Школа молодого воспитателя:"Базовые области по ФГОС и содержание психолого-педагогической работы"
консультация по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Расписаны основные цели и задачи психолого-педагогической работы по базовым областям по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovye_oblasti_po_fgos.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 1 г.Кропоткин

Базовые области по ФГОС

и содержание психолого-педагогической работы

Образовательная область

Содержание психолого-педагогической работы

Основные цели и задачи

Социально-коммуникативное развитие

1. Социализация,

развитие общения

1.Беседы о правилах поведении в среде сверстников из серии «Что такое хорошо, что такое плохо».

2. Формирование навыков культурного и вежливого  общения со сверстниками, взрослыми.

2. Нравственное воспитание

1. Формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

2. Воспитание любви к родителям и близким.

3. Расширять  представления об обязанностях детей в связи с подготовкой к школе.

3. Ребенок в семье и сообществе

1. Формировать гендерные представления (мальчик – девочка)

2. Углублять представления о семье, ее членах, родственниках, семейных традициях, обязанностях.

3. Закреплять знание домашнего адреса, телефона, имен и отчеств родителей, бабушек, дедушек, их профессии.

4. Патриотическое воспитание

1. Формировать интерес к ближайшей окружающей среде: дому, детскому саду, участку детского сада.

2. Расширять представления о родном городе, крае, родной стране.

3. Формировать представления о Родине – России, как о многонациональной стране, воспитывать уважение к людям разных национальностей  и их обычаям.

4. Расширить представление о столице России – Москве

5. Закрепить знания о флаге, гимне и гербе нашей страны.

6. Расширить знания о государственных праздниках.

7. Рассказать о героях космоса: Ю.Гагарине и других.

8. Углублять знания о Российской Армии, воспитывать уважение к Защитникам отечества, героям войны.

5. Самообслуживание, самостоятельность

1. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, привычку умываться, мыть руки перед едой и по мере загрязнения, правильно пользоваться туалетом, пользоваться расческой, носовым платком.

2. Совершенствовать навыки культурного и аккуратного приема пищи.

3. Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратным и опрятным, следить за своей одеждой.

6. Трудовое воспитание

Общественно-полезный труд:

1.Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения, формировать трудовые навыки и умения.

2. Учить поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, самостоятельно убирать игрушки на место после игры.

3. Учить ремонтировать  вместе с воспитателем игрушки, книги.

4. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.

5. Прививать интерес к учебной деятельности.

Труд в природе:

1. Закреплять умение самостоятельно выполнять работу в уголке природы и на участке детского сада: сажать семена растений, ухаживать за растениями, пересаживать цветы.

Уважение к труду взрослых:

1.Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества, воспитывать уважение к людям труда.

2. Расширять интерес  к различным профессиям, к профессиям родителей

7. Основы безопасности

Безопасность в природе:

1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

2.  Знакомить с явлениями неживой природы (гром, молния. гроза, ураган) и правилами поведения человека в этих условиях.

3. Познакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира.

Безопасность на дорогах:

 1. Систематизировать  знания об устройстве улицы, о дорожном движении, дорожных знаках.

2. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

3. Знакомить с названиями ближайших улиц и улиц. где живут дети.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

1. Формировать представления о том, что полезные и необходимые  бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты)

2. Закреплять правила поведения  во время игр в разное время года (катание на велосипедах, санках, купание в водоемах)

3. Формировать навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился».

4. Расширить знания о работках МЧС.

5. Закрепить знание неотложных телефонов – 01, 02, 03

6. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон

Познавательное развитие

1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира:

1. Расширять представления детей о предметном мире (посуда, мебель, одежда, игрушки) и простейших связях между предметами ближайшего окружения

2. Учить выделять характерные признаки предметов: цвет, форма, величина, вес.

3. Расширить представления о материалах, из которых изготовлены предметы: стекло, ткань, металл, пластмасса, резина)

4. Учить классификации и сравнению предметов (по назначению, по форме, по цвету, по материалу)

Сенсорное развитие:

1. Развивать восприятие и умение выделять свойства предметов – цвет, форма, величина, вкус.

2. Учить запоминать все цвета и оттенки спектра

3. Знакомить с различными геометрическими фигурами, плоскостными и объемными эталонами.

4. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, твердый, скользкий и т.д.)

Проектная деятельность:

Развивать  проектную деятельность исследовательского и творческого характера

Дидактические игры:

Учить детей играть в различные дидактические игры, развивать умение организовывать игры, быть ведущим.

2. Приобщение к социокультурным ценностям

1. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением

2.Расширить представления об окружающем мире

3. Расширять знания о транспорте и правилах дорожного движения

4. Расширять представления о мире предметов, облегчающих труд человека (стиральная машина, миксер. пылесос, компьютор и др.)

5.Расширять представления о профессиях людей.

6. Знакомить с культурными явлениями (цирк, театр, библиотека, музей), правилами поведения в общественных местах

7. Формировать элементарные представления об истории человечества. через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира)

8. Знакомить с понятиями «Земля – наш общий дом», «страны и народы мира»

3. Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет:

1.Совершенствовать навыки счета в пределах 10, знать прямой и обратный счет (устно)

2. Познакомить с числами второго десятка

3. Учить составлять и раскладывать  число из двух меньших (7 – это 5 и 2)

4. Учить составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.

