сортировать и сдавать в различные приёмные пункты.

 Например, пищевые отходы  можно собирать в специальные контейнеры для корма, использовать его для домашнего скота или бездомных животных.

В супермаркетах есть такие пакеты на которых написано «БИО 100% разлагаемый пакет».

      Мы заинтересовались вопросом – все ли отходы имеют вторую жизнь и как их можно использовать? Оказалось, что часть отходов можно использовать вторично самим. Это зависит от нашего желания, творчества, фантазии, выдумки.

Сортировка мусора – это трудоёмкая и хлопотная работа, но это очень выгодно. Над этой проблемой стоит задуматься всем нам.

 После нашего исследования мы с детьми сформулировали несколько важных правил  по обращению с отходами дома, чтобы хотя бы немного сократить их количество:

– не брать лишних бумажных и целлофановых пакетов в магазине или использовать их повторно, а при возможности выбора, приобретать БИО пакеты, о которых говорилось выше;

-  стараться покупать напитки в бутылках, которые можно сдать;

-  не покупать больше чем может понадобиться;

          - дома мусор складывать в мусорный мешок, прежде чем начать     утилизацию отходов их необходимо рассортировать;

-  мусор плотно упаковать, чтобы не рассыпался по дороге;

- выбрасывать мусор  в специально отведённые места;

- мелкий мусор на улице выбрасывать  в урны;

          - одежду, обувь, старые игрушки, книги можно передать кому-либо в дар;

- пищевые отходы можно использовать для приготовления удобрений  (компостирование);

- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро;

-в общеобразовательных учреждениях можно организовать сбор макулатуры и сдавать ее в специальные пункты приема, акцию можно назвать «Спаси дерево»;

Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество  с родителями воспитанников:

- участие нашего ДОУ в городской программе « Чистый город», проведение экологического митинга « Бросим умный взгляд на мусор»

— экологическое просвещение. Информация по темам: «Экологическая ситуация в городе»,  «Правила поведения детей в экстремальных условиях», «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;

— совместная деятельность с детьми: участие в экскурсиях, субботниках;

— работа в экологическом уголке (изготовление поделок   из бросового материала);

—  помощь в оформлении  альбомов: «Здесь были люди...», «Жалобная книга природы», «Любимые уголки природы нашего города».

 Изучая с детьми проблему мусора  и утилизации ТБО мы пришли к следующим выводам:

1. С детства (в семье, в детском саду, в школе) необходимо соблюдать порядок и чистоту не только в собственной квартире, но и в подъезде, во дворе, в городе.

2. В супермаркетах и в быту пользоваться такими упаковочными материалами, которые являются экологически безопасными и легко разлагаются.

3. В каждом, даже в самом маленьком городе, должны быть хорошо организованы сбор  ТБО, чтобы было чисто и красиво, и не было угрозы для здоровья людей.