"Использование полифункциональных игр и пособий для развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Балдина Татьяна Геннадьевна

     Конечно, всем педагогам известно, что именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативности, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. А полифункциональная среда предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие необладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов. Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование полифункциональных

игр и пособий

для развития и воспитания детей                          

младшего дошкольного возраста

Подготовила: Балдина Т.Г., воспитатель младшей дошкольной группы МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5»

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                               В.А. Сухомлинский.

Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформируема, вариативна и безопасна.

И, конечно, всем педагогам известно, что именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. 

А полифункциональная среда предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие необладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов.

Педагоги на протяжении нескольких поколений учили детей тому, что все вещи должны лежать на своих местах, но малыши упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно, в коляску складывают не пупсиков, а мячики и кубики, и т.д. Не стоит обращать внимания на устаревшие стереотипы, пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется, и как требует его внутреннее "Я"? Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка, тем полифункциональнее их назначение! 

Предметно-развивающая среда должна обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Так, например, используемые в нашей группе, легкие перегородки (ширмы), могут передвигаться, образуя новые по смысловому наполнению центры групповой комнаты и преобразуя имеющиеся. Также мы применяем возможность изменения цветовой и звуковой среды, вариативное использование предметов.

Требованиям полифункциональности соответствуют также используемые в нашей группе модули – это мягкие поролоновые фигуры, обтянутые синтетическим материалом, представленные в разнообразной цветовой гамме, разные по форме и размеру. Они становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора, то средством «передвижения» или развития основных движений и просто используются малышами для весёлых совместных игр.

Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно-ролевых играх, мольберты – в познавательно-исследовательской деятельности, художественном творчестве и т.д. Открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

Хочу привести ещё несколько очень простых в исполнении и одновременно интересных, на мой взгляд, примеров, которые соответствуют этому понятию.

  1. Взять, например, развивающее панно, или, так называемый, «Умный коврик».

Опыт работы показывает, что многие дети быстро теряют интерес к занятиям, появляется утомляемость и рассеянность, что требует частой смены деятельности и занятости рук. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание ребенка на чём-то ярком, необычном, загадочном.

Методическое пособие «Умный коврик» предназначено для индивидуальной работы с ребенком или подгруппой детей, а также для самостоятельной игровой деятельности малышей. Коврик позволяет одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Пособие может использоваться в непосредственной образовательной деятельности по направлениям: речевое и познавательное развитие. Оно поможет в развитии памяти, логики, собранности, внимательности у ребенка. Каждая из составляющих деталей этой игрушки представляет собой многофункциональный тренажёр по развитию речи, сенсорного восприятия и мелкой моторики (см. Приложение № 1).

  1. Конструкторы LEGO и другие конструкторы различной конфигурации

Уникальным явлением в стране игр для детей всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор.

Он идеально соответствует требованиям полифункциональности предметно-развивающей среды группы, а так же  тематике сюжетно-ролевых творческих игр детей младшего дошкольного возраста, позволяет решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое  через игровую деятельность. Это яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал предоставляет колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

Например, LEGO-конструктор, который состоит из пластмассовых блоков и множества других деталей: фигурок людей и животных, колес и т. д.

Принципы LEGO-технологии основываются на том, что дети – неутомимые конструкторы. Их творческие возможности и технические решения остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет двигаться вперед в собственном темпе. Из любого набора LEGO можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.

Применение конструктора LEGO способствует:

-  сплочению детского коллектива;

- формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи;

-  учатся распределять роли;

-  объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Включение Лего-технологии в образовательный процесс происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО.

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игровых упражнений для детей 3-7 лет с использованием конструкторов Лего, способствующих реализации различных образовательных областей дошкольного образования по ФГОС  (см. Приложение № 2).

В нашей группе есть в наличии 7 видов конструктора, соответствующих требованиям полифункциональности, которыми дети играют также с большим желанием и интересом.

  1. Игровое пособие «Сенсорная клавиатура».

Компьютер за последние годы прочно вошёл в нашу жизнь. Можно с уверенностью сказать, что предлагаемое пособие заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие, координацию в пространстве, внимание, умение сосредотачиваться. Все мы знаем, что мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для детей младшего дошкольного возраста, которые исключительно важны для их умственного и психического развития.

