Нравственное воспитание детей через сказку
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Солодянкина Ирина Анатольевна

Пояснительная записка и текст спектакля по сказке В.Сутеева "Пятачок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Пятачок

                     (По мотивам одноимённой сказки В. Г. Сутеева)

Действующие лица:

Зайчонок

Мама Кошка

Кошечка

Медвежонок

Лягушонок

Мышонок

Дедушка

Продавец мороженого, Ведущая (в начале сказки).

Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки». Появляется Ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы покажем вам новую сказку. А вам нравятся сказки? (Ответы детей) Конечно, сказок вы знаете очень много и у каждого народа есть свои сказки. Они бывают разные: волшебные, добрые, страшные, весёлые и грустные… Но все они поучительные. Перед сказкой я хочу рассказать вам небольшое стихотворение:

Воробей играл в песочек

И нашёл «ничей» совочек.

Тут мышонок  прибежал:

˗ Ты совочек не видал?

Знает честный воробей:

Вещь не может быть ничьей!

˗ Вот совочек, получай,

Только больше не теряй!

Ребята! Как поступил воробей? (Ведущая выслушивает ответы детей). Правильно, он поступил честно, порядочно. Эти качества нужно воспитывать в себе и стараться всегда так поступать. Вот и наша сказка об этом! (Ведущая уходит).

                                            Сцена 1

Возле дома Кошечка играет в мяч, напевает. Из дома выходит Мама Кошка.

Мама Кошка:  Доченька! Доченька, ты где? Домой  иди!

Кошечка подходит.

Мама Кошка: Сходи, доченька, в магазин, купи, пожалуйста, молочка. Вот тебе деньги.

Кошечка: Хорошо,  мамочка!

Кошечка берёт деньги, бидон для молока, уходит.

                                              Сцена 2

Бежит Зайчонок. Находит пятачок. Поднимает его.

Зайчонок: Эй, кто потерял? Чей пятачок? Кто же это Маша-растеряша? Может, кто-то расстроился, плачет? Мама говорила, что брать чужое нельзя. Пятачок надо вернуть хозяину!

На самокате подъезжает Мышонок.

Мышонок: Ты что здесь, Зайчонок, кричишь?

Зайчонок: Да вот, пятачок нашёл. Сейчас хозяина ищу!

Мышонок: Зря ты, Зайчонок, раскричался. Нашёл пятачок и помалкивай! Теперь этот пятачок твой, понял?

Зайчонок: Нет, не понял! Найденное надо возвращать хозяину. Меня мама учила, что чужое брать нельзя!

Зайчонок уходит. Мышонок смотрит ему вслед.

Мышонок: Везёт же глупцам…  А может, я тоже найду?

Ищет в траве.

Мышонок: Нет, больше  никто ничего не потерял, а жаль…

На самокате уезжает.

                                                     Сцена 3

Идёт Зайчонок, навстречу ему Медвежонок.

Медвежонок: Чего ты там прячешь?

Зайчонок: Это… Я пятачок нашёл.

Медвежонок: А давай меняться! Ты мне - пятачок, а я тебе – гвоздь. Намагниченный!!!

Зайчонок: Нет, не давай! Это не мой пятачок, а чужой. Его хозяину вернуть надо.

Медвежонок: Какому ещё хозяину? Не хочешь меняться, я так отберу!

Дерутся, Медвежонок отбирает пятачок.

Зайчонок: Отдай, это чужой, его отдать надо!

Налетает на Медвежонка. Мимо проходит Дедушка.

Дедушка: Это что у вас такое? Немедленно прекратите драться!

Разнимает их. Зайчонок плачет. Медвежонок прячет лапу за спину.

Дедушка: Почему ты плачешь, Косой?

Зайчонок: Я нашёл пятачок, хотел его хозяину вернуть, а Медвежонок отнял.

Дедушка: Стыдно брать чужое! Топтыжкин, ну-ка верни пятачок Зайчишке!

Медвежонок неохотно отдаёт.

Дедушка: То-то же! А ты, Зайчонок, молодец, что хозяина ищешь!

Медвежонок убегает. Дедушка уходит.

                                                   Сцена 4

Зайчонок идёт, рассматривает пятачок, останавливается.

Зайчонок:  Интересно,  кто его потерял? (Обращается в зал к зрителям)

Ребята, а вы пятачок не теряли? А не знаете, кто его потерял? И вы не знаете.… Где же мне его хозяина найти?

Подходит к болоту и роняет пятачок в воду.

Зайчонок: Что же сейчас будет? Вот беда. Что тут поделать?

Плачет. Из воды выныривает Лягушонок.

Лягушонок: Зайчонок,  ты что здесь сырость разводишь? Здесь и так воды хватает.

