Статья : «Сейте разумное, доброе, вечное…»
статья (средняя группа) по теме

Гурьева Надежда Владимировна

 Духовно-нравственное воспитание – одно из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Но! Налицо кризис в общественном образовании воспитании. Продолжается разрушение института семьи: через активное половое просвещение у детей формируются внесупружеские, антиродительские, антисемейные установки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сейте разумное, доброе, вечное…»

Н.В. Гурьева, воспитатель,

МКДОУ №17 «Золотой ключик» г. Шелехов

Всякий человек неповторимо своеобразен и уникален. Поэтому и жизнь его оказывается индивидуальной. В жизни  всегда присутствуют смыслы, идеи и цели, ибо земной путь человека совершается в согласии с предначертанной траекторией движения души меж людьми и событиями.     Жизнь – это не сон и не кормушка, но осмысленное и организованное движение. А любое движение происходит по определённым правилам и нормам. Каковы их цели, задачи, ориентиры, идеалы, сеятель и садовник. Человек начинается с ребёнка, которого непременно надо учить жить[1. с.2].

А учить жить должны не только педагоги, но и, в первую очередь, - родители. Они должны рассказать  детям о своих собственных жизненных программах. Рассказ должен быть искренним, но ради его свершения они сами должны найти ответы на все вопросы детей о них самих, иначе о какой передаче опыта и о каком воспитании может идти речь? Скажите ребенку, что чистые руки и чистое сердце наиважнейшие из истинных целей земного пути. Научите ребенка отличать мнимые, суетные, внешние результаты поступков от  подлинного плода творческих усилий – плода внутреннего, нравственного, духовного. Рассказать детям, что внешнее свершения, признания, награды вторичны по своей сути, постоянно напоминать детям примером своей жизни о главном, о взращивании внутренних сокровищ, о прояснении души, о снискании мира и обретения любви.

        Прощение и терпение, кротость и мужество, смирение и любовь – вот они идеалы, цели и ориентиры.

       Трудно путнику без карты, сложно детям, отягощенным пустыми целями, мнимыми задачами идти по жизни. Педагоги должны учить ребенка смотреть за линию горизонта и самим понимать, что дальновидность вовсе не мешает смотреть под ноги, но идти становится легче. Надо помочь ребенку «не срезать углы» - дорога земная ценна сама по себе, ценна не суетой средь вещей и событий, но высотой мыслей, красотой чувств и качественностью поступков.

        Жизнь – это не путь к смерти, а путь становления духа, его творческого излучения в мир трудах сознания. Мало родиться физически – надобно каждодневно и ежечасно рождаться в духе, излучая в мир добрые дела и неустанно порождая светлые мысли да чистые чувства. Вот это и стоит называть торжественным словом – Жизнь.

В настоящее время жизнь воспринимается как некий рынок товаров  и слуг, на котором каждый человек может воспользоваться тем, что он пожелает исключительно из потребительской перспективы.  Идеалы, которые присутствовали в русской литературе – идеалы жертвенности, самоотдачи – сейчас совершенно уходят из человеческого языка и вообще из понятийного аппарата. Это самым радикальным образом влияет на человеческую жизнь.

С полок книжных магазинов исчезли классики литературы. Зато изобилуют современные романы о распутстве и убийствах. Общество забыло, что есть понятие-культура. Пора же, наконец, понять, что дело сохранения чистоты и дееспособности созидающих сил культуры столь же ответственно, как проблема сохранения жизненной среды. Поэтому огромная ответственность лежит на тех людях, которые занимаются воспитанием детей.

Пусть забыто прошлое, но оно не исчезло. Надо повернуться к нему «лицом» и самоотверженно искать истоки любви и добра. Мера нашей памяти о прошлом, мера нашего понимания целей и смысла подвижничества великих предков-это мера нашего сегодняшнего сознания, нашего собственного отношения к нравственным, духовным, культурным проблемам современности.

      Велика наша матушка Россия и населена она разными народами со своей культурой, бытом и обычаями. В своей статье мне бы хотелось написать о Сибири. По своему географическому расположению Сибирь находится далеко от наиболее развитых территорий России. Но это богатейший край с неиссякаемыми ресурсами и многонациональным населением. На ряду с коренными народами-эвенками, тунгусами, бурятами и другими народами, здесь проживает много переселенцев, татар, поляков. Казаки, ехавшие сюда для освоения новых земель, также внесли огромный вклад в развитие Сибири. У каждого народа и время была своя культура. Но, не смотря на это, люди жили дружно, помогали друг другу, перенимали обычаи, устои, религию, составляя огромное поликультурное пространство. Образовалась, как говорили в советское время, новая общность людей-сибиряки.

Безграмотность и невежество часто имели место. Жизнь менялась: надо было учить детей: не в каждой деревне были учителя. Люди преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть к учителю. Учителя были людьми уважаемыми и почитаемыми. Они отдавали все знания, и тепло своей души детям любой национальности. Местные купцы строили на свои средства школы, больницы, помогали всем нуждающимся. Поляки, сосланные в Сибирь, строили Кругобайкальскую железную дорогу. Это не только сложнейшее техническое решение, но настоящее произведение искусства. Люди не имели специальной техники, тёплой одежды, питания, сотворили это чудо. Мой дедушка тоже был поляком, сосланным в царское время в Томскую губернию. Он был человеком талантливым и умелым. Строил метеостанции, переезжая из села в село. Учил местных жителей пчеловодству и приготовлению настоящих деликатесов из мяса: колбасы и копчёности. Последнее место его проживания было село Дубровское Киренского уезда Иркутской губернии. Мои родители тоже были чрезвычайно добрыми людьми. Отец работал лесником, а мама – учителем. Отец очень любил лес и его обитателей, охраняя его от браконьеров, рискуя жизнью, тушил пожары. Население было тогда сплошь безграмотное, мама в семнадцатилетнем возрасте уже работала учителем, обучая людей всех возрастов грамоте. Она была человеком милосердным и добрым. Наши родители учили нас, несмотря не на что, бескорыстно помогать людям. В нашем доме всегда жили какие-нибудь люди: путешественники, участники экспедиций, учёные, писатели, находили приют беглые. Вот оно воспитание примером своей жизни.

