Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Движение – это жизнь!»
    консультация по теме

    Горкина Светлана Сергеевна

    опыт работы и советы для воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dvizhenie.docx33.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей « Движение - это жизнь!»

    Составитель: Горкина С.С.,  р.п. Пышма

    МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7»

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

    Помните фразу «движение – это жизнь»? С этим утверждением сложно поспорить, ведь от того, насколько активен человек, зависит и состояние его здоровья, и физическая форма. 

    Ребенок появляется на свет посредством движения. Уже в первые часы жизни он демонстрирует активные движения ручками и ножками. Со временем малыш учится держать головку, играть собственными руками, хватать игрушки, переворачиваться со спины на живот, садиться, ползать, ходить. Чем старше ребенок, тем осознанней он управляет своим телом, тем более координированными являются его движения. За первый год своей жизни ребенок развивается очень быстрыми темпами, чего в дальнейшем уже не будет наблюдаться никогда. Став старше, дети не сидят на месте: они бегают, прыгают, лазают, карабкаются, съезжают с горки, катаются на велосипеде... При этом потребность в движении у детей настолько велика, что порой мамы недоумевают: как можно столько бегать без остановки? 

    Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

    Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.П.Усова).

    Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

    Двигательная  активность является  важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной  подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями  посещают секции и кружки отличаются  жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.        Двигательная активность-это естественная потребность дошкольников, необходимо при ее  организации  уделить  большое  внимание  планированию. Наиболее  рационально  планировать двигательную активность, соблюдая режим дня с учетом организованной деятельности  в первую и вторую половину дня. Необходимо проводить поэтапное планирование- это условные деления  физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Планирование имеет свои задачи  в соответствии, с которыми  необходимо подбирать средства, методы и формы  двигательной  активности  дошкольников.      

    Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения ДА ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.

    При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:

    - определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

    - поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

    Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

    При разработке рационального двигательного режима важно, по моему мнению, не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

    Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

    Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

    С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику нашего дошкольного учреждения внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика.

    Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендую проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

    Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

    Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отвожу активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети среднего возраста ДОУ. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

    В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

    УТРО

    Утро - самый короткий  по времени   режимный момент  педагогического процесса. И самый насыщенный. Задача воспитателя - уделить  внимание  каждому  пришедшему ребенку, выразить радость  что ребенок пришел в группу, где его любят и ждут, вызвать желание заняться полезной познавательно-исследовательской ,двигательной и  продуктивной деятельностью, любимой игрой,  общению с детьми. Утром  целесообразно  планировать  двигательную деятельность, знакомую по содержанию  в зависимости  от настроения и потребностей детей их физического состояния. Воспитатель  заранее  продумывает о создании  условий самостоятельной  двигательной  активности, продумывает  размещение  физкультурного инвентаря, дидактического материала и пособий. В раздевалке или группе  должен быть  уголок спортсменов, где размешается разнообразный спортивный инвентарь. Целесообразно  проводить  дидактические игры «Подбери инвентарь для определенного вида спорта», «Одень спортсмена для соревнований, рассматривание иллюстраций о зимних и летних видах спорта, о спортсменах, правильном питании спортсмена, «Забочусь о своем здоровье», «Кто первый придет к финишу» и т.д. Желательно планировать подвижные игры знакомые детям, лучше малой и средней подвижности «Найди, что спрятано», «Где звонит колокольчик», «Принеси мяч не задев кеглю», «По узенькой дощечке».При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной  статической позой, то  лучше  утром запланировать  игры  средней и даже большой подвижности, если  предстоит физкультурное занятие, то в зависимости от его типа  целесообразно  планировать  двигательную активность утром ( например, если предстоит  занятие  игрового  характера, утром планируем более спокойную  двигательную  деятельность, если  намечена   традиционная структура физкультурного занятия ,где большая предстоит нагрузка на детей, то утром хорошо  организовать подготовительные упражнения для разогрева  всех групп мышц. В утренний отрезок времени  обязательно  нужно  проводить  индивидуальную  работу с детьми  независимо  от уровня  их физического развития, индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их  физического  развития, а также  индивидуальную работу с детьми. В целях профилактики нарушения осанки и плоскостопия, слуха и зрения, нервной системы  и ожирение.

    ПРОГУЛКА

    Прогулка в режиме  дня проводится дважды: утром и вечером. Это самое благоприятное время проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной деятельности, усиленной двигательной активности и реализации  своих  потребностей в движении. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр  детей по желанию: поддержать инициативу, творческую направленность в любом виде игр. Воспитатель подбирает и выносит вместе с детьми на улицу необходимое  для двигательной активности  оборудование,  учитывая их возрастные особенности и физическое развитие.

    Обязательно учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если дети  на занятии были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр. На прогулке планировать можно две-три подвижных игры и одну малоподвижную. Одну общую для всех детей и 2 для  подгруппы детей, учитывая их желание. Воспитатель должен наметить  игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь материал  необходимо подбирать в соответствии с основными  движениями, включенными в занятие по физической культуре. За несколько дней до физкультурного занятия, в котором планируется  ввести  новые движения, на прогулке воспитатель проводит  подготовительные упражнения. На следующий день  после занятия  нужно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. Через две недели после занятия и в дальнейшем, когда  основные элементы движения  будут хорошо усвоены, эффективным средством  закрепления  будет  организованная  воспитателем  сюжетная подвижная игра.

    Очень важно для прогулки планировать не только различные подвижные игры и спортивные игры (зимой хоккей, весной, летом и осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки),спортивные упражнения(зимой –катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на санках, весной и  летом, осенью - катание на самокате и велосипеде).

    «ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ»

    Основная педагогическая задача этого периода - вызвать у детей желание завтра снова идти в детский сад. Для этого воспитатель  создает  положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому  ребенку  было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих процедур, предлагается  активный отдых детей. Инструктор по  физкультуре  проводит вместе с воспитателем физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоров. Все это является важными  компонентами   активной  отдыха детей.

    Многообразная деятельность, насыщенная  играми, упражнениями, проводимые на свежем воздухе виде развлечений, способствуют  физическому и эмоциональному  укреплению здоровья и профилактики заболеваний, расслаблению организма после умственной нагрузки.    Во второй половине дня рекомендуется запланировать самостоятельную двигательную активность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал – карточки-схемы для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед уходом детей необходимо планировать спокойную двигательную деятельность, малоподвижные игры, дыхательные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т.д.

    На формирование детских интересов влияет отношение родителей к занятиям по физкультуре, к обучению детей подвижным играм и упражнениям. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждать их выполнять утреннюю гимнастику дома,  играть с детьми и выполнять спортивные упражнения. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель обращает внимание родителей на то, чтобы в дальнейшем они продолжили занятия дома. Необходимо давать задания на дом, в которых больше внимания уделять приемам и способам действия, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений.     Определяя индивидуальные задания на дом, воспитатель может обращаться непосредственно к детям. Ребенок 5-7 лет подготовлен к тому, чтобы вполне осознанно решать поставленные перед ним двигательные задачи. В целом домашние задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей.

    Предлагаем требования, предъявленные к планированию двигательной активности:

    1. Планирование должно обеспечить решение главной цели воспитания – формирования индивидуальной, неповторимой личности, поэтому важно грамотно сочетать фронтальные  и индивидуальные   формы работы.
    2. При планировании   необходимо избегать формализма. План должен быть реальным.   Задачи физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности необходимо планировать в соответствии   с уровнем развития двигательных умений и навыком детей данного возраста
    3. При планировании необходимо учитывать психо-физиологические  особенности каждого ребенка, его способности и наклонности, а также интересы.
    4. План должен  обеспечить  системность  в работе Между Различными  видами деятельности должны а быть тесная связь ,единство воспитания и обучения.
    5. План должен быть конкретным, с указанием содержания  совместной деятельности и сроков (день, неделя, месяц).
    6. При планировании  необходимо учитывать учет полученных результатов этой деятельности за предшествующий день, неделю, месяц.
    7. Педагог должен знать вариативные и альтернативные программы, выбирая упражнения по физическому развитию для своей возрастной группы, иметь взаимосвязь с инструктором по физической культуре и плаванию, ориентироваться в новинках литературы, использовать в работе передовой опыт.
    8. Для успешного планирования физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности детей, написания плана , в определении задач, форм и методов работы с дошкольниками, необходимо тесное сотрудничество воспитателей группы.
    9. В выборе и определении формы написания плана физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности, важно учесть уровень профессионального мастерства воспитателя и его отношения к работе.

