Создание педагогических условий для самореализации личности одаренных и талантливых детей
статья (средняя группа) на тему

Цепкова Елена Викторовна

В данной статье сдержится информация о теоретических аспектах детская одаренность. Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями. Рассматриваются вопросы практического применения и результативности используемых методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsepkova.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цепкова Елена Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14"Красная шапочка"
 г. Котовск Тамбовская область.

Создание педагогических условий для самореализации личности одаренных и талантливых детей

Цепкова Елена Викторовна

Воспитатель

Котовск

2018

Аннотация

В данной статье сдержится информация о теоретических аспектах детская одаренность. Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями. Рассматриваются вопросы практического применения и результативности используемых методов.

Введение

Цель:

  • Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе решения задач;
  • совершенствовать практические навыки решения разных заданий;
  • привить вкус к самостоятельной работе;
  • поддержать любознательность ребят;
  • способствовать развитию логического мышления.

Вопросы развития личности детей с неординарными умственными способностями волновали с древних времен. Мыслительные возможности людей от рождения отличаются. Различие наблюдается не только в складе ума, но и в нраве и характере. Талантливые дети рождаются с замкнутым характером, что наносит влияние на личность. Внутренние конфликты, неумение адаптироваться в социальной среде создают многочисленные комплексы, что подчас мешает реализации таланта. Ошибочное мнение, что одаренный ребенок сам себе продвинет дорогу. Не всегда так получается. В силу обстоятельств он может попасть на ложный путь. Трудности могут искалечить психику. Важно прививать моральные аспекты, чтобы из таланта не вырос злой гений. Именно от дошкольного воспитания зависит, сможет ли молодой талант пробить дорогу в этом сложном мире.

Главной задачей образования является поддержка и развитие одаренных детей. Найти к каждому индивидуальный подход составляет непростую задачу.  Для этого в своей группе вместе с педагогом-психологом реализовали работу с одаренными детьми.  Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на занятиях в игре.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.  Я работаю в средней группе это дети 4-5 лет. Свою работу с одарёнными детьми вместе с педагогом психологом  начали с диагностики характерологических особенностей личности своих воспитанников  и свойств их нервной системы. Изучив результаты диагностики, составили краткий «портрет» каждого своего воспитанника. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.  Мы разработали  модель для самореализации одаренных детей, которая представлена блоками: личностный, мотивационный,  деятельный.

Личностный блок представляет собой внутренний дар ребенка, который составляет его сущность. Это врожденные способности, свойственный данному индивидууму.

Мотивационный. Мотивация служит большим стимулом в деле самоутверждения личности.

Деятельностный блок обеспечивает практическое применение способностей в реальной жизни. Это достигается путем предоставления возможностей для реализации таланта.

Важными условиями для самореализации личности одаренного ребенка являются  адекватная развивающая среда. На наш взгляд она  должна включать в себя следующие компоненты:

  • психотерапевтические материалы (специальные средства, имитирующие окружающую среду, предметы-заменители, мячи с «пупырышками» «ворсистые» шарики,);
  • игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, верёвочек, плетений, передвижение различных предметов по разнообразным лабиринтам);
  • оборудование для занятий музыкой и ритмикой;
  • игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы для развития слухового, зрительного, тактильного и кинестетического ощущения);
  • конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, шитья и вязания.

В моей группе созданы все условия построение предметно-развивающей среды.  Это широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр.

 В уголках есть игрушки – персонажи и ролевые атрибуты, игрушки - предметы оперирования, маркеры игрового пространства, «Семья», «День рождения», «Семейный праздник- Пасха», «Магазин»,  «Аптека», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Ферма», «Пожарные», «Полиция», «Строители», «Шофёры».

Для раскрытия творческих способностей детей  в своей работе применяю:

беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы, наблюдения, творческий труд, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность и многое другое.  В своей практике добиваюсь позитивных результатов в работе с одарёнными детьми. Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление,  проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность. Участие в конкурсах формирует  навыки, которые необходимы подрастающему поколению.

Результативность педагогической деятельности

Оценка по личностному критерию выявила, что способные дети обладают высоким уровнем интеллектуальных способностей, но в ущерб эмоциональной стабильности. Они душевно ранимы, впечатлительны, склонны впадать в депрессию. Это доказывает, что юные гении требуют особого подхода в воспитании.  Работа и развитие талантливых детей  в  созданных нами условиях, как показывает практика,  дает хорошие результаты.  Воспитанники растут в естественной среде, общаются с родителями, со сверстниками. Обретают самоуверенность, способность анализировать свою деятельность. Они уже знают, что хотят, и как этого можно добиться.  В ходе совместной творческой деятельности дети раскрепощаются, исчезают зажимы и блоки, что повышает результативность в воспитании. Они реально оценивают свои возможности, не сравнивают себя ни с кем, стабилизируется эмоциональная сфера. Собственные недостатки стимулируют к творческому процессу, не вызывая негатива. Хороший эмоциональный настрой способствует формированию личностных качеств. Мотивационные критерии показали, что юные таланты обладают повышенной ответственностью и усидчивостью. Обеспечивает каждому ребенку равные стартовые возможности в реализации интересов. Увеличивается  числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

 

Список литературы:

  • Литвинова, А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1
  • Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
  • уляева Л.В.
  •  Работа с одаренными детьми в начальной школе / Л. В. Пуляева
  • // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 3. - С. 25-26. - Перечень отличительных черт, характерных для одареннных первоклассников.
  • Третьякова Н.
  •    Как мы работаем с одаренными детьми / Н. Третьякова
  • // Учитель. - 2011. - № 5. - С. 19-22.

Портрет одарённого ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.