Зайчонок: Я пятачок уронил. Не мой пятачок, чужой…

Лягушонок: Не плачь, не плачь, говорю. Я тебе помогу.

Ныряет, приносит пятачок.

Лягушонок:  На, держи, да только больше не теряй!

Зайчонок: Спасибо тебе, зелёный Лягушонок! Очень ты меня выручил.

Лягушонок ныряет в болото.

Зайчонок: Хорошо, что мне Лягушонок помог пятачок вернуть. Вот только не знаю, куда сейчас идти. Да и устал я, сяду-посижу, немного отдохну, да вокруг посмотрю. (Обращается в зал) А вы, ребята, тоже отдохните. Вы сидеть не устали? Давайте я с вами немного поиграю, потом дальше пойду.

Физ. минутка под музыку. Дети встают со своих мест и танцуют возле стульев. (Например, Буги-Вуги).

                                                       Сцена 5

Выезжает Продавец мороженого.

Продавец мороженого: Мороженое! Мороженое! Кому мороженое?!!

К нему выстраивается очередь из зверей. Медвежонок выбегает последним, всех расталкивает, первым покупает себе мороженое. Звери едят мороженое . Выходит Зайчонок.

Зайчонок: Солнышко уже высоко поднялось. Вон как припекает. Сейчас бы чего-нибудь холодненького. Мороженое едят… Вкусно, наверно…

Продавец мороженого: Зайчишка, тебе какое? Сливочное или шоколадное? Может, клубничное или банановое?

Зайчонок смотрит на пятачок, зажимает его в лапе, прячет за спину.

Зайчонок: Нет, спасибо, мне не надо.

Подходит к тому, кто ест мороженое.

Зайчонок: Тётенька, это не Ваш пятачок?

Та проходит мимо, не отвечает. Зайчонок подходит к воспитателю группы.

Зайчонок: Извините, Вы 5 копеек не теряли?

Воспитатель: Нет, малыш, я никогда ничего не теряю.

Все постепенно уходят.

                                                      Сцена 6

Кошечка плачет, рядом стоит бидон. Подходит Зайчонок.

Зайчонок: Ты что плачешь, маленькая?

Кошечка: Я деньги потеряла. 5 копеек. Как теперь быть, не знаю… Меня мама в магазин  за молоком отправила, а я… я…потеряла…

Зайчонок: Да вот он, твой пятачок! Я нашёл его! На, бери!

Кошечка: Ой, спасибо, Зайчонок! Ты меня выручил!

Зайчонок: Давай дружить!

Кошечка: Давай!

Звучит музыка, все артисты выходят и поют песню о дружбе (муз. Б.Савельева «Дружба крепкая»).



Предварительный просмотр:

«Сказка развивает внутренние

силы ребёнка, благодаря которым

человек не может не делать добра,

то есть учит сопереживать».    

В. А. Сухомлинский.

        С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже мы понимаем друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Сказка даёт необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка должна помочь нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

        Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Поэтому сказка является одним из важнейших средств формирования личности. В сказках  содержится первая информация для ребёнка о взаимоотношениях между людьми. Мы используем сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетентности.

        В сказке скрыты богатые возможности для развития творческого воображения ребёнка (слушателя), подключения его образного мышления к волшебному, иррациональному плану. Сказка заставляет слушателя сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате этого у ребёнка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к ним.

        В своей повседневной (и будничной, и праздничной) работе мы используем сказку, как средство эмоционального погружения ребёнка в новую область знания, даём общее видение тех знаний, которыми будет овладевать ребёнок: постепенно, шаг за шагом, - со своими новыми друзьями – героями.

        Мудрецы говорят, что самое главное в детстве – напитать душу ребёнка добром. Это и есть главная цель воспитания сказкой.

        Цель: Формирование духовных, нравственно-волевых качеств у воспитанников путём приобщения их  к сказке.

        Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами сказок (народные и авторские, старинные и современные, стихотворные и прозаичные).
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям сказки.
  3. Способствовать развитию у детей психических процессов (память, речь, внимание, воображение, мышление).
  4. Учить оценивать поступки сказочных героев, развивать в себе положительные качества  (отзывчивость, честность, взаимовыручка, смелость, доброта и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Проект "Войти в Тридевятое царство" (Нравственное воспитание детей через знакомство с русской народной сказкой.)

 Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать; истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспита...

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Цель:        повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной ска...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собранияв старшей группеТема: «Нравственное воспитание детей через сказку» Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравс...

КОНКУРС «Нравственное воспитание детей через сказку»

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, к...

Родительское собрание "«Нравственное воспитание детей через сказку»

Родительское собрание.«Нравственное воспитание детей через сказку»Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в...