На клавиши клавиатуры можно приклеить геометрические фигуры разных цветов. А можно, как вариант, картинки животных, птиц, фруктов, овощей, и т.д., расширяя познавательные функции пособия.

Оставшиеся картинки наклеиваем на белый картон, применяя различные варианты.

Использование пособия: индивидуально или в паре.

Варианты заданий:

  • выполни по образцу (использование карточек);
  • нажимай поочередно правой и левой рукой;
  • посчитай, сколько кнопок красного цвета, желтого цвета;
  • посчитай, сколько яблок, помидор, голубей и т.д.

Также клавиатура может стать тактильной. Она поможет развитию детских пальчиков, познакомит ребят с разными материалами, обогатит различными тактильными ощущениями.

  1. Шумовая гусеница.

Занятия с шумовыми игрушками приносят весомую пользу для каждого ребёнка. Они играют важную роль в развитии акустических способностей детей, прекрасно формируют слуховую память и внимание, помогают научить различать неречевые шумы по типу громко-тихо, звенит-шуршит.

Использованные материалы (в данном случае): пластмассовые боксы от киндер-сюрпризов с различными наполнителями, издающими разные звуки (крупы, бусинки, пуговицы, зубочистки).

В ходе игры потрясите одной из коробочек и предложите детям найти контейнер с таким же звуком. В процессе игры ребёнок учится концентрировать своё внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожую по звучанию коробочку, требуется применить и логическое мышление.

А если обвязать боксы пряжей разных цветов и пришить к ним липучки с обеих сторон, то пособие превратится в забавную гусеницу, игра с которой будет способствовать также развитию тактильных ощущений и мелкой моторики ребят, запоминанию основных цветов. Также малыши учатся совместной игре и терпению.

  1. Наглядно-дидактическое пособие «Речевые кубики»

Пособие также носит полифункциональный характер. Его можно использовать для:

- развития произвольной моторики пальцев рук;

- совершенствования сенсорного опыта ребёнка;

- формирования навыков связной речи;

- быстрой актуализации предметного словаря ребёнка по нескольким лексическим темам.

Пособие состоит из кубиков, разделённых на 8 цветовых групп. На всех сторонах каждого кубика одного цвета находятся картинки, относящиеся к какой либо лексической теме («Овощи», «Мебель», «Домашние животные», «Птицы», «Дикие животные», «Времена года», «Транспорт»). При желании список тем можно расширить. Ознакомиться с методикой работы с «Речевыми кубиками» можно в Приложении № 3.

Я познакомила вас с некоторыми полифункциональными играми и пособиями, которые есть в наличии в нашей группе, и которые очень важны в развитии и воспитании малышей.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие:

- дидактическими свойствами (игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.);

- возможностью их применения в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.);

- отвечающие требованиям полифункциональности (т.е. они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях).

Все вышеперечисленные игровые пособия являются таковыми. А самое главное – это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее "Я", проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.

Приложение № 1

Варианты игр-занятий

с использованием развивающего коврика

Игра «Что изменилось?»

Дети запоминают, что находиться на коврике, закрывают глаза, воспитатель меняет предметы на коврике местами, дети говорят что изменилось.

Игра «Составь рассказ по картинке»

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик, что на нем расположено и описать пейзаж.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на коврик, воспитатель задает вопросы по картине, а дети отвечают.

Например:

- Чего не бывает? (на тучке не растёт морковь и т. д.)

- Что растет на дереве?

- Какая погода?

Игра «Какого цвета?»

Цель: закрепить цвета, внимательность.

Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.

- «Какого цвета солнце, облако, листья на дереве и т. д.»,

Игра «Кто в пруду живёт?»

Цель: развитие мелкой моторики и речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: предложить детям рассмотреть и назвать животных и птиц, живущих в пруду.

Игра «Что исчезло?»

Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность.

Ход игры: показать детям коврик, они запоминают все детали, затем закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы, и дети уже называют предметы, которые исчезли.

Игра «Посчитай меня»

Цель: закрепить счет в пределах 5.

Ход игры: детям предлагается посчитать карандаши или лучики солнца, бабочек и. д.

- «Посчитай деревья»;

- «Посчитай бабочек»;

- «Почитай воздушные шарики»;

- «Сколько бабочек останется, если одна улетит».

Игра «Заплети косичку»

Цель: развитие мелкой моторики у детей.

Ход игры: педагог предлагает заплести косичку или завязать узелок.