      Я тоже педагог, воспитываю детей-дошкольников и очень благодарна своим родителям, что они научили меня любить. Живём и работаем  мы сейчас в другое время, где нет дефицита материального плана. Общество утратило нравственные устои. Родители почти не интересуются процессом воспитания своих детей. Детям не прививают трудолюбие, отсюда они растут потребителями. Большинство родителей ставят своей целью года-отдых за границей, забывая о путешествии по культурным местам своей родины.

      Но в любом деле и обстоянии есть положительная сторона. Сейчас появилась огромная возможность для педагогов-проявить своё мастерство в деле воспитания детей. Учитывая огромное поликультурное пространство России, необходимо помочь детям жить в мире и согласии со всеми людьми. Это возможно только при понимании педагогом своей миссии: не учить, а помогать, способствовать ребёнку увидеть в себе  семя добра и примером своей деятельности помочь прорости. Но помощь нужна не только детям, но и, в наибольшей степени, родителям. Нужно вести постоянный диалог с ними, направляя их родительскую любовь и опеку на своего ребёнка для удовлетворения его истинных потребностей.

Проблемы беженцев с Украиы коснулись и нас. В нашей группе есть ребёнок из такой семьи. У него благочестивые родители и мы очень хорошо с ними взаимодействуем. Их присутствие в коллективе детей и родителей нашей группы оказывает благотворное влияние и является примером воспитания детей и отношения к детскому саду. Они скромны исполнительны, отзывчивы и доброжелательны. У нас происходит так называемый культурный обмен.

Мы живём в замечательном городе Шелехове с интересной историей , построенным  замечательными людьми. Раньше он был чистым зелёным городом. Сейчас же пестрит многочисленными торговыми центрами и рекламой.

Но рядом есть Иркутск! Это моя большая любовь с первого взгляда. Приехав на учёбу в Иркутск, я была поражена его красотой, простотой, какой-то незащищённостью, тихой смиренностью. Старинные деревянные дома с кружевами настолько поразили меня своей нежность и хрупкость. Я смотрела на людей, снующих по тротуарам туда                                                                                       - сюда думая: Куда же вы спешите, остановитесь! Поднимите головы на это чудо, сотворённое великими мастерами. В благодарность своему первому городу я написала стихотворение, посвящённое Иркутску.

     Который раз меняешь облик

     Фасадов зданий и дорог

     С сурового острога кольев

     До чудотворных куполов.

     На мощь бетона и асфальта

     На блеск фасадного стекла

     Смотрю ревниво я сквозь пальцы

     В душе лелея кружева.

     Они прекрасною канвою

     Надёжно стерегут карниз.

     Их мастер верною рукою

     Пустил по окнам сверху вниз.

     К тебе стремятся автострады,

    Лежа на шёлковом пути

    Здесь Рерихи прошли когда-то

    Твоё величье предрекли.

С самого основания Иркутск называли «рубленным городом». Таковым он был в течении нескольких столетий. Вот он двухэтажный резной терем: распахнуты навстречу ставни окон. Дорогой узорчатой шалью, наброшенной на плечи, кажется резной карниз. Старинный праздничный кокошник напоминает изукрашенный наличник. А вот и кружевные полотенца с крыши свесились те самые, на которых подносили гостью хлеб-соль. Как не подойти, не поклониться до самой земли? Радушием и любовью, теплом домашнего очага дохнёт со всех сторон деревянная улочка-усыновит, удочерит, успокоит. И здесь на этих улочках обретёте вы прочную опору под ногами, глубокое осознание чувства родины.

Поэт С. Есенин писал так: «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая знатная эпопея исходу мира и назначению человека»[2, с.154].

Культура всякой нации неисчерпаема, необозрима культура нашего древнего народа. Ныне уже всем ясно, что без знания своих истоков-религиозных, исторических, культурных-не может народиться истинной любви к Отечеству. Без опыта, в котором столетиями оттачивались нравственные правила жизни, не может состояться человек [1, с.220].

Живя на земле, каждому приходиться выбирать, ради чего жить: ради того чтобы стать удобрением, или ради того, чтобы стать светом добра, и этим светом светить людям.

                                 

Литература:

  1. Байбородин,С.А. Россия древняя и вечная. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992г.
  2. Забылин,М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1992г.
  3. Аникина,В.П. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Москва, «Детская литература», 1975г.                                                  

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сейте разумное, доброе, вечное…»

Духовно-нравственное воспитание – одно из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Но! Налицо кризис в общественном образовании воспитан...

Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви".

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нрав­ственных устоев. "В каждом из нас материально, инте...

Статья "Спеши делать добро!"

Прививать у детей сотрадание к бездомным животным, желание помочь им....

Статья о Неделе добра

Статья  о Неделе добра...

Статья о неделе добра

Улыбнись, и мир станет добрее….Дети часто слышат от взрослых такие слова, как «добро» и «доброта». С определенного момента они начинают задумываться над тем, что же озна...

«Мудрое, доброе, вечное» «Согласие» «Хорошо жить рука в руку, душа в душу»

Актуальность Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании.Цель Расширять представления детей о согласии.Тип проекта: открытый - ...