Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Валик Анастасия Александровна

 

 

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

 

Внимание

 

Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающим миром и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребѐнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребѐнка 6-летнего возраста учение - это не просто деятельность, но и усвоение знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки это не только вопросы обучения, но и вопросы всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребѐнка, формирование его личности. Готовность ребѐнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребѐнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. К моменту поступления в школу развитие ребѐнка должно достигать определѐнного уровня. Прежде всего, речь идѐт о развитии памяти, внимания, интеллекта. Известно, что у ребѐнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память, а произвольно управлять этими процессами дети ещѐ не научились. Познавательные психические процессы, в частности, внимание и память, являются основой дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания –послепроизвольного.

        Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объем, распределение) и успехами в учении.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Объём внимания.

Это то количество информации, которое может оставаться в сфере повышенного внимания ребёнка.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

5. Продуктивность внимания.

Это своеобразная информация о том количестве предметов, которую ребёнок может и воспринять, и обработать.

Высокая продуктивность внимания говорит об устойчивости внимания, сосредоточенности и достаточном объёме.
Развитие внимания происходит постоянно, если ребёнок занят какой-то деятельностью, игровой или учебной.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания выражаются в частой отвлекаемости от основного дела, суетливости, неуравновешенности, беспорядочном многословии, бегающем взгляде, меняющейся улыбке, удивлении, неуверенности, тревожности.

Особенности внимания у детей 6-7 лет.

В 6-7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные  и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволяет развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом  развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольныеформы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание. Также возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше). Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старшийдошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

6 слайд Плохое внимание у ребенка может быть вызвано такими причинами:

1)                          Слабой и инертной нервной системой в сочетании с тем, что развитием внимания занимаются недостаточно. Такому ребёнку помогут упражнения и игры на развитие внимания.

2)                         Слабым психическим и физическим здоровьем. Даже взрослые становятся рассеянными из-за стресса или болезни. В  этом случае требуется укрепить здоровье ребёнка, а потом уже развивать внимание.

3)                         Органическими поражениями мозга разной природы. Здесь необходимо обследование и помощь невропатолога.

4)                         СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это неврологическое поведенческое расстройство, требующее специального лечения.

7 сл Что влияет на произвольное внимание?

Воля. Удержание внимания на любом, даже интересном деле, требует усилия воли. Ко времени поступления ребёнка в школу у него должны быть сформированы базовые волевые привычки (гигиенические, бытовые, культурные, умственные).

Изредка необходимо поручать ребёнку неинтересное ему дело. Проследить, чтобы он довёл дело до конца. Это отлично тренирует волю.

У детей должны быть обязанности по дому, пусть небольшие, но регулярные и обязательные. Их выполнение требует волевого усилия.

Организация жизни и деятельности. Режим дня ребёнка должен быть грамотно продуман. Необходимо соблюдать распорядок дня. Ребёнка необходимо приучать к самостоятельности. Всё, что он может делать сам, он должен сделать сам. Необходимо проговаривать с ребёнком, какие дела вы будете сегодня делать. В середине дня обсудите, что вы уже сделали и что ещё осталось сделать. Вечером подводите итог дня, обсуждайте пройденный день.

Дополнительные занятия. Для развития внимания дошкольника полезны различные игры, упражнения и занятия: рисование, лепка, раскрашивание, конструирование, мозаика, пазлы, различного вида рукоделия, спортивные упражнения и игры,  занятия музыкой и танцами и пр. В общем, большинство игр и упражнений положительно влияют на развитие произвольного внимания.

Упражнение «Исправь ошибки».

Цель: развить слуховое внимание

Ход игры: прочитайте стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен заметить эти ошибки и назвать слова правильно.

1.Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

2. Сели в ложку и айда! (лодку)

Покатили вдоль пруда.

3. Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

4.Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

5. На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

6. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес)

7. Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не миска (киска)

8. На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу).

9. Я рубашку сшила шишке (мишке)

Я сошью ему штанишки.

10. Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь. (ночь)

11.Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть(бананы)

12.Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку. (ложку)

13. В реке живет мак, (рак)

Его не поймаю никак.

14. На пароходе повар-док (кок)

Приготовил вкусный сок.

15. Очень ласковый был стоп (кот)

Он хозяйку лизнул в лоб.

16. Рогатый дол (вол)

По дороге шел.

17. Уронили шишку на пол, (мишку)

Оторвали шишке лапу. (мишке).

18. Теннис – популярный спорт,

Но для спорта нужен торт. (корт)

19. Школьник кончил строчку

И поставил бочку. (точку)

20. Очень вкусная игра – (икра)

Украшение стола.

21. На волке  - сметана, (полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

Упражнение «Нелепицы» (зрительное внимание)

Что не так нарисовал художник и как должно быть правильно?

 

Память

 

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в институт, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности.

Основные виды памяти

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека.

То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается. Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам.

Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий.

Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

Чем характеризуется запоминание у детей дошкольного возраста

Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением.

То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную.

Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия.

Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время.

То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона. В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий

В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействии мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок.

В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха.

Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни.

Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

Причины того, что отмечается плохая память у дошкольника, составляют целый список.

1. Изменение памяти

В период с 4 до 6 лет у ребенка изменяется процесс запоминания. Появляется возможность управлять памятью, запоминание уже опирается не столько на восприятие, сколько становится более смысловым. А успешность этих перемен будет зависеть от знания приемов запоминания. Но для их освоения у ребенка должна быть возможность и необходимость. Конечно, имеются в виду специальные развивающие занятия, домашние игры на развитие памяти и т.п. И важно, чтобы они были интересны ребенку.

2. Отсутствие мотивации

Вы можете замечать, что ребенок запоминает то, что «не надо». Всякие «бесполезные» события, информацию дети могут запоминать только потому, что у них был сильный мотив или стимул. Например, фразы, шутки или стихи были связаны с радостной эмоцией окружающих, и ребенок решил запомнить их, чтобы пересказать еще кому-то. Поэтому в случае «неинтересной» ребенку информации, найти мотив для запоминания или стимул должны педагоги, родители. Отрицательный мотив, мотив с сильным страхом сделать не так, как сказали, не способствуют эффективному развитию памяти. Мотивация должна быть только положительной.

3. Чрезмерные нагрузки

Не только отсутствие, но и чрезмерное введение в жизнь дошкольника всевозможным развивающих и обучающий занятий – это тоже плохо для памяти. Плохая память  у дошкольника может быть вызвана синдромом хронической усталости. Способность к запоминанию снижается, и теряется интерес.

4. Психологическая травма

В прошлом могли произойти какие-либо травмирующие психику события. Согласно исследованиям это также снижает память ребёнка.

5. Стрессы

Перемена места жительства, семейные конфликты, развод родителей и др. причины стресса негативно сказываются на качестве памяти.

6. Заболевания

Плохая память у дошкольника может быть следствием заболеваний. Это боли любого происхождения, неврологические заболевания. Лечение этих заболеваний позитивно скажется и на памяти ребенка. Если вы понимаете, что у ребенка плохая память, не озвучивайте ему свои выводы и страхи. Старайтесь не напоминать ему об этой проблеме. Предлагайте ему различные упражнения и игры на развитие памяти.

7. Наследственность

Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться. Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг разнообразными логическими играми.

8. Недосып

Иногда причина плохой памяти заключается в обычном недосыпании. С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

9. Питание

Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место. Лечение простое - достаточно наладить рацион питания ребёнка. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Для тренировки памяти отлично подходят следующие упражнения:

 - часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;

- использовать прописи для совершенствования письма;

- много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;

- говорить нужно короткими фразами;

- больше рассматривать с малышом картинки, обсуждать их.

Упражнение на развитие зрительной памяти

«Группировка слов»

Ребенку выдается карточка с иллюстрациями. Его задача запомнить изображенные предметы и назвать их. На выполнение дается 30 сек.

Упражнение «Эстафета слов»

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Итог: Для развития внимания и памяти детям необходима помощь взрослых (педагогов, родителей). Данная помощь должна быть целенаправленной, и включать в себя разнообразные формы и методы для развития данных психических процессов, в том числе и игры. Примеры игр и упражнений для развития внимания и памяти представлены в памятках. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Внимание

Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающим миром и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребѐнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребѐнка 6-летнего возраста учение - это не просто деятельность, но и усвоение знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки это не только вопросы обучения, но и вопросы всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребѐнка, формирование его личности. Готовность ребѐнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребѐнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. К моменту поступления в школу развитие ребѐнка должно достигать определѐнного уровня. Прежде всего, речь идѐт о развитии памяти, внимания, интеллекта. Известно, что у ребѐнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память, а произвольно управлять этими процессами дети ещѐ не научились. Познавательные психические процессы, в частности, внимание и память, являются основой дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания –послепроизвольного.

        Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объем, распределение) и успехами в учении.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Объём внимания.

Это то количество информации, которое может оставаться в сфере повышенного внимания ребёнка.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

5. Продуктивность внимания.

Это своеобразная информация о том количестве предметов, которую ребёнок может и воспринять, и обработать.

Высокая продуктивность внимания говорит об устойчивости внимания, сосредоточенности и достаточном объёме.
Развитие внимания происходит постоянно, если ребёнок занят какой-то деятельностью, игровой или учебной.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания выражаются в частой отвлекаемости от основного дела, суетливости, неуравновешенности, беспорядочном многословии, бегающем взгляде, меняющейся улыбке, удивлении, неуверенности, тревожности.

Особенности внимания у детей 6-7 лет.

В 6-7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные  и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволяет развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом  развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание дошкольников безо всяких усилий с их стороны.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Даже дети подготовительной группы ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. В качестве конкретизации можно сказать, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Кроме того, к концу дошкольного периода (6–7 лет) у ребёнка появляются произвольныеформы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание. Также возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности (о чём мы говорили выше). Ребёнок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старшийдошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

6 слайд Плохое внимание у ребенка может быть вызвано такими причинами:

  1. Слабой и инертной нервной системой в сочетании с тем, что развитием внимания занимаются недостаточно. Такому ребёнку помогут упражнения и игры на развитие внимания.
  2. Слабым психическим и физическим здоровьем. Даже взрослые становятся рассеянными из-за стресса или болезни. В  этом случае требуется укрепить здоровье ребёнка, а потом уже развивать внимание.
  3. Органическими поражениями мозга разной природы. Здесь необходимо обследование и помощь невропатолога.
  4. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Это неврологическое поведенческое расстройство, требующее специального лечения.

7 сл Что влияет на произвольное внимание?

Воля. Удержание внимания на любом, даже интересном деле, требует усилия воли. Ко времени поступления ребёнка в школу у него должны быть сформированы базовые волевые привычки (гигиенические, бытовые, культурные, умственные).

Изредка необходимо поручать ребёнку неинтересное ему дело. Проследить, чтобы он довёл дело до конца. Это отлично тренирует волю.

У детей должны быть обязанности по дому, пусть небольшие, но регулярные и обязательные. Их выполнение требует волевого усилия.

Организация жизни и деятельности. Режим дня ребёнка должен быть грамотно продуман. Необходимо соблюдать распорядок дня. Ребёнка необходимо приучать к самостоятельности. Всё, что он может делать сам, он должен сделать сам. Необходимо проговаривать с ребёнком, какие дела вы будете сегодня делать. В середине дня обсудите, что вы уже сделали и что ещё осталось сделать. Вечером подводите итог дня, обсуждайте пройденный день.

Дополнительные занятия. Для развития внимания дошкольника полезны различные игры, упражнения и занятия: рисование, лепка, раскрашивание, конструирование, мозаика, пазлы, различного вида рукоделия, спортивные упражнения и игры,  занятия музыкой и танцами и пр. В общем, большинство игр и упражнений положительно влияют на развитие произвольного внимания.

Упражнение «Исправь ошибки».

Цель: развить слуховое внимание

Ход игры: прочитайте стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен заметить эти ошибки и назвать слова правильно.

1.Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

2. Сели в ложку и айда! (лодку)

Покатили вдоль пруда.

3. Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

4.Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

5. На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

6. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес)

7. Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не миска (киска)

8. На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу).

9. Я рубашку сшила шишке (мишке)

Я сошью ему штанишки.

10. Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь. (ночь)

11.Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть(бананы)

12.Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку. (ложку)

13. В реке живет мак, (рак)

Его не поймаю никак.

14. На пароходе повар-док (кок)

Приготовил вкусный сок.

15. Очень ласковый был стоп (кот)

Он хозяйку лизнул в лоб.

16. Рогатый дол (вол)

По дороге шел.

17. Уронили шишку на пол, (мишку)

Оторвали шишке лапу. (мишке).

