Трудовое воспитание в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС
консультация на тему

Балдина Мария Михайловна

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений.

Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

 

"Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.

В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит тру­диться."

                                                                                                          Виктор Гюго

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_trudovogo_vospitaniya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание трудового воспитания

в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС

Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений.

Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

"Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит трудиться."

                                                                                                            Виктор Гюго

Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду.

Реализовать эту цель можно двумя путями:

  1. Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
  2. Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Мотивы детского труда могут быть разными:

- похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;

- самоутверждение в среде сверстников;

- желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;

- внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.

Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп:

Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. 

В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.

Содержание трудового воспитания для детей младших групп

Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность: 

Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:

-развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);

-воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);

-стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);

-поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;

-обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.

Хозяйственный труд в бытовой сфере - развитие базовых навыков:

-аккуратно складывать игрушки;

-помогать сервировать стол; сгребать сухие листья на игровой площадке;

-убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.

Труд в природе - формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):

-помощь в сборе зрелых плодов и семян;

-забота о зимующих птицах;

-уход за комнатными растениями;

-посев семян

Содержание трудового воспитания для детей средней группы

Для детей 4–5 лет трудовое воспитание в детском саду наполнено следующим содержанием:

 

Самообслуживание:

 

-приучать аккуратно складывать и вешать одежду, следить за её чистотой;

-совершенствовать ранее приобретённые навыки гигиены;

-развивать навыки поведения в коллективе, обучать вежливому взаимодействию с товарищами, умению обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную поддержку.

Хозяйственный труд - постепенное расширение поля деятельности:

-полная сервировка стола,

-стирка кукольной одежды,

-подметание дорожек на площадке,

-наведение порядка на стеллажах;

-развитие трудовой инициативности, самостоятельности и активности во время выполнения трудовых поручений.

Труд в природе — усложнение трудовых действий:

- полив цветов и грядок на огороде;

-самостоятельный посев семян и сбор урожая;

-подготовка корма для обитателей животного уголка;

-формирование заботливого отношения к животным и растениям и чувства ответственности

Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп

Для детей 6–7 лет трудовое воспитание в детском саду задействует следующее:

Самообслуживание - освоение новых умений и навыков:

- ежедневная чистка зубов,

- уборка постели,

- содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;

-формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.

Хозяйственный труд - развитие навыков самостоятельной организации труда:

- содержание в порядке инвентаря,

- умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;

-формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных:

следить за чистотой в игровой комнате и на площадке,

 проводить мелкий ремонт книг и игрушек,

помогать малышам.

Труд в природе — увеличение объёма обязанностей:

-пересадка комнатных растений,

-подкормка и опрыскивание;

-уход за аквариумом;

- подготовка почвы,

- выращивание и высадка рассады;

-сбор семян для зимующих птиц; наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам (окраска цветов, форма листьев, стебель);

-формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.

Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке(начиная со средней группы) — изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику, фантазию, пространственное и конструктивное мышление, способствует формированию чувства прекрасного, совершенствует морально-волевые личностные качества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда...

Особенности трудового воспитания младших дошкольников в соответствии с ФГОС

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и про...

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольного учреждения....

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

   Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.     Включаясь в...