«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».
статья (старшая группа) на тему

  На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре и природе родного края.  Краеведческие игры  можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_omo_2017_kraevedcheskaya_igra.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Родничок»

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Статья

«Краеведческая игра - путешествие

как средство приобщения дошкольников

к истории и культуре родного края».

Составитель:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Белобородова Людмила Алексеевна

ноябрь 2017 г.

пгт Юрья

1 слайд

2 слайд

 «Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине –

месту, где человек родился.

  На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

3 слайд Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, культуре и природе родного края.  Краеведческие игры  можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.  

4 слайд  Благодаря им, дети глубже, шире познают свой край, узнают, что присуще только данной местности, что любят жители этой местности. Необходимо, чтобы ребенок в процессе игры ощутил удовольствие и от общения с взрослым, и от совместной деятельности, чтобы он пережил радости, самостоятельно решил новую задачу или нашел выход из трудного положения.

5 слайд  Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, поиска самостоятельного решения.

6 слайд  Проведению в нашем детском саду краеведческой игры-путешествия предшествовала большая предварительная работа.

7 слайд   На 2016-17 год был составлен проект краеведческой направленности «Лучше нет родного края», который предусматривал мероприятия краеведческого содержания:

- цикл занятий

- цикл консультаций для педагогов и родителей

- оформление тематических стендов, альбомов

- цикл экскурсий

- цикл краеведческих игр, викторин на уровне ДОУ, района и России.

8 слайд

9 слайд   Осенью 2016 г. в нашем ДОУ была проведена районная краеведческая викторина для детей 5-6 лет, посвященная 80-летию  Кировской области. В ней приняло участие 11 воспитанников старшей и подготовительной группы детского сада. Задания выполнялись каждым ребенком отдельно, и с каждым  участником викторины работал отдельный педагог.  

10 слайд    Викторина состояла из 9 заданий, и если ребенок выполнил все задания правильно, то в итоге он получает 90 баллов. Мы считаем, что наши дети показали неплохие результаты, хотя 90 баллов не набрал ни один ребенок. Здесь было одно наше упущение, которое состояло в том, что мы с детьми не успели хорошо изучить имена Героев-Юрьянцев (не хватило времени), но зато ни один ребенок не спутался в названии зверька нашей Кировской области, которое и выговаривать трудно и запомнить тоже.

  Все выполненные задания викторины были отправлены в Центр  детского творчества на проверку А.Г.Россохиной, но в итоге ни один наш воспитанник не стал участником районной краеведческой викторины, которая проводилась при ЦДТ.

  11 слайд      Поэтому мы весь учебный год работали с детьми в этом направлении и 21 апреля 2017 г. в нашем детском саду  состоялась краеведческая игра – путешествие «Знатоки родного края». Игра использовалась как форма проверки знаний детей по данной теме.    

  12 слайд           Участниками игры стали воспитанники старшей группы «Затейники» (воспитатель Баранцева М.Б., которая записывали все баллы в ходе игры). Надев рюкзаки и, получив маршрутные листы, дети отправились в путешествие по станциям.

   13 слайд                 Условия игры: за каждое выполненное задание дети получали баллы, которые отмечались в маршрутных листах. Также детям задавались дополнительные вопросы, и за каждый правильный ответ начислялся дополнительный балл. Н-р:, рассказать дополнительную информацию о Герое-Юрьянце и т. д. За каждый неверный ответ дети получали штрафной балл, а за выполненное задание - сладкое угощение в рюкзачок.

       Итак, дети отправились по станциям.

14 слайд    1 Станция «Переправа через болото». 

     Здесь дети проявили свои физические качества: перепрыгивали с кочки на кочку, чтобы не попасть в болото. С этим заданием справились все дети.

15 – 16 слайд     2 Станция «Собери пазл». 

      Дети  из пазлов собирали герб, флаг Юрьянского района и Кировской области.  Собрав пазлы, дети рассказывали, что изображено на символике нашего района и области.

17 слайд    3.Станция «Юрьянцы – Герои Советского Союза и России».

  Дети выбирали из предложенных фотографий Героев ВОВ именно Героев-Юрьянцев. Дополнительное задание: «Расскажи, что ты знаешь о герое, кто тебе больше всего запомнился, чем». Конечно, больше всех дети запомнили следующих героев – это Хвостанцев Михаил Поликарпович, т.к. в нашем поселке есть улица Хвостанцева, которая носит название героя-Юрьянца (он геройски погиб под гусеницами танка, защищая своих товарищей) – это Зонов Николай Фёдорович, имя  Героя носит Юрьянская средняя школа  №1 и Шипицын Михаил Дмитриевич, т.к. он летчик.

18 слайд    4.Станция «Деревья Юрьянского района».

  Дети выбирали из предложенных картинок (здесь были и тропические деревья) деревья, которые растут в нашем Юрьянском районе.

19 слайд     5.Станция «Животные Юрьянского района».

  Дети выбирали из множества картинок животного мира, где можно встретить и экзотические животных, животных нашего района, рассказывали о них.

20 слайд    6.Станция «Съедобные Грибы Юрьянского района».

   Здесь мы проверили  знания детей о грибах, растущих в наших лесах родного края.

   В конце всех детей ждал сюрприз-угощение – сушечка-малютка и конфетки из волшебного рюкзачка.

   21 слайд     В результате пройдя этот нелегкий путь, дети получили заряд бодрости и оптимизма.  Краеведческая игра позволила не только сформировать представления у детей о символике родного края, о растительном и животном мире, о героях-земляках, но и способствовала развитию самостоятельности мышления, целеустремлённости, настойчивости, помогла ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развила умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сформировала познавательную и творческую активность детей.

  Дети почувствовали себя частью великой Родины – России, проявили интерес к истории и культуре родного края, у них сформировались нравственные понятия и чувства.

        22 слайд    Благодарим  Анну Гербертовну Россохину, за предоставленные материалы для проведения игры.

     

Используемая литература:

1.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
2.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.

3. «Краеведческое воспитание дошкольников»  Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004г.
5. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.

6.  Алешина Н. В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.2003г

7.Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М.2007г

8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М.2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....