Методические рекомендации «Нетрадиционные техники рисования» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
методическая разработка на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова,

Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова,

Н.В. Степанова и другие.

Различные технологии изображения.

Такие как 

- рисование по сырому;

 - контурная живопись палочками, пером;

- восковая живопись;

 - пластилиновое рисование;

- техника завитка, клубочка, спиральки;

- монотипия;

- рисование по крупе, по дереву;

 - « ладонь помощница» - натуральный трафарет;

- кляксография;

-рисование по точкам

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно- образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. ( Чем я еще могу рисовать?  Что я могу этим материалом нарисовать?) 

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику « кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника « монотипия».В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

 

Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_metodicheskie_rekomendatsii.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

д/с «Рябинушка»

__________ Михова Н.Я.

«__27_» __08____2016г.

Методические рекомендации

«Нетрадиционные техники рисования»

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Авторы – составители: Деменьшина С.Н.

воспитатель  первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад

«Рябинушка»

Игрим

2016

Методические рекомендации

«Нетрадиционные техники рисования»

Составитель: Воспитатель первой категории Деменьшина С.Н.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова,

Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова,

Н.В. Степанова и другие.

Различные технологии изображения.

Такие как  

- рисование по сырому;

 - контурная живопись палочками, пером;

- восковая живопись;

 - пластилиновое рисование;

- техника завитка, клубочка, спиральки;

- монотипия;

- рисование по крупе, по дереву;

 - « ладонь помощница» - натуральный трафарет;

- кляксография;

-рисование по точкам

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно- образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. ( Чем я еще могу рисовать?  Что я могу этим материалом нарисовать?)  

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику « кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника « монотипия».В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития.

Изо деятельность в детском саду (нетрадиционные техники рисования, интересные темы занятий).

Выдуваем из соломки

Понадобится трубочка для питья. Можно использовать или темперу или акриловые краски, чтобы создать уникальную картину, используя только навыки выдувания из соломки. Разведите немного краски водой.

Налейте небольшое количество одного из цветов на бумагу. Держите один конец трубочки около краски и раздувайте ее во всех направлениях. Угадывайте, что у вас получилось

НИТКОГРАФИЯ

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Рисунок под пленкой

На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом хорошо получается закат, море, огонь…

Странные узоры

Взять ватман и маленький апельсин (мандарин) или мячик, вылить немного краски разного цвета на лист и катать мячик по листу в разных направлениях. Потом «оживить» полученное.

Рисование на целлофане

На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСУЕМ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И набулькайте себе в стакане много цветных пузырей.

А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое, что вы с малышом можете увидеть.

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ФОН.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

РИСУЕМ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Поролоновые рисунки

Из поролона вырезать самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества

Техника разбрызгивания

Опустите зубную щетку в один цвет краски. Держите щетку над бумагой. Пальцем распыляйте краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов.

Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.

На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев

МЕТОД ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ.

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами рук. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

“Печатаем листьями на бумаге”

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек.

“Долговечные штампы”

Необходимые материалы и инструменты:

Клей ПВА, плотный картон, резина толстая, бутылочная пробка, бечевка, краска, бумага.

Порядок работы:

Проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора.

Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. На плотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.

Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурные изображения предметов - в зависимости от замысла.

А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.

Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.

“Разные разности”

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, кисти, краски, деревянная катушка от ниток, пуговицы, трубка от картона, консервная банка, скалка, апельсиновая корка (свежая), кукурузный початок, спица, карандаш или высохший фломастер.

Порядок работы:

Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить.

Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обыкновенная пуговица- кружочек с двумя или четырьмя точечками.

Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки.

Порядок работы:

Намазываем кистью с краской верхнюю часть пробки (от пластиковой бутылки) и отпечатываем на поверхность приготовленного листа. Получившееся изображение круга дополняется элементами, деталями с применением других бросовых изобразительных инструментов (шляпка шурупа, запонка, цепочка и т. д.).

Если пробку перевернуть и обмакнуть в гуашь, то отпечаток на бумаге похож на легкий воздушный шарик, колечко, мыльный пузырь и многое другое, что может увидеть ваша фантазия

Разноцветные ниточки, проведенные кончиком кисти, помогают маленькому художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который появится после отпечатка.

Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики).

Гусеница, ловко перебирающая лапками.

Использование пробок разного размера.

Необходимые материалы и инструменты:

Пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты (разных размеров), гуашь, кисть;

“Печатаем пробками”

Использование бросового материала в художественно- творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов.

Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает.

Чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнув его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок.

Для составления узора из цветов можно использовать прием рисования картонкой, смещая ее определенным образом. В результате лепестки получаются в виде клинышков.