18. Теннис – популярный спорт,

Но для спорта нужен торт. (корт)

19. Школьник кончил строчку

И поставил бочку. (точку)

20. Очень вкусная игра – (икра)

Украшение стола.

21. На волке  - сметана, (полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

Упражнение «Нелепицы» (зрительное внимание)

Что не так нарисовал художник и как должно быть правильно?

Память

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в институт, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности.

Основные виды памяти

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека.

То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается. Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам.

Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий.

Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

Чем характеризуется запоминание у детей дошкольного возраста

Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением.

То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную.

Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия.

Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время.

То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона. В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий

В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействии мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок.

В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха.

Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни.

Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

Причины того, что отмечается плохая память у дошкольника, составляют целый список.

1. Изменение памяти

В период с 4 до 6 лет у ребенка изменяется процесс запоминания. Появляется возможность управлять памятью, запоминание уже опирается не столько на восприятие, сколько становится более смысловым. А успешность этих перемен будет зависеть от знания приемов запоминания. Но для их освоения у ребенка должна быть возможность и необходимость. Конечно, имеются в виду специальные развивающие занятия, домашние игры на развитие памяти и т.п. И важно, чтобы они были интересны ребенку.

2. Отсутствие мотивации

Вы можете замечать, что ребенок запоминает то, что «не надо». Всякие «бесполезные» события, информацию дети могут запоминать только потому, что у них был сильный мотив или стимул. Например, фразы, шутки или стихи были связаны с радостной эмоцией окружающих, и ребенок решил запомнить их, чтобы пересказать еще кому-то. Поэтому в случае «неинтересной» ребенку информации, найти мотив для запоминания или стимул должны педагоги, родители. Отрицательный мотив, мотив с сильным страхом сделать не так, как сказали, не способствуют эффективному развитию памяти. Мотивация должна быть только положительной.

3. Чрезмерные нагрузки

Не только отсутствие, но и чрезмерное введение в жизнь дошкольника всевозможным развивающих и обучающий занятий – это тоже плохо для памяти. Плохая память  у дошкольника может быть вызвана синдромом хронической усталости. Способность к запоминанию снижается, и теряется интерес.

4. Психологическая травма

В прошлом могли произойти какие-либо травмирующие психику события. Согласно исследованиям это также снижает память ребёнка.

5. Стрессы

Перемена места жительства, семейные конфликты, развод родителей и др. причины стресса негативно сказываются на качестве памяти.

6. Заболевания

Плохая память у дошкольника может быть следствием заболеваний. Это боли любого происхождения, неврологические заболевания. Лечение этих заболеваний позитивно скажется и на памяти ребенка. Если вы понимаете, что у ребенка плохая память, не озвучивайте ему свои выводы и страхи. Старайтесь не напоминать ему об этой проблеме. Предлагайте ему различные упражнения и игры на развитие памяти.

7. Наследственность

Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться. Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг разнообразными логическими играми.

8. Недосып

Иногда причина плохой памяти заключается в обычном недосыпании. С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

9. Питание

Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место. Лечение простое - достаточно наладить рацион питания ребёнка. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Для тренировки памяти отлично подходят следующие упражнения:

 - часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;

- использовать прописи для совершенствования письма;

- много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;

- говорить нужно короткими фразами;

- больше рассматривать с малышом картинки, обсуждать их.

Упражнение на развитие зрительной памяти

«Группировка слов»

Ребенку выдается карточка с иллюстрациями. Его задача запомнить изображенные предметы и назвать их. На выполнение дается 30 сек.

Упражнение «Эстафета слов»

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Итог: Для развития внимания и памяти детям необходима помощь взрослых (педагогов, родителей). Данная помощь должна быть целенаправленной, и включать в себя разнообразные формы и методы для развития данных психических процессов, в том числе и игры. Примеры игр и упражнений для развития внимания и памяти представлены в памятках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по формированию социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня к обучению в школе "Какой я?"

Цель занятия: расширение представления ребенка о себе, обучение видению своих достонств, развитие дружеских чувств к участникам группы...

Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...

Консультация для родителей «упражнения и игры для развития, внимания, мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «упражнения и игры для развития, внимания, мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста» Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонент...

Особенности развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Что такое произвольность?

Знакомим родителей с понятиями произвольное и непроизвольное внимание, главная движущая сила развития внимания - интерес. Гаджеты , телевизор и внимание. Игры для развития памяти и внимания....