Главные вкладки

    Статья на тему:
    Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

    Анохина Людмила Александровна

    Консультация для родителей и сотрудников детских садов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

    Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

    Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

    Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

    При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

    • умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

    • умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

    В занятиях используются следующие методические средства:

    1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

    2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

    • принятие своего имени;

    • принятие своих качеств характера;

    • принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

    3.  Коммуникативные игры:

    • игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

    игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

    • игры, обучающие умению сотрудничать.

    4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

    Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

    Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

    Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

    Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

    Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

    Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

    Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

    1. Комфортная организация режимных моментов.

    2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

    • оздоровительно-профилактической гимнастики;

    • физкультминуток;

    • спортивных игр;

    • подвижных игр (в том числе народных);

    • игровых заданий и упражнений;

    • досугов.

    3. Игротерапия:

    • сюжетно-ролевые игры;

    • игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

    • коммуникативные игры;

    • дидактические игры.

    4. Арттерапия:

    рисование;

    • ритмопластика;

    • танец;

    • музыкально-ритмические движения.

    5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.

    6. Психогимнастика:

    • этюды;

    • мимика;

    • пантомимика.

    7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

    8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

    9. Задания, направленные на:

    • организацию совместной деятельности;

    • составление рассказов;

    • организацию театрализованных игр и т. п.

    10. Использование наглядных пособий:

    фотографий;

    • рисунков;

    • схем;

    • символов


    http://bigslide.ru/images/26/25241/960/img6.jpg

            

    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7b6619d7651494c51db1053323915466&n=13

    http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1753/d-1752742/1752742_html_m2348bd8a.jpg

    http://900igr.net/datas/psikhologija/Detskie-emotsii/0010-010-Uslovija-dlja-razvitija-detskikh-emotsij.jpg

            https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5432bc3006922/img_user_file_5432bc3006922_12.jpg

    https://myslide.ru/documents_2/6bbf865773c641f603c85b0638f1cf66/img3.jpg

            http://uslide.ru/images/24/30905/960/img8.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста

    Игры и упражнениядля развития и коррекциипознавательной сферыдетей дошкольного возрас...

    Метод моделирования в развитии и коррекции связной речи детей дошкольного возраста.

    Использование метода моделирования в развитии и коррекции связной речи детей в дошкольных учреждениях...

    Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

     Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

    Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...

    Конспект занятия по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей в подготовительной к школе группе

    Конспект занятия по развитию и коррекции  эмоциональной сферы детей в подготовительной к школе группе         Методы и приемы: игровые упражнения, рел...

    Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    В статье рассказывается о значении и опыте использования в работе с детьми дошкольного возраста  психологических , коммуникативных игр....

    Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

    Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...