Чтобы отпечатать клинышек, нужно обмакнуть в краску край картона и прижать к бумаге, затем сдвинуть картонку, держа ее за верхний край. Нижний остается прижатым к бумаге. Из нескольких клинышков-лепестков можно сделать цветок.

Порядок работы:

Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломаную линию, берем кусочек плотного картона.

Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнем край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона.

Изодеятельность в детском саду (нетрадиционные техники рисования, интересные темы занятий).

“Прямые и кривые линии”.

Необходимые материалы и инструменты:

Картон (толстый, тонкий, гофрированный), газета, кисть, гуашевые краски, лист бумаги.

Дайте ребенку другой лист и поместите перед ним краски. Помогите ему набрать на кисть нужное количество краски и заполнить лист мазками. Пусть их будет не очень много. Не надо помещать капли в ряд — это не будет похоже на настоящий дождь. Рисование дождя можно совмещать с пением. Тогда кисть можно прикладывать к бумаге в такт пению.

Дождик, дождик,

Кап да кап,

Ты не капай

Долго так.

Дождик, дождик льется,

В руки не дается,

Кап-кап-кап-кап!

ВАРИАНТЫ. Поиграйте с готовым рисунком. Рассмотрите его вместе с малышом и спойте песенку. Одновременно с пением можно стучать по листу пальцами, имитируя звук дождя. Можно стучать только двумя пальчиками, а можно всеми сразу.

Игры с рисованием

«Рисуем дождик»

ЧЕМУ УЧИМСЯ: умению пользоваться красками и кисточкой; рисовать приемом примакивания; изображать знакомые природные явления.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляя его рукой, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик. Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату: «Вот какой дождик! Много капелек!»

Закрепить круговое рисовальное движение можно, нарисовав ягодки не в траве, а на тарелке. Продемонстрируйте ребенку, как это делается, очертив на листе большой круг кисточкой, смоченной в воде. Пусть малыш нарисует тарелку прямо поверх этой линии. Внутри тарелки красками нарисуйте 3-4 ягодки. Разместите их на большом расстоянии друг от друга, иначе краска будет смешиваться. К ягодам можно пририсовать хвостики и округлые листочки. Вложите фломастер зеленого цвета в руку ребенка и покажите, как они рисуются.

ВАРИАНТЫ. Не забывайте, что вашу картину можно надписать. Используйте для этого карточки из цветной бумаги. Причем на этих карточках можно написать не только слова («Это ягодки», «Вкусные ягодки»), но и цифру, соответствующую числу ягод на рисунке («4 ягодки»). Тогда ягоды можно пересчитать: «Здесь сколько ягод? Одна, две, три, четыре! Давай напишем цифру „4“!»

Помогите малышу нарисовать на листе травинки — достаточно нескольких прямых или изогнутых линий. Затем попросите ребенка самостоятельно нарисовать ягодки. Если у него не получается, направьте его руку, комментируя каждое движение: «Вот так проводим линию, соединяем здесь!» Ягодку можно закрасить, а можно оставить только контур.

Достаточно нарисовать 3-4 ягодки. После того как рисунок подсохнет, предложите ребенку обвести ягоды по контуру фломастером контрастного цвета. Одновременно с рисованием хорошо петь песенку про ягодки. Например:

По малинку в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Мы малинки наберем,

Наберем, наберем...

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

«Рисуем ягоды в травке»

ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам рисования красками; разным приемам рисования.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Прежде чем рисовать ягоды по-настоящему, нарисуйте их сначала в воздухе, а потом на листе без использования краски. Вложите кисть в руки малыша и, направляя его движения, очертите в воздухе круг, говоря: «Вот такая круглая ягодка!» Пусть он попробует повторить это движение на листе, предварительно окунув кисть в воду.

Возьмите другой лист и предложите ребенку нарисовать дорожку уже красками. Помогите ему выбрать цвет. Можно использовать один цвет, а можно и два-три одновременно. Пусть малыш с вашей помощью проведет по листу несколько параллельных линий. Похвалите его: «Вот какая дорожка получилась!» Подождите, пока краска на листе немного подсохнет, и вместе нарисуйте на дорожке следы от сапожек. Пойте при этом песенку про сапожки.

Ходят по дорожке

Красные сапожки.

Это не сапожки,

Мамочкины ножки.

(Цвет сапог и имя их владельца можно менять по желанию малыша.)

ВАРИАНТЫ. Нарисуйте с ребенком следы разного цвета — от разных сапожек. Спрашивайте его: «А теперь какие сапожки пойдут по дорожке? Выбирай?» Если он просто показывает на понравившуюся краску, обязательно спросите: «Как называется этот цвет? Красный! Ходят по дорожке красные сапожки!»