5. Познакомить с монетами достоинством  1,5, 10 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.

Величина:

1. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины, высоты, ширины

2. Учить сравнивать 2 предмета по величине.

3. Учить делить круг, квадрат, прямоугольник на 2-4 части

Форма:

1. Закрепить знание всех основных фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

2. Дать представления о многоугольнике

3. Учить моделировать геометрические фигуры  из нескольких других (из маленьких треугольников – большой многоугольник, из маленьких квадратов – большой прямоугольник)

Ориентирование в пространстве:

1. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа, внизу, в левом углу, отсчитав 5 клеток справа и т. д.)

2. Учить ориентироваться в пространстве (направо. налево, прямо, назад, вверху, внизу, перед, за)

Ориентирование во времени:

1. Дать детям элементарные представления о времени (утро, день, ночь, сутки)

2. Учить запоминать дни недели, месяцы, времена года.

3. Учить определять время с точностью до 1 часа.

4. Ознакомление с миром природы

1. Расширять  и уточнять представления о мире природы, деревьях, кустарниках, цветах, грибах, ягодах.

2. Познакомить с комнатными растениями.

3. Расширить и систематизировать  представления о домашних и диких животных, животных жарких и холодных стран, пресмыкающихся, насекомых, птицах.

4.Формировать представления о чередовании времен года, частей суток.

5. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

6. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь и охранять ее; знать правила поведения в природе

7.Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе (зима, весна, лето, осень)

8. Знакомить с трудом людей на полях, в садах, огородах.

Речевое развитие

1. Развитие речи

Развивающая речевая среда

1. Развивать речь – как средство общения людей.

2. Обсуждать с детьми информацию о предметах. явлениях природы, событиях страны, телевизионных передачах, выходящую за пределы ближайшего окружения ребенка.

3. Предлагать для рассматривания и обсуждения мини-коллекции (открытки, марки, монеты, значки, народные игрушки), иллюстрированные книги, фотографии с достопримечательностями родного города, края, Москвы.

4. Продолжать осваивать формы речевого этикета (пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините ит.д.)

5. Приучать детей к самостоятельности суждений

Формирование словаря

1. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей

2. Объяснять детям смысл непонятных и незнакомых для них слов.

3. Обогащать речь детей существительными, прилагательными, наречиями, используя их в повседневной речи.

Звуковая культура речи

1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывать дикцию, отчетливое произношение звуков, интонацию голоса.

2. Совершенствовать фонематический слух детей: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, находить место звука в слове.

Грамматический строй речи

1. Упражнять детей в согласовании слов в предложении (в роде, числе, падеже)

2. Совершенствовать умение образовывать слова по образцу (сахар – сахарница, медведь – медвежий, учит – учитель)

3. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения (потому что, чтобы, если бы, когда и т.д.)

4. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

1. Развивать умение поддерживать беседу.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

3. Учить пересказывать литературные тексты, сказки, драматизировать их.

4. Учить составлять рассказ о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательным сюжетом.

5. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

6. Развивать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

1. Дать представление о предложении.

2. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

3. Учить делить двусложные и трехсложные слова с открытым слогом на части (Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за)

4. Учить устно составлять слова из слогов (па – парад, палка, ко – кошка, кони)

5. Учить выделять последовательность звуков в простых словах

2. Приобщение к художественной литературе

1. Читать детям каждый день художественные произведения, предусмотренные программой для каждой возрастной группы, прививать любовь и интерес к книгам.

2. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

3. Учить выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

4. Знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Художественно-эстетическое развитие

1. Приобщение к искусству

1. Формировать интерес к живописи, музыке, литературе, народному искусству

2. Познакомить с жанрами живописи (пейзаж. натюрморт, портрет) и наиболее яркими художниками-представителями этих жанров (И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов и др.)

3. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов книг (Васнецов, Рачев, Чарушин)

4. Познакомить детей с архитектурой, показать различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры, музеи и др.

5. Познакомить с историей народного искусства и народных художественных промыслов (Хохлома, Гжель, Городец,  Дымка, Жостово)

2. Изобразительная деятельность

Рисование

Предметное рисование

1. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, передавая правильные пропорции и положение в пространстве.

2.Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом.

3. Учить рисовать гуашью и акварелью в соответствии со спецификой красок.

4. Учить рисовать цветными карандашами, правильно закрашивать рисунок, подбирая цвета.

5. Учить смешивать краски, добиваясь нужного цвета и оттенка на палитре

6. Учить рисовать кистью разными способами(плашмя, примакиванием, концом кисти)

Сюжетное рисование

1. Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений

2. Учить размещать изображение в соответствии с их реальным расположением (ближе – дальше, на переднем плане или вдали)

3. Показать, что такое линия горизонта на рисунке.

4. Учить передавать движение людей и животных, растений. склоняющихся от ветра.