Игра «Домашние животные», «Насекомые».

Цель: закреплять и пополнять знания детей о домашних животных, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Ход игры: дети называют увиденных животных, насекомых (можно спросить у ребят про особенности каждого животного, попросить посчитать их).

Игра «Собери яблоки с яблони»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов.

Ход игры: Педагог предлагает детям «собрать» яблоки с яблони, назвать, какого они цвета и сколько их, а затем «посадить» обратно.

Приложение № 2

Игровые упражнения

для детей 3-7 лет

с использованием конструктора Лего

  • Познавательное развитие:

«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и  словесной инструкции.

«Найди пару!»

Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.

«Запомни и повтори ряд!»

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу

«Что изменилось?» или «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

  • Социально-коммуникативное развитие:

«Светофор» 

Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цвет восприятие.

«На дороге»

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; способствовать пониманию конструктивных особенностей построек (устойчивая, неустойчивая, опасная и т.д.)

«Незнакомая собака»

Цель: познакомить с правилами поведения при встрече с уличными животными; сформировать представления об опасности взаимодействия с ними; проигрывать ситуации безопасных контактов с животными.

  • ОО «Речевое развитие»:

«Расскажи сказку!»

Цель: развивать связную речь, воображение и словесное творчество детей.

  • ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Конструктивно-модельная деятельность

«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель: формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания, предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей. Развивать активную речь за счет использования определений (длинная, короткая, прямая, извилистая).

«Широкая и узкая тропинки»

Цель: продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

СТИХИ:

«Лего» – умная игра,                             Приглашаю всех друзей

Завлекательна, хитра.                           «Лего» собирать скорей.

Интересно с ним играть,                       Там и взрослым интересно!

Строить, составлять, искать!                В «Лего» поиграть полезно!

Лего – это мир фантазий!                  Или мы построим замок,

Мир идей, разнообразий.                      Где живет большой дракон.

Изучая схемы в нем,                              Он принцессу сторожит

Построить можно даже дом.                 И громко на всех рычит.

Лего руки развивает

И мечтать нам помогает.

И скажу про Лего я –

Это лучшая игра!

Приложение № 3

Методика работы

с «Речевыми кубиками»

Для быстрой актуализации предметного словаря ребёнок по любой из лексических тем возможно использование такого приёма.

Например, при прохождении (или повторении) лексической темы «Мебель» взрослый просит детей перечислить предметы мебели, которые они знают. Если дети испытывают затруднение или забывают назвать какие-либо предметы, взрослый предлагает найти на кубиках синего цвета картинки с изображением предметов мебели и назвать их. Дети внимательно рассматривают все синие кубики, находят нужные картинки, показывают друг другу и взрослому, называют их. Когда все картинки с изображением мебели найдены и названы, взрослый просит назвать все картинки одним общим словом («Это мебель»).

С помощью этого приёма можно актуализировать номинативную лексику любой из находящихся на кубиках лексических тем.

Можно использовать другой приём:

- Взрослый, обращаясь к ребёнку, в руках которого находится кубик с изображением (из другой лексической темы, например, «Домашние животные») кошки, спрашивает: «Какая кошка? Или «Что умеет делать кошка?» В памяти ребёнка возникают ассоциации, связанные со словом «кошка», и он говорит, что «кошка серая, большая (или маленькая), пушистая (или гладкая)…» или «кошка умеет ловить мышей, умеет умываться лапкой…» и т.д. В памяти другого ребёнка возникают ассоциации, связанные со словом «собака», третьего – со словом «корова» и т.д. Замечено, что дети очень любят помогать друг другу в подборе нужных слов и, таким образом, отдельное слово и связанный с ним зрительный образ (картинка) вызывает у нескольких детей целый комплекс различных ассоциаций.

 

Кроме того, каждую из использованных при создании кубиков лексических тем и слова, связанные с этой темой, можно включить в ассоциативную связь с любой другой темой и новыми словами.

Например, при работе с темой «Овощи», когда дети нашли на кубиках жёлтого цвета картинки с изображением овощей и назвали их сначала по отдельности, а затем обобщающим словом («Это овощи»), взрослый (или сами дети) делают вывод, что если мы кушаем овощи, значит, овощи – это продукты питания. Но, ведь кроме овощей, существует ещё много различных продуктов питания, и дети на других кубиках ищут теперь уже картинки с изображением продуктов питания.