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

«Рисуем дорожку»

ЧЕМУ УЧИМСЯ: рисовать; творческому видению; улучшаем координацию; развиваем точность движений.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом чистый лист, дайте ему кисть и поставьте рядом емкость с водой. Предложите ребенку нарисовать дорожку без краски, просто водичкой. Нарисуйте несколько линий рядом друг с другом в нижней части листа. Проводите рукой малыша по листу, комментируя каждое движение: «Вот так проводим кисточкой! Мягко-мягко! Медленно! Получилась прямая дорожка!»

ВАРИАНТЫ. Для рисования пирожков, пряников, оладушек и печенья можно использовать геометрические шаблоны (деревянные вкладыши или вырезанные из цветного картона геометрические фигуры).

Покажите малышу одну из геометрических фигур и спросите ее название: «Это что? Правильно, круг! Давай нарисуем круглый пирожок! Обведи круг!» Закончив обводку, снова назовите геометрические фигуры: «Вот какие пирожки! Это круглый пирожок! Это овальный пирожок! А это квадратный пирог!»

Направляя движения ребенка, нарисуйте на листе овальный оладушек, пирожок и круглый пряник. Вы можете попросить малыша заштриховать пирожок круговыми движениями. Покажите ему, как это делать, объясняя каждое движение: «Вот так закрашиваем! Ах, как красиво!» Малыш может завершить рисунок, дополнительно обведя пирожок фломастером контрастного цвета.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой бабушки,

Испеку оладушки,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Пирожки можно не закрашивать. Очертите контур пирожка и предложите малышу тоже обвести контур, но фломастером другого цвета. Попросите украсить пирожок: нарисуйте волнистую линию в середине пирожка. Пусть ребенок аккуратно обведет эту линию и попробует нарисовать такую же на другом пирожке.

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

«Рисуем пирожки»

ЧЕМУ УЧИМСЯ: изображать знакомый предмет; рисовать геометрические формы.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист и попросите его выбрать фломастер или карандаш, которым он будет рисовать пирожки (прянички или оладушки). Подойдут оранжевый, коричневый, красный, желтый цвета.

Для выставки можно использовать также работы малыша по графике, аппликации, надписанные плакаты любимых песенок. Периодически меняйте работы, добавляйте новые. Снятые с выставки рисунки храните в альбоме или в прозрачных папках-кармашках.

Время от времени подходите с малышом к выставке, чтобы вновь полюбоваться его творчеством.

ВАРИАНТЫ. Если работ малыша накопилось слишком много, то самые любимые из них можно поместить в альбом. Используйте для этого обычную папку с прозрачными кармашками.

Вместе с ребенком альбом можно рассматривать, а можно использовать его как книжку — разглядывать рисунки и читать надписи, проводя пальчиком малыша по буквам.

Если хотите, используйте отдельную папку для каждого вида изобразительной деятельности. Со временем рисунки в альбоме можно заменить новыми, вставив их в кармашки. Старые работы положите в большой конверт или в картонную папку на завязках.

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

«Домашняя выставка»

ЧЕМУ УЧИМСЯ: видеть результат применения своих умений; радости узнавания своих произведений.

ПОНАДОБИТСЯ: несколько рисунков малыша, несколько ярких прищепок, прозрачные папки-кармашки, веревочка на стене.

КАК ИГРАТЬ. Сделайте ребенку подарок — оформите выставку его работ! Выберите 3-4 рисунка и повесьте их на леску, закрепив яркими прищепками. Работы должны располагаться недалеко друг от друга и достаточно высоко от пола.

Повесив рисунки, порадуйтесь и похвалите малыша — пусть он почувствует уверенность в себе, значимость своего творчества. Рассмотрите работы, перечитайте вместе надписи на рисунках.

Переверните страницу. Слева разместите выбранную малышом аппликацию, а справа — лист бумаги, на котором крупными буквами напишите слова из детской песенки или стишок, по смыслу подходящий к картинке (например, про дорожку). На следующем развороте поместите изображение малыша, шагающего по дорожке, его фотографию или рисунок на эту же тему.

Таким образом создавайте вместе с ребенком страницу за страницей, постепенно заполняя прозрачные кармашки.

Когда книжка будет готова, можно вместе с ребенком рассматривать в ней картинки, читать надписи, составить небольшой рассказ и т.д.

ВАРИАНТЫ. Свою книжку можно сделать из старой картонной книги, наклеив на страницы подобранные по теме рисунки малыша.

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

«Делаем свою книжку»

ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам рисования и письма; повышаем мотивацию к чтению; улучшаем технику чтения.

ПОНАДОБИТСЯ: 2-4 рисунка малыша на одну тему, прозрачные папки-кармашки, веревочка, несколько листов бумаги, фломастеры.

КАК ИГРАТЬ. Мы предлагаем вам сделать книжку из рисунков малыша. От альбома книжка отличается тем, что работы в ней подобраны по темам. Например, «Дождик», «Зима», «Фрукты и овощи», «Колобок» и т.д.