Декоративное рисование

1. Развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей (городецкая, хохломская, гжельская, дымковская и др.)

2. Закреплять умение создавать декоративную композицию.

Лепка

Предметная и сюжетная лепка

1.Развивать творчество детей, знакомя их с особенностями лепки из глины и пластилина.

2. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (посуду, фрукты, грибы, игрушки), объединять несколько предметов в композицию («Два жадных медвежонка», «Неваляшки водят хоровод»)

3. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животного в движении.

4. Учить лепить мелкие детали, пользуясь стекой (шерсть животного, чешуя у рыбы, складки на одежде)

5. Закрепить навык тщательно мыть руки после окончания лепки.

Декоративная лепка

1. Познакомить детей с особенностями декоративной лепки.

2. Учит лепить птиц, животных и людей по типу народных игрушек ( дымковской, филимоновской и др.)

3. Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства, расписывать изделия гуашью, украшать их налепами.

Аппликация

1. Учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развивать чувство композиции (красиво располагать предметы на листе бумаги)

2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических фигур и растительного орнамента на листах бумаги разной формы ( круг, узкая полоса, квадрат, треугольник).

3. Закреплять приемы вырезывания ножницами, аккуратное и безопасное их использование

4. Закреплять приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой.

5. Учить аккуратно наклеивать детали картинки, используя клей, кисточку и салфетку.

6. Развивать чувство цвета, проявление творчества.

Художественный труд (в старшей и подготовительной к школе группах)

Работа с бумагой и картоном

1. Совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать лист вчетверо в разных направлениях, надрезать по сгибам.

2. Учить создавать игрушки-забавы из бумаги.

3. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, закладка).

3. Совершенствовать умение создавать игрушки в технике оригами.

Работа с тканью

1. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешал, шить простейшие изделия (мешочек для семян).

2. Закреплять умение делать простейшие аппликации из ткани разных фактур.

Работа с природным материалом

1. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных ,птиц из желудей, шишек, каштанов, косточек, ореховых скорлупок, веточек и др.природных материалов.

2. Учить создавать композиции («Лесная полянка»), развивая фантазию и воображение.

3. Конструктивно-модельная деятельность

1. В процессе игры знакомить детей с деталями напольного и настольного конструктора (кубик, кирпичик, цилиндр, пластина).

2. Развивать умение самостоятельно  возводить постройки различного назначения: дома, мосты, театры и др.

3. Познакомить с разнообразными пластмассовыми  конструкторами. Учить создавать различные модели (самолеты, машины, здания)

3. Закреплять навыки коллективной работы, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

4.  Музыкальная деятельность

Слушание

1. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку

2.  Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)

3. Совершенствовать музыкальную память через узнаваний мелодий по отдельным фрагментам.

4.Познакомить детей с элементарными музыкальными понятиями (ритм, темп), жанрами (опера, концерт, симфонический оркестр)

5. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна России.

Пение и песенное творчество

1. Закреплять певческие навыки в пределах одной октавы.( от ДО первой до РЕ второй)

2. Закреплять умение петь самостоятельно и в коллективе, с музыкальным сопровождением и без него, используя в качестве образца русские народные песни.

Музыкально-ритмические движения

1. Способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

2. Знакомить с национальными плясками, хороводами ( русские. украинские. белорусские)

Музыкально-игровое и танцевальное творчество.

1, Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения).

2. Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (сердитый козлик, лукавый котик, наездник)

3. Учить придумывать движения, отражающие содержание песни.

Игра на детских музыкальных инструментах

1. Знакомить с музыкальными  произведениями в исполнении различных инструментов.

2. Учить играть на металлофоне, свирели. ударных, электронных, русских народных инструментах (трещотка, бубен. треугольник, ложки), исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

Физическое развитие

1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

1. Знакомить детей с частями тела и органами чувств человека, формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека ( ноги помогают двигаться, руки делают много полезных дел. рот говорит. ест. зубы жуют, уши слышат т.д.)

2. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах, о потребности в соблюдении режима питания, употребления в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

3. Формировать представление о здоровом образе жизни, о значении физических упражнений для организма человека.

4. Расширить представление о правилах и видах закаливания, о пользе солнечного света, воды, воздуха.

2. Физическая культура

1. Развивать у детей разнообразные виды движения

2. Формировать у детей правильную осанку.

3. Учить детей ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, лазать, перелезать через предметы.

4. Учить строевым упражнениям, построению и перестроению.

5. Учить элементам спортивных игр (футбол. городки, хоккей, бадминтон, баскетбол, настольный теннис), спортивных эстафет.

6. Учить кататься на велосипеде, ходить на лыжах. прыгать через скакалку, подбрасывать, ловить и прокатывать мяч.

7. Учить самостоятельно  организовывать знакомые подвижные игры, соблюдая правила игры.

8. Развивать силу, ловкость,  быстроту, равновесие, гибкость, ориентирование в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....

Школа молодого воспитателя: Образовательная область "Физическое развитие"

Дана консультация для начинающих воспитателей по методике  физического воспитания в ДОУ - физкультурное занятие, утренняя гимнастика, основные виды движений...