"Контроль своих эмоций,чувств и поступков"
материал (средняя группа) на тему

Шапошникова Валентина Станиславовна
Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, нужно научиться контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять их характер. Регулярное выполнение разработанных нами психогимнастических упражнений, направленных на снижение дезадаптации у проблемных детей, на укрепление их физического и эмоционального благополучия, помогает освободиться от отрицательных эмоций; развить эмоциональную сферу, коммуникативность, волевую сферу и т. д. Упражнения можно использовать в режимных моментах, на физкультминутках или общеразвивающих занятиях. 1. «Встреча». Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад. Цель — развивать коммуникативные способности. 2. «Прорвись в круг». Ребенка, испытывающего наибольшие сложности в общении со сверстниками, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него. Цель — помочь поверить в себя, преодолеть робость, войти в коллектив сверстников. 3. «Доверяющее падение». Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Взрослый — между парами детей (для страховки). Один ребенок падает, другой его ловит. Падающий должен закрыть глаза, не подстраховывать себя, расслабиться. Цель — развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним. 4. «Подними, покачай». Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Воспитатель поддерживает его под мышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон, затем легко качают. Воспитатель спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат, они не позволят тебе упасть». Цель — дать ребенку понять, что сверстники поддерживают его, заботятся о нем. 5. «Море волнуется». Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон. Говорят: «Море волнуется раз» (тихо); «Море волнуется два» (громче); «Море волнуется три» (еще громче). Ребенок старается их перекричать: «А я не боюсь моря!» Цель — помочь преодолеть робость, страх; формировать уверенность в себе. 6. «Слушаем сердце». Дети разбиваются на пары. Один ребенок лежит на спине с закрытыми глазами, руки вдоль туловища. Второй стоит на коленях напротив него. Первый кладет ступни на грудь второго, который придерживает его ноги руками. Лежащий ребенок вслух считает удары сердца сидящего (чувствует ступнями). Взрослый проверяет. Цель — развивать коммуникативность, чувствительность, умение чувствовать партнера. 7. «Общение в паре». Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-либо, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. (Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.) Цель — развивать умение внимательно слушать и запоминать. 8. «Сидящий — стоящий». Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу весело, со страхом, сердито, спокойно. Цель — развивать эмоциональную сферу. 9. «Исследование лица». Дети разбиваются на две шеренги, встают лицом друг к другу. Дети одной шеренги закрывают глаза; в другой меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. (Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.) Цель — развивать коммуникатив¬ность, тактильную память. 10. «Зеркало». Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-либо движение — другой повторяет его (в зеркальном отображении). Воспитатель предлагает в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.). Цель — развивать умение понимать передавать чужие эмоции. 11. «Животные». Воспитатель предлагает детям изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку — медведя; медлительному — зайца, белку; трусливому — тигра, льва и т. д.). Цель — развивать воображение, двигательные навыки. 12. «Следование за ведущим». Дети делятся на две-три группы (по 4—65человек). В каждой группе — ведущий. Он ходит по кругу, выполняя движения, отражающие различные эмоции; дети повторяют их. Цель — развивать умение понимать и передавать чужие эмоции; воображение. 13. «Танец под музыку». Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка — дети встают, ребенок в круге танцует, другие дети тоже могут танцевать, но стоя на месте. Цель — помочь преодолеть робость, поверить в себя. 14. «Рисование на спине». Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т. д.), печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это. Цель — развивать кожную чувствительность, коммуникативность. 15. «Марш самооценки». Дети, встав друг за другом по кругу, идут, с силой ставя ногу на пол. Воспитатель (четко): «Я чувствую землю под ногами, земля прочная, твердая, я иду смело, уверенно». Предлагает детям на каждый шаг при выдохе произносить «хо-хо-хо» (10— 15 сек.), затем, ударяя ладонью в грудь, на выдохе произносить «я-я-я» (10—15 сек.). В заключение спокойная ходьба (5—10 сек.). Цель — развивать уверенность в себе. 16. «Рисование с партнером». Дети делятся на пары, садятся за столы. На столе альбомный лист, разделенный на две части вертикальной линией. Каждый ребенок начинает рисовать на стороне партнера. (Тема — любая. Условия: соблюдать тишину, не тянуть время.) Цель — разобраться в межличностных отношениях в группе, развивать коммуникативность. 17. «Групповое рисование». На столе — половина альбомного листа, за столом — 4—6 человек. В центре листа квадрат или круг. Ребенок рисует 40—50 сек., затем по сигналу передает лист по кругу другому ребенку — и так до тех пор, пока лист не вернется к ребенку, который первым начал рисовать. Он оценивает рисунок (ставит плюс, галочку...), говорит, понравился ему рисунок или нет. Цель — развивать коммуникативность, способствовать улучшению межличностных отношений. 18. «Рисование по заказу». Дети, разбившись на пары, сидят напротив друг друга. В центре стола — ширма. Один ребенок говорит другому, что нужно нарисовать (цвет, форма, величина предмета); другой рисует за ширмой (если что-то непонятно, уточняет). Готовый рисунок дарит тому, кто его заказал. После этого рисует другой ребенок. Цель — развивать коммуникативность. 19. «Чтение эмоций». Подбираются фото из журналов, газет, домашних архивов (не рисунки). Дети рассматривают их. Воспита¬тель задает вопросы: • Что случилось с этим человеком? • Что он чувствует? • Можно ли ему помочь? • Тебе хотелось бы с ним познако¬миться? Цель — учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть и т. д.). 20. «Кто быстрее». На столе — лист бумаги, на котором нарисованы «простые» предметы (грибки, мячи, лодочки, домики и т. д.),— их надо раскрасить в 2—3 цвета; коробка с карандашами. За столом — двое детей. Смогут ли они договориться о том, чтобы один из них закрашивал одним цветом, а другой другим? Или каждый станет раскраши¬вать картинку самостоятельно? Как быстрее справиться с заданием? Цель — воспитывать положительные эмоции по отношению к сверстнику,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите правильно оценивать свои поступки

Учите правильно оценивать свои поступки...

Мы в ответе за свои поступки

Цель: Формирование у детей положительного  поведения,нравственных  качеств на примере жизненных ситуаций.   Задачи: Развивать навыки положительных взаимоотношений между детьми;мышл...

Словарь эмоций, чувств и образов для дошкольников

Словарь эмоций, чувств и образов...

Доклад на тему: «Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников»

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром....

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников

Разработка интерактивной компьютерной игры...

Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств)

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника»....