Предложите ребенку выбрать любимую аппликацию или рисунок. Это будет вашей первой иллюстрацией в книжке. Возьмите папку с прозрачными кармашками. Вместе с малышом придумайте название для вашей книжки, напишите его на листе бумаги и вставьте в кармашек.

Выдуваем рисунки

Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать "лицо", а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек.

Старое золото

С детьми более старшего возраста можно сделать картину, рисуя клеем ПВА, который оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок нужно покрыть золотой краской и слегка протереть черным кремом для обуви, создав эффект "старого золота".

Акварель с солью

Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.

Потрескавшийся воск

Простой рисунок можно превратить в полотно художника прошлых веков. Для этого необходимо рисовать восковыми карандашами. Главное -- сильно нажимать на карандаш и покрыть рисунком и фоном всю поверхность бумаги, не оставив просветов. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин. Берем темную жидкую

краску и заливаем ее во все трещинки, а затем промываем рисунок с обеих сторон под краном и даем высохнуть. Если ваша картина получилась слишком измятой, ее можно прогладить, положив между двух газетных листов.

Важным моментом занятия является показ приемов наложения красок на лист. Чистой кисточкой берется понравившийся цвет и методом мазка (методом примакивания - движения сверху вниз) оставляется много следов на листе (до тех пор, пока не кончится краска). Затем кисточка моется в воде, лишняя вода отжимается тряпочкой, берется новый цвет, и кисточка снова прыгает по листу, оставляя следы-мазки и т.д. Таким образом получается море сказочной красоты.

После того, как дети завершили работу, перекрыв красками всю поверхность (половина или четверть альбомного листа), проанализируйте детские рисунки, присваивая им названия: "Утреннее море", "Бушующее море", "Спокойное море" и т.п.

Занятие "МОРЕ"

"Сегодня мы будем рисовать море" - говорит воспитатель и показывает детям разные фотографии и пейзажи Айвазовского, Моне, Сера. Голубые морские краски получаются в результате смешения "волшебных" красок - синей и белой. Однако краски моря бывают различными: спокойная зеленоватая вода (воспит. показывает смешение синей и зеленой красок), отражение закатного солнца на воде (смешение синей и красной красок), бурное море (восп. смешивает черную и синюю краски), солнечные зайчики окрашивают море в светло-желтые тона (педагог смешивает желтую и белую и голубую краски).

На столах детей стоят гуашевые краски (розовый, голубой, желтый, черный, синий и зеленый), кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага. Дети работают на половинке (или четверти) альбомного листа. Воспитатель предлагает детям изобразить красивое море, выбрав любые понравившиеся им цвета. Теперь руку можно вымыть. Взглянув на полученный отпечаток, несложно заметить, что след, оставленный большим пальцем, напоминает шею лебедя. Ее остается только немного загнуть и закруглить, как голову цифры 2. , а потом дорисовать головку с клювом и лапки. Для того, чтобы образ птицы был завершенным, методом мозаичной живописи вокруг лебедя можно нарисовать солнечных зайчиков, капельки грибного дождя, солнышко, светлые облака. Изо деятельность в детском саду (нетрадиционные техники рисования, интересные темы занятий).

"Лебедь"

воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает репродукции картин с лебедями и их стилизованные изображения. Особое внимание обращается на форму тела, головы, шеи, хвоста, клюва, лапок гусей-лебедей. Дети вспоминают песенку "Жили у бабуси два веселых гуся".

Затем воспитатель показывает детям способ изображения лебедя при помощи отпечатка ладони. Четыре пальца руки соединяются вместе, а большой палец отодвигают в сторону. Ладонь окрашивают белой или серой гуашью и накладывают на лист цветной бумаги.

Затем воспитатель показывает приемы изображения ягод методом пальчиковой живописи. Обмакнув в оранжевую краску указательный палец, воспитатель оставляет им отпечаток на листе. Потом, не вытирая пальца, обмакивает его в красную краску и рядом с оранжевыми оставляет красные отпечатки. Затем вытирает палец тряпочкой и кистью (или пальцем) дорисовывает веточку серой или коричневой краской. Создать ощущение золотой осени можно с помощью падающих разноцветных листьев, наносимых на свободное пространство листа с помощью кисти методом мозаичной живописи.

"Веточка рябины"

На столах у детей стоят баночки с оранжевой, красной, серой и коричневой краской и лежит половина чистого альбомного листа. Воспитатель приносит на урок веточку рябины, внимательно рассматривая ее вместе с детьми. Можно попробовать ягоды на вкус. Можно сравнить ягодки с бусинами, показав малышам бусы с красными бусинами.

На столах у детей желтая, красная, оранжевая и коричневая гуашь. воспитатель напоминает детям метод примакивания. Упал листочек на дорожку, упал мазочек на лист (рука сверху вниз). Дети должны украсить всю бумажную полоску так, чтобы осенняя дорожка получилась разноцветной. Перед работой малышам нужно напомнить о том, что кисточку надо мыть и вытирать перед тем, как работать с новым цветом.

Мазки надо наносить до тех пор, пока они не закроют белый лист бумаги полностью.

Дорожка из осенних листьев.

воспитатель приносит на занятие букет осенних листьев, подбрасывает его вверх, чтобы дети полюбовались их падением. Затем листочки собирают и внимательно их рассматривают. воспитатель обращает внимание на разнообразные оттенки, которые можно увидеть на листьях (оранжевые, красные, зеленоватые, желто-зеленые).

Затем воспитатель показывает детям произведения художников, на которых осенняя земля изображена мозаичным мазком (И. Грабарь, К. Коровин, В. Ван Гог, Ж. Сера). Детям раздаются бумажные полоски - осенние дорожки, которые надо заполнить разноцветными листиками-мазочками.

Затем воспитатель показывает детям приемы работы двумя красками - красной и желтой, воспитатель показывает, как красная краска, смешиваясь с желтой, превращается в оранжевую.

Внимание детей акцентируется на форме солнца (круг) и его лучей (палочки, волны, точки).

На столах детей стоят красная, желтая и оранжевая краски, кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага.

воспитатель предлагает детям изобразить солнце с лучами, используя любую понравившуюся краску. Рисовать можно как на чистом листе, так и на небе с облаками, нарисованными детьми на прошлых занятиях.

Анализируя детские работы, можно сравнить образ солнца с образом цветка (астры, ромашки, хризантемы).

Красно солнышко.

воспитатель показывает детям картины природы, на которых изображено солнце. На некоторый пейзажах солнце изображается в виде круга без лучей. На пейзажах Богаевского оно лучезарно, на картине Ван Гога "Красные виноградники" солнечные лучи, как волны, расплескались по всему небу. Кроме того, дети смотрят фотографии с изображением солнца в разное время суток. В зените оно - светло-желтого цвета, а к закату оно меняет свой цвет от оранжевого до ярко-красного.  Далее восп. показывает детям приемы работы гуашевыми красками при изображении облаков. Чистой кистью он берет белую краску и в виде пятен различной формы наносит на небо. Белая краска, смешиваясь с цветом неба, приобретает тот или иной оттенок - желтоватый, голубоватый, розоватый.

На столах у детей стоит белая краска, кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага. Теперь попросите их изобразить красивые облака. После работы проанализируйте рисунки.

Облака.

В качестве основы берутся работы, выполненные детьми на прошлом занятии. Каждый ребенок получает свое небо. воспитатель показывает детям картины с облаками с ярко выраженным настроением (радость, грусть, тревога).Восп. замечает, что настроение человека часто зависит от погоды. Светит солнышко - и у нас радостное настроение, на улице дождь - и наше настроение становится пасмурным, грустным. На картинах Шишкина "Полдень" и "Рожь" облака светлые, словно белые пуховые подушки. На картине Рериха "Небесный бой" облака темные и тяжелые. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").

Упражнение на расслабление кисти руки:

Кошка мышку цап!

Подержала, подержала.

Отпустила.

Мышка побежала,

Хвостиком махала -

До свиданья.

После того, как дети завершили работу, перекрыв красками всю поверхность (половина или четверть альбомного листа), проанализируйте детские рисунки, присваивая им названия: "Утреннее небо", "Тревожное небо", "Веселое небо" и т.п.

Важным моментом занятия является показ приемов наложения красок на лист. Чистой кисточкой берется понравившийся цвет и методом мазка (методом примакивания - движения сверху вниз) оставляется много следов на листе (до тех пор, пока не кончится краска). Затем кисточка моется в воде, лишняя вода отжимается тряпочкой, берется новый цвет, и кисточка снова прыгает по листу, оставляя следы-мазки и т.д. Таким образом получается небо сказочной красоты.

Перед тем, как начать рисовать, дети выполняют это упражнение на расслабление кисти руки. Напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии.

Образы неба.

"Сегодня мы будем рисовать небо" – говорит восп. и показывает детям разные фотографии и пейзажи Коровина, Ван Гога, Сера. Голубые небесные краски получаются в результате смешения "волшебных" красок - синей и белой. Однако краски неба бывают различными: розовая заря (восп. показывает смешение красной и белой красок), оранжевый закат (смешение оранжевой и белой красок), серое утро (учитель смешивает черную и белую краски), солнечные зайчики окрашивают небо в светло-желтые тона (педагог смешивает желтую и белую краски).

