Проект «Празднуем Масленицу!»
проект (старшая группа) на тему

Попова Лилия Николаевна

Актуальность темы

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Для ознакомления детей с традициями проведения этого праздника можно опираться на программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея проведения праздника «Масленица» силами педагогов, родителей и детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnuem_maslenitsu.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Празднуем Масленицу!»

Вид проекта: информационно-творческий

Срок проекта: долгосрочный (01.01.2018г – 01.03.2018г )

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы.

Актуальность темы

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Для ознакомления детей с традициями проведения этого праздника можно опираться на программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея проведения праздника «Масленица» силами педагогов, родителей и детей.

Профессиональная проблема

Как организовать образовательный процесс с детьми старшей группы по теме «Празднуем Масленицу», ориентированный на формирование у детей ценностного отношения к народным традициям?

Задачи

- определить круг представлений о народных традициях, доступных для освоения детьми старшего возраста;

- определить интеграцию с задачами других образовательных областей;

- определить формы и методы работы с детьми и родителями;

- разработать содержание совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках НОД и режимных моментах;

- обогатить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием по теме.


Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «Празднуем Масленицу!»                                                                  

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

НОД

Режимные моменты

Целевой компонент

Задачи:

  • Приобщать детей к традициям русской народной культуры
  • Формировать представления детей  о традициях обрядовых праздников русского народа («Масленица»)
  • Развивать интерес детей к русским народным традициям, желание  в них участвовать

Содержательный компонент

  1. «Масленичная неделя» (С, К, П)
  2. «На дворе звенит капель…» (П, К, ЧХЛ)
  3. «Костюм весны» (ХТ, К, П, Т)
  4. «Зимние забавы» (ХТ, К, П, Т)
  5. «Гори, гори ясно» (ФК, З, Т, С, Б)
  6. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» (К, П, ЧХЛ)
  7. «Едет Масленица» (М, Д, К)
  8. «Празднуем Масленицу» (ФК, ЧХЛ, С, М, П, К)

Утро

  1. «Широкая масленица»
  2. «Что нужно для того, чтобы испечь блины»
  3. «Народные гулянья»
  4. «Как правильно водить хоровод»
  5. «Ярмарка», «Театр скоморохов», «Семья»
  6. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Прогулка

  1.  «К нам идут с весною солнечные дни»; «На дворе звенит капель…»; «О чем поют воробышки в последний день зимы»; «Масленица на дворе – значит скоро быть весне».
  2. «Гори, гори ясно»,

 «Горшки», «Займи пустое место», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Снежный тир».

Вечер

  1. «Что за праздник Масленица?», «История масленицы»
  2.  «Наша хата утехами богата»
  3.  «Масленица»
  4.  «Зимний разгуляй»
  5. «Петрушечные комедии»

Актуальная среда

  1. Иллюстрации, сюжетные картины
  2. Кукольный театр
  3. Атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза и др.
  4. русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки
  5. Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, свистульки.
  6. Спортивное оборудование: мячи,  кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.
  7. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

Темы

  1. «Здравствуй, Масленица!»
  2. «Наша хата – утехами богата»
  3. «Мы встречаем весну»
  4. «Празднуем Масленицу»

Технологический (процессуальный) компонент

  1. Познавательно-игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра-исследование) Форма: игра-путешествие
  2. Познавательно-коммуникативная (моделирование-диалог-взаимодействие) Форма: заседание клуба Юннатов
  3. Продуктивно-познавательная деятельность (декоративное моделирование) Форма: сказочная мастерская
  4. Продуктивно-познавательная (сюжетное рисование-моделирование) Форма: творческая мастерская
  5. Двигательно-игровая деятельность (подвижные спортивные игры-развивающие)

Форма: игра-путешествие

  1. Познавательно-коммуникативная (монолог-взаимодействие-моделирование) Форма: мастерская общения
  2. Музыкально-игровая (творчество-импровизация-театрализованные игры)

Форма: игровое представление

  1. Двигательно-игровая (подвижные игры – театрализованные) Форма: музыкальное путешествие

Методы и приемы

  1. Рассматривание иллюстраций
  2. Дидактические игры
  3. Рассматривание сюжетных картинок
  4. Беседа
  5. Сюжетно-ролевая игра
  6. Отгадывание загадок; заучивание масленичных песен, закличек, частушек; знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу
  7. Наблюдение
  8. Народные подвижные игры
  9. Беседа
  10. Продуктивная деятельность (изготовление куклы-зерновушки)
  11. Рассматривание альбома
  12. Выставка детских работ
  13. Кукольный театр

