Проект "Масленица"
проект (средняя группа) на тему

Тихонова Наталья Александровна

Проект по ознакомлению детей с народным праздником, народными традициями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Образовательное событие «Масленица»

(тематическое планирование)

Воспитатели: Тихонова Н.А.,

            Сафронова Л.А.

г. Зеленогорск

Образовательное событие «Масленица» (средняя группа)

    Время проведения (12.02.18 – 16.02.18)

Задачи:

  • Уточнить, обобщить, объединить в систему знания и представления воспитанников о русском празднике Масленице;
  • Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
  • Познакомить детей с обрядовой кухней;
  • Приобщать к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять в участие в празднике.

План проведения

мероприятий недели:

Понедельник

1.Сюрпризный момент: Внесение чучела-Масленицы.

2. НОД: «Едет Масленица дорогая»

Цель: Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми. Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию

3.Просмотр слайдов «КАК МАСЛЕНИЦУ ПРАЗДНОВАЛИ НА РУСИ»

4. Игра с платочком: Изготовление чучела Масленицы.

Вторник

1.Разучивание песни: «Ой, блины мои блины»

2. Лепка блинов из соленого теста.

3. Разучивание подвижных игр, в которые играли на масленицу:

П/и «Дударь», «Бабка Ежка»

Цель: закрепить знания о народных старинных играх, развивать речь и память через проговаривание слов игры.

3.Изготовление с детьми макета «Встреча масленицы, народные гулянья»

(обговорить что, будем делать для макета)

Среда

  1. Разучивание частушек про масленицу.
  2. Рисование «Встречаем Масленицу»

Цель: Формировать умение детей рисовать фигуру человека в виде чучела масленицы, отражать в рисунке праздничный дух.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Встреча Масленицы»

Цель: формирование коммуникативных способностей детей через общение в игре, закрепить в игре полученные знания о Масленице.

  1.  Изготовление  с детьми макета «Встреча масленицы, народные гулянья» (лепка человечков из пластилина, изготовление чучела масленицы, горки).

Четверг

1.Детская презентация: «Кукла-масленица»  сделанная, вместе с родителями.

Цель: Развитие связной речи детей, через составление связного рассказа по игрушке – масленице.

2.Игра детей с макетом «Встреча масленицы, народные гулянья».

Цель:  развитие коммуникативных способностей в процессе игры.

3. Повторение песен, частушек, стихов и потешек  про масленицу.

4. Проведение подвижных игр «Пронеси блин», «Перетягивание каната»,

«Золотые ворота».

Пятница

1.Итоговое мероприятие: «Шумная масленица» ( 1 половина дня)

2.Досуг с родителями «Веселая масленица» праздник с чаепитием в группе. (2 половина дня).




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Развлечение с родителями «Масленица»

(сценарий)

Воспитатели: Тихонова Н.А.,

            Сафронова Л.А.

г. Зеленогорск

Сценарий развлечения с родителями «Масленица»

Цель: Познакомить детей с народным праздником.
Задачи: 

  • Дать детям элементарные представления о русском народном празднике «Масленице».
  • Сформировать у детей знания об основном герое- чучеле Масленицы, об обычае печь блины.
  • Познакомить с русскими народными песнями и играми.
  • Развивать у детей интерес к обычаям и культурному наследию русского народа.
  • Привлекать родителей к совместному творчеству.

Ведущий 1:

Рады, рады мы гостям всегда!

Наступила Масленицы пора!

Сегодня праздник шумный, зимний,

Зима щедра, гостеприимна.

Вас ждут улыбки, шутки, смех!

Весенний праздник ждет вас всех!

Ведущий 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Ведущая 1: Обращает внимание на чучело-масленицу, спрашивает у детей кто это? (ответы детей).

Ведущий 1: Вы правильно , ребята, ответили. Это Масленица. Масленицу всегда изображала большая кукла, которую делали по-разному. Наряжали женскую фигуру из старых тряпок, одевали ее в девичий наряд с длиной косой, в руки давали блин – символ Масленицы, напоминающий солнце.

Чествование Масленицы: «Дорогая наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная. Масленица-кривошейка, повстречаем тебя хорошенько. Сыром, маслом и  блином и  печеным яйцом.

 Ведущий 2: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое, народное гулянье «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души.

Семидневное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны.

Масленицу праздновали целую неделю, её называли широкой, разгульной, честной. Каждый день имел своё название.

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

Понедельник - Встреча;  К понедельнику достраивали качели, балаганы. Начинали печь блины.

1.Песня «Ой. блины, мои блины»

Ведущий 2: Вторник - Заигрыши; Парни и девушки приглашали друг друга покататься с горок, на конях, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

2.П/И «Скачки на конях»

Ведущий 3: Среда - Лакомка; . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Появляется мальчик-блин: «Позвольте представиться: « Я блин, на весь свет один, всех моих братьев съели, а меня не успели». Только на меня раскрыли роток, а я шмыг и наутек». Ну что предлагаю не унывать и со мною поиграть.

3.П/и «Испеки блины на сковороде», «Перенеси блин» или «Метание блинов».

Ведущий 1: Четверг - Разгул; 

С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая, таким образом, себе угощение на праздничный вечер.

4.Хороводная игра «Горячий блинчик»

Дети и родители встают в круг и передают «Блинчик» друг другу со словами: «Ты, катись, горячий блинчик, быстро, быстро по рукам, у кого горячий блинчик, тот сейчас станцует нам»

Ведущий 2:  Пятница — тёщины вечерки. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощали ее блинами.

5.Шуточная игра «Сочинялки»  для родителей:

Шла корова по луне (пела песни о весне), мы спросили попугая, стрекоза на шляпу села, листик по ветру кружился, снеговик глаза открыл, Буратино длинный нос, Дед мороз мешок принес…..

Ведущий 1: Суббота -  шестой день Масленицы - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа). В этот день невестка должна подарить золовке какой-нибудь интересный подарок.
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло".  Так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть,  откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

6.Игра для детей: «Исправь ошибки»

«Петушок ряба», «Даша и медведь», «Волк и семеро ягнят», «Утка-лебеди», «Лисичка с кастрюлькой», «Заюшкин домик», «Царевна-индюшка», «Мальчик с кулачок».

Ведущий 2: Седьмой день Масленицы - прощёное воскресенье.  В последний день Масленицы просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. В ответ нужно сказать: «Бог простит».

Отпраздновав, как велит обычай, удивишься тому, что успел всех посетить, угостить и как положено, в Прощеное Воскресенье, все простил.

Кульминацией Масленицы остается, и по сей, день сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячими блинами. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. Она возвещает об окончании зимы и начале весны.
7.Дети в заключении исполняют частушки:

Все дети: Начинаем петь частушки, просим не смеяться, здесь народа очень много, можем растеряться.

1 ребенок: Прилетели марсиане, остались довольные, их тарелки не пустые, а блинами полные.  

2 ребенок: Пятый блин я, слопала, на мне юбка лопнула, пойду юбку зашивать, чтобы есть блины опять.

3 ребенок: Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.

4 ребенок: На санях с высоких гор, девочки катаются, ну а мальчики обжеры блинами объедаются.

5 ребенок: Купи мама мне коня, вороные ножки, буду девочек катать на большой дорожке.

6 ребенок: Приходите, заходите, на румяные блины, нынче Маслина неделя, будьте счастливы как мы.

Все дети: У частушки есть начало, у частушки есть конец, а кто слушал те частушки, скажем дружно молодец.

 Ведущие предлагает всем гостям пройти, в русскую горницу и угостится блинами.