На столах детей стоят гуашевые краски (розовый, голубой, оранжевый, желтый, светло-серый), кисти, сухая тряпочка, стакан с водой и бумага. Дети работают на половинке (или четверти) альбомного листа. Восп. предлагает детям изобразить красивое небо, выбрав любые понравившиеся им цвета.

Скатерть, платье для принцессы.

Техникой примакивания можно также украсить скатерть или платье принцессы. (Такое задание скорее придется по вкусу девочкам). Для этого предварительно нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "Примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы.

Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным.

Техника "Примакивание".

Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом?

Например, орешки. - Сначала прочитайте малышу стихотворение "Белочка":

Орешки, орешки у белки на тележке.

Всем она их раздаёт.

-Вот тебе, лисичка,

Это двум синичкам,

Вот зайчику, вот мишке,

Да позовите мышку,

Пусть бежит скорее к нам,

Я и ей орешков дам.

Предварительно нарисуйте или наклейте на лист бумаги вырезанных зверюшек и людей, которым белочка будет раздавать орешки. Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом "Примакивание", рисуя их в лапках животных, клювах птиц или руках мальчика и девочки.

Гуашь.

"Я - краска непрозрачная. Если требуется осветление цвета, в меня добавляют белила. Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить то, что не получилось, - красить нужно поверху первого слоя. Когда я высыхаю, рисунок сильно светлеет".

Теперь взрослый объясняет малышу правила обращения с кисточкой:

-Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

-Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

-Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Не три Кисточкой о бумагу.

Отгадав загадку, дети берут в руки кисточку и внимательно ее рассматривают. Можно провести сухой кистью по руке ребенка, обращая внимание, что она мягкая. Маленькие художники отмечают, что если проводить сухой кистью по бумаге, на листе не остается никаких следов. Затем взрослый показывает, что для рисования необходима краска. Для примера рисуется солнышко или цветок. Малышам показывается два вида красок: гуашевая и акварельная.

Акварельные и гуашевые краски расскажут о себе:

Акварель.

"Я - прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен цвет посветлее, - меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой. Когда я высыхаю, светлость рисунка изменяется незначительно".

Знакомство с кисточкой и красками.

Для первого занятия понадобятся гуашевые краски, кисточка, лист бумаги, вода. Сначала детям предлагается разгадать загадку:

По бумаге я бегу,

Все умею, все могу:

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - елочку в снегу,

Хочешь - дядю, хочешь - сад.

Мне любой ребенок рад. (Кисточка).

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер

Рисование на восковой основе (граттаж). На лист бумаги ватным тампоном или широкой кистью по всей поверхности наносится гуашь разного цвета. После высыхания гуашь покрывается воском или парафином. Для этого натираем лист свечой. Парафиновая поверхность заливается тушью. (Тушь плохо ложится на восковую или парафиновую поверхность, поэтому надо применить усердие и силу воли.) После того, как тушь высохнет, еще раз нанести восковую подкладку. Теперь можно рисовать на ней любым острым предметом (перо ученическое, стержень, спица, толстый гвоздь, гусиное перо и др.). Помните, что детей нужно научить разной технике, но не заставлять в ней работать.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм - любых рваных кусочков или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников, трапеций...

Силуэтная аппликация. 

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или мысленно представляемому контуру.

Ленточная аппликация. Этот способ сходен с симметричной аппликацией. Отличие в том, что он позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой. Полосу или прямоугольник бумаги складываем несколько раз пополам или гармошкой и получаем изображение так же, как при симметричном вырезывании. Выходят целые "хороводы" елочек, зайчиков, игрушек, петрушек.

Симметричная аппликация. Этот способ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или же для получения двух совершенно одинаковых изображений. "Заготовку" - квадрат или прямоугольник подходящего размера - складываем пополам; держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения (для одинарных симметричных образов) или весь силуэт (для двойных изображений).

Способы получения изображений в аппликации

Обрывная аппликация. Этот способ доступен самым маленьким детям, так как не требует специальных технических умений. Но и старшие дети с удовольствием пользуется этой техникой для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, лохматый медвежонок). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок более тонкими и целенаправленными движениями. Рисование на мятой бумаге. Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффек-том мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать. А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Может быть, к нам в гости пришел домовенок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь - туловище; отставленный в сторону большой палец — шея) важного индюка, задиристого петуха, гадкого утенка на глазах превращающегося в прекрасного лебедя...

Фантазируй, твори! Угадай, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке? Злой волк? Индеец с раскрашенным лицом?

Рисуем ладонью

Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в ранних комбинациях. Сначала робко, потом все смелей и смелей...

Предложите детям представить: "Потеряли котятки по дороге перчатки... Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую, руку (учимся рисовать левой) и приложим ее рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.