Методы и приемы

  1. Рассматривание
  2. Театрализованная игра
  3. Игра-драматизация
  4. Игра-инсценировка
  5. Игра-концерт
  6. Сюжетные подвижные игры
  7. Рисование-конструирование

Формы и способы взаимодействия

  1. Консультация
  2. Мастерские по изготовлению куклы-зерновушки, музыкальных инструментов
  3. Выпуск газеты
  4. Музыкальное путешествие

Результатив

ный компонент

Интегративные качества ребенка:

  • любознательный, активный (интересуется русскими народными традициями);
  • эмоционально отзывчивый (эмоционально откликается на произведения русского фольклора);
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (в процессе подготовки к празднику);
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • имеющий первичные представления о традициях обрядовых праздников русского народа («Масленица»).


Условия, обеспечивающие достижение образовательных результатов

  1. Кадровые условия

воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра.

  1. Научно-методические условия
  • Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина). М. : Просвещение, 2011. – 303 с.
  • Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб. : Детство-пресс, 2010. – 304 с.
  1. Материально-технические ресурсы
  • Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, видеопроектор, фотоаппарат, компьютер.
  • Костюмы для детей и взрослых для праздника.
  • Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, ксилофон, свистульки.
  • Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).
  • Атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь и т.п., ширма, куклы для кукольного театра.
  • Электронная презентация «Широкая Масленица».
  • Спортивное оборудование: канат, конусы, ходули, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.
  • Материалы и оборудование для продуктивных видов деятельности.

Беседа «История Масленицы»

 Русский народ свою Масленицу величает: честная масленица, широкая масленица, веселая масленица.

Все дни масленой недели имеют свои особенные названия:

  • понедельник – встреча;
  • вторник – заигрыш;
  • среда – лакомка;
  • четверг – разгул, перелом, широкий четверг;
  • пятница – тещины вечерки;
  • суббота – золовкины посиделки;
  • воскресенье – проводы, прощанья, целовник, прощеный день.

На первый день масленой недели наш народ справляет встречу масленицы. Дети утром выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «Душа ли ты моя масленица, приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться!»

После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Зажиточные люди встречу масленицы начинали посещением родных, условливались: когда и где проводить время? Кого звать в гости? Когда кататься по улицам?

К первому дню масленицы устраиваются общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств – значило в старину: быть при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные  с четверга или с пятницы. В старину первый блин отдавали нищим.

С утра во вторник, на заигрыши, приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивали для сестриц горы посреди двора. Матушки посылали посыльных звать по родным и знакомым своих дочек и сынков с наказом: у нас готовы горы и блины испечены – просим жаловать.

Посыльных встречали с почетом, угощали блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке, а деток своих пришлем к вечеру!»

Вечером после угощений молодежь – братцы, сестры и их гости – катались с гор.

На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды и кулачные бои. Бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои один на один, потом стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты. Сейчас одни мальчики напоминают о старых потехах.

В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощают своих тещей блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а утром присылать нарядных посыльных. Чем больше было посыльных, тем теще было почетнее.

В субботу, на золовкины посиделки, молодая невестка приглашала к себе своих родных, подруг, дарила золовкам подарки.

В воскресенье – проводы масленицы, прощеное воскресенье. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощание приносили пряники и говорили друг другу: «Прости меня, если в чем виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между родными бывало после ужина, перед сном.

Днем сжигали соломенную Масленицу, катались на тройках с бубенцами, лазили на столб за каким-либо гостинцем.

Заклички

Ой, Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И румяным пирогом!

А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

Широкая Масленица,

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

Ну – ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный.

Частушки

 Светит месяц, светит ясный

 Светит полная луна.

 Дарья, Марья и Катюша

 Песни петь пришли сюда.

 У меня всего три шали

 Все они пуховые

 Мы девицы молодые

 Девушки бедовые.

 Сшила платье из капусты

 Огурцом отделала.

 Рассердилась, платье съела -

 Что же я наделала?

 Мы на масляной неделе

 Будем петь и танцевать

 Мы блиночки все поели

 Можем вам один лишь дать.

 Светит месяц, светит ясный

 Светит полная луна

 Дарья, Марья и Катюша

 Танцевать пришли сюда.

Пословицы и поговорки

 • Блины брюхо не портят.

 • Не все коту масленица, будет и Великий пост.

 • Не житье-бытье, а Масленица.

