Консультация для воспитателей
консультация на тему

Куч Елена Сергеевна

Тема «Особенности проведения экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Задачи:

·         Формировать представления о правильной организации экспериментирования.

·         Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Современные психологические и педагогические исследования показали готовность старших дошкольников к экспериментированию.

В пяти - семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и целенаправленным.Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы

Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: 

развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

 

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность:

"Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.
Задание
: выстроить последовательность детского экспериментирования из представленных слов.
выдвижение гипотезы,

проверка предположения, целеполагание,

проблемная ситуация, формулировка вывода,

новая гипотеза

Правильный ответ

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

Проверка предложения

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Примерная структура НОД - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

 Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Требования к оформлению и содержанию

центра экспериментирования

Основное оборудование:

приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д;

технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.;

разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи т т.д.

Дополнительное оборудование

детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.

В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Книги познавательного характера, атласы.

Тематические альбомы.

Мини-выставки (тематика различна, например
"Часы бывают разные:», «Изделия из камня").

Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Заключение.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности проведения экспериментов с детьми с таршего дошкольного возраста

Слайд 2

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Формировать представления о правильной организации экспериментирования. Уточнить знания педагогов о наполняемости центра экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Современные психологические и педагогические исследования показали готовность старших дошкольников к экспериментированию. В пяти- семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Восприятие становится активным и целенаправленным. Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы.

Слайд 4

Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.

Слайд 5

Структура детского экспериментирования. Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру : Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Слайд 6

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Слайд 7

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Слайд 8

Последовательность детского экспериментирования . Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования из представленных слов. выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание , проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Слайд 9

Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). Правильный ответ

Слайд 10

Примерная структура НОД - экспериментирования Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Слайд 11

Требования к оформлению и содержанию центра экспериментирования Основное оборудование: приборы – помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, весы (безмен), микроскоп; природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д ; технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.; прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи т т.д.

Слайд 12

Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Книги познавательного характера, атласы. Тематические альбомы. Мини-выставки (тематика различна, например "Часы бывают разные:», «Изделия из камня"). Материал, находящийся в центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Слайд 13

Заключение. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...