Другие варианты:

- Погрузите в краску кисточку, проведите ей по подсохшему листе бумаги. Теперь попробуйте рисовать мелом по влажной краске.

- Попробуйте растирать и растушевать и смешивать разные цвета мела с помощью тряпочки или ватной палочки.

Подсказки:

- На влажной бумаге мел ведет себя почти как краска, с другой, стороны, ее легко смешивать и стирать.

-Маленьким художниками удобнее будет рисовать не целым грифелем мела, а его половиной.

СУХОЙ МЕЛ, ВЛАЖНАЯ БУМАГА

Материалы: вода, кювет, бумага разных видов, мел или пастель.

Творческий процесс:

1.Наполните кювет водой на 10 см.

2.Поместите лист бумаги в кювет так, чтобы он полностью был покрыт водой.

3.Положите влажный лист на стол и рисуйте на нем.

4.Используйте разные сорта и типы бумаги.

5.Оставьте роботу высыхать на пару дней.

Рекомендации с выбора сюжетов для рисунков. Совсем очевидно, что в раскрашивании на натянутом воздушном пузыре есть какая-то особая привлекательность. Объемный рисунок так еще и летает. То, что предлагается детям нарисовать, может быть живым или объектом, который двигается. Особый эффект достигается за счет непредвиденных пульсаций и перемещений разрисованного шарика. Вот несколько подсказок, которые помогут педагогам по изобразительной деятельности выбрать свой собственный сюжет: птицу, мотылька, лицо людей, которые отражают разные эмоциональные состояния, дервья и листву, цветы, животных, транспорт, космические корабли, солнце, созвездие ночного неба с контурами героев, честь которых они носят свое название, дома и улицы, на которые дети хотели бы жить, пасхальные яйца, и даже собственные имена, выполненные крупным специальным шрифтом. Подготовка рабочего места и материалов. Рабочим местом для воплощения уникальной техники рисования на шариках может служить обычный детский стол, на котором максимально около поверхности скотчем закрепляется шарик. Если для работы нужен шарик особого цвета, а у вас его нет, покройте шарик нужной краской до его закрепления на рабочем месте. Для этого подойдет обычная гуашь, не разбавленная водой.

Кисточки должны быть максимально мягкими и довольно широкими - от 10мм и шире для нанесения основных контуров и деталей не меньше 5 мм (для прорисовывания мелких деталей).

РИСУЕМ НА ВОЗДУШНЫХ ШАРИКАХ

Подготовительный этап начинается с приобретения шариков и их заполнения. Для этого подойдут обычные шарики. Но намного интересным материалом служат игрушки, разработанные специализированными фирмами. Они отличаются разнообразием форм, размеров и прочностью.

Лучше заполнять шарики гелием. Тогда они "сами пойдут" и хозяина понесут за собой.

Интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу "затоптать" ту часть альбомного листа, которая видна в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

"Волшебная палочка"

Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ею, имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды) и малыш начинает ее следами покрывать лист. Изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует краской листву. Нарисуйте карандашом контур зайчика или лисицы, пусть малыш "затопчет" его своим "волшебным инструментам".

Печатаем картофелем

Берете картофелину, разрезаете пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек. Причем одна сторона печать должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом ребенок макает такую печатку в, краску (лучше гуашевую) и прикладывает к бумаге. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

ЯИЧНАЯ МОЗАЙКА

После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.

ТИСНЕНИЕ

Развивает усидчивость, мелкую моторику рук, творчество Материал: фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет).

Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один – два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.

ПСИХОРИСОВАНИЕ

Развивает у детей фантазию и воображение, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете.

Под звучащую музыку дети по сигналу воспитателя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка. Кончилась музыка, дети остановились, открыли глаза. Взяли цветной карандаш, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят его цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали.

ПИКТОГРАФИЯ

Говорящий рисунок.

Материал: карандаши, бумага.

Воспитатель читает детям сказку или рассказ. Дети графически зарисовывают наиболее запоминающиеся сюжеты сказки.

Записи предельно схематичны и будут совсем просто выглядеть, если дети овладеют "Графической аналогией".

Пиктографию предлагают детям после того, как они овладевают "Графической аналогией.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Рисование пластилином — вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук.

Материал: пластилин, картон, наброски контурных рисунков, шаблоны.

Детям предлагаются листы картона с готовым контурным рисунком или же картон с шаблоном.

Пластилин размягчают в руках, затем начинают вмазывать от контура к середине кругообразными движениями.

Такие работы — это подарок другу ко дню рождения, маме на 8 Марта и т.д. Занимаются им дети со средней группы, начиная рисовать овощи, фрукты.

"КУБИЗМ"

Изображение в виде геометрических фигур.

Материал: чистые листы бумаги, карандаши.