 • Масленица идет, блин да мед несет.

 • Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

 • Блин добр не один.

 • Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.


Сценарий праздника «Празднуем Масленицу!»

Зал украшен в русском стиле. На центральной стене изображение самовара. Под самоваром стоит стол, на столе разносы с блинами. Дети сидят в зале на стульчиках.

Входят Девица и Скоморох.

Скоморох.

Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!

Девица.

Здравствуйте, гости!
Милости просим!

Скоморох.

Собирайтесь, гости!
Встречать Масленицу годовую,
Нашу гостьюшку дорогую!

Девица.

Душа ль ты моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широк двор!
На горках кататься, в блинах поваляться.
Сердцем потешиться!

Скоморох.

Масленица – самый веселый праздник!
Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Девица. Встречайте, едет Масленица!

Два ребенка в костюмах лошадок ввозят чучело Масленицы.

Дети исполняют попевку «Едет Масленица».

Устанавливается чучело в зале.

Девица и Скоморох. Здравствуй, сударыня Масленица (кланяются).

Дети (хором). 

Уж ты, Зимушка-зима,
Все дороги замела,
Все дороги, все пути
Не проехать, не пройти.
Мы по кругу все пойдем,
Дружно спляшем и споем!

Исполняется хоровод «Как на тоненький ледок» рус.нар.п.

Скоморох.

Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!

Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!

Дети исполняют танец с платочками.

Девица. Дети, а вы знаете, что раньше люди всегда закликали птиц: куликов, жаворонков, ласточек, чтобы они прилетели и принесли весну?

Скоморох. Давайте и мы птиц покликаем. 

Дети поют «Ай, кулики…»

Девица. Жаворонушки! Унесите от нас зиму холодную!

Нам холодная зима надоскучила!

Руки, ноги отморозила!

Дети (хором).

Уходи, зима! Приходи, весна!
Уходи, зима ко дну,
 
Присылай весну!

Дети исполняют песню «Веснянка» муз.А.Филиппенко

(Под пение птиц входит «Весна»).

Весна.

Здравствуйте! Вот и я, Весна, к вам пришла!
Тепло принесла.
Услыхала я ваши заклички, да поспешила скорее сюда.

Скоморох.

Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла!
Что ты нам, Весна, гостинцев принесла?

Весна.

Короб житушка, два пшеничушка,
Малым детушкам по яичку,
Красным девушкам по перстенечку,
Молодым молодушкам по детенышку,
Старым старушкам по рублевику!

Скоморох. Разгуляй широкий!!!

Девица Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

(Девочки поют частушки, в конце приглашают мальчиков на танец «Кадриль»).

Скоморох.

Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
А кого на масленой неделе
Не катал на карусели?
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!

Игра «Карусель».

Девица. А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных?

Дети.

Ах вы, матушки – красны солнышки!
Вставайте с печи
 – глядите в печь!
Не пора ли блины печь?

Тин – тинка, подавай блинка!
Оладышка прибавышка
Масляный кусочек!

Мы давно блинов не ели!
Мы блинчиков захотели!
На поднос блины кладите –
Да с порогу поднесите!

Весна.

Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!

(Девица, Весна, Скоморох выносят подносы с блинами и конфетами. Угощают детей и гостей).

Девица.

Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай, прощай наша широкая.

Весна.

Ты пришла с добром,
Сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.

Скоморох.

Блины масленые,
Шаньги мазаные,
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.

Все вместе. Ты прощай, прощай наша Масленица!

Скоморох. А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать!

(Ребята и гости одеваются и выходят на улицу. Ведущие выносят чучело Масленицы и устанавливают его на участке).

Скоморох. В старину на Руси ни один праздник Масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы вспомним игры и забавы. 

Проводятся аттракционы:

  1. Бег в мешках.
  2. Перетягивание каната.
  3. Петушиный бой.

Скоморох.

Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед – назад
И сказать три раза – «Эх!» -
Победит, наверно, смех.

Девица. Давайте, ребята, в горелки играть.

Проводится игра «Горелки».

Скоморох.

А Масленица нас обманула,
Обманула, провела –
Годика не дожила.
Говорила: «Семь недель»,
А остался один день.

Девица. Пора нам прощаться с масленицей.

Все хором. Уходи, зима! Приходи, Весна!
Прощай, зима! Прощай, Масленица!
 

Скоморох  увозит Масленицу на санках, дети машут ей рукой.

Девица.

Как у наших у ворот
Конь давно детишек ждет.
Вы бегите, малыши,
Покатайтесь от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на   духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...