С помощью такого приёма можно связать между собой большое количество лексических тем, например:

  • «Лето» – «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Овощи», «Фрукты» – «Садово-огородный инвентарь»;
  • «Весна» – «Птицы», «Насекомые»;
  • «Семья» – «Профессия», «Бытовые электроприборы».

Цепочку таких ассоциативных связей в памяти ребёнка можно продолжать бесконечно.

Произвольная моторика пальцев руки ребёнка находится в постоянной активности. Во время работы с кубиками при нахождении нужных картинок ребёнок выполняет множество различных операций:

- берёт нужный кубик (или несколько);

- многократно переворачивает его;

- ставит на стол или полочку;

- выполняет несложную (или сложную) постройку;

- передаёт кубик другому ребёнку и берёт у него из рук следующий кубик;

- по заданию взрослого может спрятать кубик в любое место и т.д.

Все эти действия способствуют развитию силы, точности, координации мелкой моторики рук.

Совершенствование сенсорного опыта ребёнка происходит благодаря наличию нескольких цветов кубиков. Взрослый постоянно ориентирует ребёнка на цвет определённого кубика, необходимого для нахождения нужных картинок. Постепенно малыш начинает непроизвольно запоминать цвета кубиков и самостоятельно называть их. В этом случае роли могут поменяться. Взрослый спрашивает ребёнка: «На каких кубиках находятся картинки с изображением фруктов?», а ребёнок отвечает: «На зелёных».

Дети быстро запоминают цвет кубика и находящиеся на нём лексические темы и через некоторое время без подсказки могут самостоятельно найти группу кубиков нужного цвета.

Развитие фонематического слуха и автоматизация звуков при использовании «Речевых кубиков» происходит за счёт того, что во многих лексических темах можно найти несколько названий изображённых предметов с каким-то определённым звуком.

Например, в теме «Грибы» во многих названиях этих растений есть звук р (сыроежка, сморчок, мухомор, груздь, подберёзовик), в теме «Столовые приборы и столовая посуда» есть слова со звуком с (селёдочница, салатница, маслёнка, соусница, супница, солонка) и т.п.

Взрослый просит найти и назвать среди слов, обозначающих грибы, только те, в названии которых есть, например, звук р. Ребёнок, получив такое задание, должен выполнить несколько последовательных операций:

- выбрать среди кубиков только кубики коричневого цвета;

- на кубиках коричневого цвета найти картинки с изображением грибов;

- вслух (или про себя) назвать их;

- мысленно провести анализ звукового состава слова и решить, нужно этот кубик откладывать или нет;

- откладывать нужные, по его мнению, кубики, а затем вслух называть слова, выделяя заданный звук.

Фонематический слух и автоматизация звука в этом случае совершенствуются одновременно.

С помощью кубиков можно проводить комплексное обследование ребёнка, которое будет носить игровой характер и происходить опосредованно.

При выполнении ребёнком различных заданий взрослого на материале кубиков можно одновременно исследовать состояние как неречевых функций (двигательной сферы, внимания, восприятия, памяти, мышления), так и тесно взаимосвязанных с ними речевых (звукопроизношение, слоговую структуру слова, словарь, грамматический строй, связную речь).

Конечно, описанная здесь методика работы не содержит всего разнообразия приёмов и ситуаций, которые можно придумывать и использовать с помощью «Речевых кубиков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самодельные дидактические пособия для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

В публикации представлен материал направленный на развитие мелкой моторики малышей....

Обобщение опыта работы по теме: "Использование утренней гимнастики с текстом в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

   Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года...

Учебно – методическое пособие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «В поисках хорошего настроения»

Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим тру...

Игровое пособие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Подбери правильно»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержатель...

Дидактическое пособие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Сказка на кубикх"

Данное пособие  представленно в виде кубиков, на которых изображены иллюстрации к русским народным сказкам. Оно развивает, расширяет речевые возможности детей младшего дошкольного возраста. С пом...

Дидактическое пособие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Сказка на кубикх"

Данное пособие  представленно в виде кубиков, на которых изображены иллюстрации к русским народным сказкам. Оно развивает, расширяет речевые возможности детей младшего дошкольного возраста. С пом...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ИГРА для гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Я-МАЛЬЧИК, Я- ДЕВОЧКА»

Наблюдая за детьми своей группы (второй младшей), я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют п...