Воспитатель предлагает детям нарисовать знакомую сказку или новую, можно только сюжет особо понравившийся детям. Но изображать героев и все имеющиеся в сказке предметы непросто, а используя "Графическую аналогию". Готовый рисунок можно раскрасить.

Кубизмом дети могут заниматься только после того, как овладеют "Графической аналогией и "Пиктографией".

Графическая аналогия

Так же, как и в математике, вначале детям предлагают геометрические формы и предлагают выложить какую-нибудь игрушку. После того как дети научатся очень быстро выкладывать различных животных, им предлагают, обводя геометрические формы рисовать животных. В этом очень помогает такие игры, как "Что спрятала фигура?", "На что похоже?"

Что может получиться из одного большого круга, двух маленьких, большого треугольника и одного овала.

Этот вид рисования доступен детям 3-4 лет.

Рисование ножницами

Закрепляет навыки вырезания ножницами, вырабатывает усидчивость, художественный вкус.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага. Дети, вырезавшие простейшие элементы, теперь могут вырезать более сложные. Начинать работу следует с простейших узоров.

Лист цветной бумаги складывают пополам. Переводят рисунок (который заранее выбрали) по свернутому листу и вырезают. Большое значение имеет соотношение самой работы и основы.

Рисование мылом.

Для этого с помощью кусочка мыла ребенок наносит контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносит краску (краски). Взрослый при этом должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе след от мыла исчезнет. Можно создавать рисунки, выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, и аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то ребенок обнаружит на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут

Рисование щеткой.

Рисование осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу

Рисуем манной крупой

Нанести на картон кистью слой клея и пока клей не высох, насыпать сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске. Однако, помните, что получить рисунок с четкими контурами у вас не получиться из-за неровной фактуры поверхности. Сделайте легкий набросок кистью (подмалевок) или карандашом, после этого подготовьте палитру и приступайте к рисованию. После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.

Таким же образом, изготавливаются картины из песка и бисера.

Рисовать с помощью кофе несложно. Если у Вас в наличии кофе только в зернах, то его нужно смолоть как можно мельче, почти в пудру, иначе крошки кофейной гущи будут прилипать к бумаге. Сварите его любым способом и в любых пропорциях – чем крепче будет кофе, тем насыщеннее будут цвета вашей “кофейной краски”.

Еще легче рисовать с помощью растворимого кофе – он не оставляет крупинок. Для получения краски, растворимый кофе разведите водой на блюдце до консистенции густой сметаны. Попробуйте сделать мазок по бумаге, понравился оттенок? Добавляя воду, можно сделать кофейную краску еще более прозрачной. Да, и не забудьте, что для наилучшего результата, рисовать кофе лучше на акварельной бумаге (или любой другой, слегка шероховатой). Когда рисунок высохнет, кроме получившегося шедевра Вас будет ждать еще один маленький сюрприз: рисунок получится глянцевый и очень ароматный! Еще легче рисовать с помощью растворимого кофе – он не оставляет крупинок. Для получения краски, растворимый кофе разведите водой на блюдце до консистенции густой сметаны. Попробуйте сделать мазок по бумаге, понравился оттенок? Добавляя воду, можно сделать кофейную краску еще более прозрачной. Да, и не забудьте, что для наилучшего результата, рисовать кофе лучше на акварельной бумаге (или любой другой, слегка шероховатой). Когда рисунок высохнет, кроме получившегося шедевра Вас будет ждать еще один маленький сюрприз: рисунок получится глянцевый и очень ароматный!

Рисование с помощью кофе

Рисовать с помощью кофе несложно. Если у Вас в наличии кофе только в зернах, то его нужно смолоть как можно мельче, почти в пудру, иначе крошки кофейной гущи будут прилипать к бумаге. Сварите его любым способом и в любых пропорциях – чем крепче будет кофе, тем насыщеннее будут цвета вашей “кофейной краски”.

ОТТИСК ПРОБКОЙ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

ОТТИСК ПЕНОПЛАСТОМ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ ИЗ ЛАСТИКА

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

 «ЗНАКОМАЯ ФОРМА -НОВЫЙ ОБРАЗ»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру. Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....

Консультация для педагогов по теме "Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС"

С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно-нрав...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в соответствии с требованиями ФГОС»...

Использование нетрадиционной техники рисования в рамках реализации ФГОС как средство развития творчества с детьми младшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Использование нетрадиционной техники рисования в рамках реализации ФГОС как средство развития творчества с детьми младшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2016-2017 учебный год...

Городское методическое объединение.«Нетрадиционная техника рисования». Конспект НОД по рисованию на тему « Зимняя сказка».

Цель: способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей....

Консультация для родителей: «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно-нрав...

Выступление на заседании РМО для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы "Учение через увлечение" .Первоначально необходим...