    Проходим дополнительно к обычным физкультурным занятиям раз в неделю физкультурно-познавательные занятия, развлечение, цель которых развитие интереса к физкультуре и здоровому образу жизни.

    Основные задачи физкультурно-познавательных занятий: воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно  заниматься физкультурой: углублять знания о пользе  физических упражнений

    О  роли  двигательной активности, формировать  элементарные представления об особенностях  строения  и физиологии человека, о полезных  и вредных привычках, о предупреждении заболеваний, учить приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, воспитывать  нравственные качества.

    Нами разработаны: перспективные планы по развитию движений на прогулке, динамический час, гимнастика на улице, познавательно-исследовательская деятельность по теме: формирующий здоровый образ жизни вместе с родителями, разработаны темы познавательных  занятий« Как начать утро?»,  «Как стать силачом?», «Дыхательная гимнастика», «Для чего нужна утренняя гимнастика?» и др.

    В  физкультурно-познавательные  занятия  включаем 4 части:

    1часть занятия: рассказ воспитателя или беседа с использование  технологии «сказкотерапия», рассказы содержащие  темы оздоровления и занятия физическими упражнениями  или о спорте, стихи по теме занятия.

    Например: в первой части занятия: «Как стать сильнее богатыря» воспитатель читает  отрывок из сказки  «Тридцать три богатыря» и задает такие вопросы: о ком сказка? Для чего нужны были богатыри? Как стать сильными как они? Что нужно делать ,чтобы вы были сильными, смелыми, ловкими, быстрыми и обладали хорошим здоровьем?.В первой части занятия вспомнить  с детьми пословицы и поговорки о том ,как лучше начать утро.»как утро начнешь ,так и  день проведешь», «Ранняя  птичка  носок  прочищает ,а поздняя глаза прочищает».Все это создает базу для дальнейшего  углубления знаний детей о пользе  физических упражнений  и здорового образа  жизни.

    2 часть занятия: выполнение подражательных движений по карточкам: «Аист», «Лошадки», «Щенок», «Балерина», «Боксер» и т.д.

    Использование  карточек  с изображением лошадей и животных, выполняющих   физ.упражнения, помогают детям лучше запомнить  упражнения и активно  их использовать в самостоятельной  двигательной  активности.

    Во второй части занятия  проводим  обучение  оздоровительным упражнениям  с шарами «Суджок» или самомассажи , приемы  на  расслабления.

    3 часть занятия : подвижная игра, народная.

    4 часть занятия : обмен  впечатлениями о проведении  занятия.

    Физкультурно - познавательные занятия, тематические занятия  помогают  формировать  интерес к  физкультуре, развивают умственные способности  и  формируют интерес к  здоровому образу жизни.

    Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка.

    Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

    Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

    Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.

    В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует детский коллектив, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность. Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.

    Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!

    Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную личность! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Музыкально-ритмические движения в жизни детей"

    «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним» А.И.Буренина...

    Консультация для родителей "Движение - это жизнь"

    Ученые давно доказали, что  ограничение активности в период  раннего детства может привести к задержке психического и речевого развития  ребёнка. Потребность в двигательной актив...

    Консультация для родителей "Движение-основа жизни"

    Рекомендации родителям о том,как приучить ребенка делать зарядку....

    Консультация для родителей «Движение - это жизнь»

    данный материал будет полезен родителям с целью приобщения к здоровому образу жизни....

    Консультация для родителей «Движение - это жизнь»

    Статья содержит материалы для родительского собрания на тему подвижного образа жизни ребенка...

    Консультация для родителей "Движение- это жизнь"

    Эта консультация полезна для родителей с целью приобщения к здоровому образу жизни....

    Консультация для родителей "Движение это жизнь"

    Консультация для родителей         «Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Все мы, бесспорно, понимаем тот факт, ч...