Главные вкладки

    Адаптация детей 2-3 лет к детскому саду
    статья (младшая группа) на тему

    • Понятие адаптации

    • Прогноз адаптации детей раннего возраста

    • ​Типы адаптации

    • ​Рекомендации для родителей по адаптации к детскому саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_detey_2-3_let_k_detskomu_sadu_.docx26.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Понятие адаптации.

    Термин "адаптация" происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

    Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации - активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности структуре отношений определенных социально-психологических.

    Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях, в детском саду, группе, на отдыхе и пр. Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад.

    По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

    Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она - показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами - это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, дома.

    Индивидуальное своеобразие человека - это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации.

    С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

    Прогноз адаптации детей раннего возраста.

    Существует такое понятие как прогноз адаптации:

    1.Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте.

    2.Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо - эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

    Составляя прогноз адаптации самостоятельно, необходимо понимать следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

    • частые заболевания матери.
    • несоответствие домашнего режима ясельному .
    • токсикоз 2-ой половины беременности.
    • заболевания матери во время беременности .
    • вредные привычки.
    • недостаток эмоционального общения в первый год жизни резкие отношениямежду родителями.
    • раннее искусственное вскармливание.
    • вторая и третья группа здоровья .
    • заболевания ребенка в первый год жизни.
    • отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).  

     При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

    Типы адаптации. 

    Ребенок в период адаптации живая модель стрессового состояния.

    Лёгкая адаптация

    Психо - эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до +49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья -1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза.

    Благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо -эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации. составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

    Такой ребенок входит в группу спокойно, внимательно осматривается, смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается может при необходимости попросить о помощи, сам способен завязывать контакты, может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет "понарошку", находится в стабильном спокойном или бодром настроении, в меру эмоционален, его эмоции легко распознать, принимает установленные правила поведения, нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение, умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

    Средняя адаптация

    Психо - эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.

    Легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо - эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней.

    Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно "обмениваться" различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания ребенка, и его адаптация приблизится к благоприятной. Малыш, переживающий адаптацию средней степени: Соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя, после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру, адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес, может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

    Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

    Тяжелая адаптация неблагоприятный - психо - эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до- 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.

    Неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо - эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

    Дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!

    Рекомендации для родителей по адаптации

    к детскому саду.

    При правильно организованном воспитании у ребенка образуется много различных стереотипов:

    - на одевание;

    - на  укладывание спать;

    - на различные виды занятий.

    Вырабатываются стереотипы  на последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования, т.е. на режимные моменты.

    Если режим дня  соответствует физиологическим  особенностям ребенка, то он легко привыкает к нему, что обеспечивает спокойное, быстрое засыпание, положительное отношение к кормлению и деятельное состояние  во время бодрствования. Если приучить ребенка жить по определенному  режиму с двух месячного возраста, то это облегчает выполнение режима в дальнейшем к двум, на 2-3м году жизни.

     Значение режима дня для детей очень велико.

    Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом развитии, создает предпосылки для активной деятельности. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием и переутомлением. Соблюдение режима дня имеет большое воспитательное значение, приучает ребенка организованности.

    Образование у ребенка стереотипа в  поведения облегчает жизнь и ему, и матери.

    Вместе с тем он экономит расход нервной энергии, т.к реакция на внешние раздражители протекают по уже проторенному пути т.е. автоматически. Например легко научит ребенка умению самому одеваться, если установлен определенный порядок в одевании. Наоборот, хаотическое  проведение того или иного процесса затрудняет образование нужных привычек.

    Резкое изменение сложившегося привычного образа жизни вызывает серьезные нарушения в поведении ребенка. Вот почему так важно при переводе его в другие условия жизни (к бабушке, в ясли) создать  преемственность в воспитании, т.е. обеспечить те же условия, какие были дома, вплоть до любимых игрушек и привычного для  ребенка обращения по имени.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду

    Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезне...

    «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?»

    Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...

    Консультация для родителей "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду" Как облегчить ребёнку привыкание в детском саду"

    Консультация для родителей "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду" "Как облегчить ребёнку привыкание в детском саду"...

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду

    Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду.

    Адаптация ребенка к детскому саду может пройти совсем незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сдалать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и ст...

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду .

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду».Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду    Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему р...

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду

    Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду...