КАРТОТЕКА ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ластовкина Татьяна Владимировна

КАРТОТЕКА ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ

6-7 ЛЕТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_vesennih_progulok_6-7_let.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 3 «»Хрустальный башмачок»

                                                                                                Составили: Ластовкина Т.В.

                                                                                                                   Сергеенко Е.Е.

Тамбов-2015

Март

Карточка № 1

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели: формировать представление о весенних изменениях в природе;

учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны;

воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

                                                   Ход прогулки:

Наблюдение: Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны?

Воспитатель задает детям вопросы:

Давайте вспомним, чем питался воробей зимой?

А летом и осенью?         

А весной?

Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.

Из чего воробьи строят гнезда?

А для чего воробьям гнезда?

Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)

Чем родители кормят своих малышей?

Исследовательская деятельность: «Гололёд»        

Цель: сформировать представление о гололёде как явлении природы. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.

Художественное слово: В. Берестов « О чём поют воробышки»

Загадка: «Чик-чирик!

                К зёрнышку прыг,

                Клюй, не робей,

                Кто это?»

Игры: Дидактические: « Угадай птицу по описанию», «Назови одним словом». Подвижные: «Кто быстрее?», «Дальше и выше», «Птички, раз! Птички, два!»

Индивидуальная работа:  Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.

Труд на участке: Покормить птиц.

Карточка №2

Тема: «Наблюдение за снегом»

Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;

закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе

(солнце — снег).

Ход прогулки:

Наблюдение: Продолжить наблюдения за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Уточнить свойства снега-переход из одного состояния в другое. Обратить внимание, что днём, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка-наст.

Исследовательская деятельность: 

Измерить глубину снега на солнце и в тени.

Художественное слово:

Приметы: «Если снежные хлопья стали крупными — жди оттепели»;

«Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть — жди ранней весны».

Стихотворение И. Токмакова « К нам весна шагает…»

Игры: Дидактические: « Придумай предложение»

Подвижные:  «Зайцы», «Не задень», «Дальше бросишь-ближе бежать».

«Игры со снегом» - лепим снежки

Индивидуальная работа:

 Упражняться в попадании в цель снежком правой и левой рукой.

Труд на участке:

Слепить снеговика.

Расчистка дорожек от мусора.

Карточка №3

Тема: «Наблюдение за облаками»

Цели: закрепить представления о весне; обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки:

Наблюдение: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Обратить внимание детей, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становиться всё теплее, сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Воспитатель задает детям вопросы.

Посмотрите на небо, что вы видите?

Какие сегодня облака?

Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег?

В каком направлении плывут облака?

Исследовательская деятельность: «За облаками»        

Цель: Расширять представление о многообразии неживой природы.

Художественное слово: 

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поля озёрушки,

Белый пух да перышки. (Л. Яхнин.)

Игры: Дидактические: « Какое небо», «Сосчитай».

Подвижные:  «Бездомный заяц», « Тише едешь-дальше будешь», «Челнок».

Индивидуальная работа:

Разучивание скороговорки «Во дворе трава, на траве дрова».

Упражнять в подбрасывании и ловле шишек.

Труд на участке:  Помощь малышам в сооружении горки на их участке.

Карточка №4

Тема: «Наблюдение за капелью»

Цели:  закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры;

обучать исследовательским действиям.

Ход прогулки:

Наблюдение: Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой?

Почему?

В морозный день сосулька растет или уменьшается?

А в солнечный день?

С какой стороны сосульки тают быстрее?

Давайте проверим.

Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.

А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части?

Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.

Исследовательская деятельность: «Сосульки»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды.

Художественное слово:

Весь в дырочках от светлых брызг

Под елкой хрупкий наст.

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.         (3. Александрова)

Пословица: « Коли капель- в весну раннюю верь»

Игры: Дидактические: « Что бывает короткое, длинное», «Где звенит капель».

Подвижные:  «Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».

Индивидуальная работа: Упражнять в скольжение по ледяной дорожке.

Труд на участке:  Посыпание песком дорожек на участке малышей.

Карточка №5

Тема: «Наблюдение за высотой стояния Солнца»

Цели:  закреплять знания о влиянии солнечной энергии  на  жизнь растений, животных и человека.

Ход прогулки:

Наблюдение: Воспитатель загадывает детям загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла  тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе?

Где восходит, где заходит солнце?

Исследовательская деятельность: 

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Художественное слово: Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Игры: Дидактические: « Составь предложение».

Подвижные:  «Солнце и планеты», «Хитрая лиса»,  «Ловишки с мячом».

Индивидуальная работа: 

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.

Труд на участке:  

Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание помогать старшим.

Карточка №6

Тема:  «Наблюдение за таянием снега»

Цели:  учить устанавливать взаимосвязи в природе;

расширить представления о весне, разобрать свойства снега.

Ход прогулки:

Наблюдение: Объяснить детям о том, что весной по утрам  на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

 Обратить внимание детей на то, что уже появились проталины. Объяснить лексическое значение этого слова. Осмотреть на какой стороне от здания детского сада проталин больше – почему? Рассказать, что на проталинах в лесу появляются первые цветы-подснежники.

Исследовательская деятельность: 

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Художественное слово: 

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

В группе делать небольшие зарисовки в специальный альбом наблюдений «К нам весна шагает…» Прочитать:

 К нам весна шагает быстрыми шагами

 И сугробы тают под ее ногами.

 Черные проталины на полях видны.

 Видно очень теплые ноги у весны.

Игры: Дидактические: «Когда это бывает?», «Отгадай-ка».

Подвижные: «Волк и коза», «У медведя во бору»,  «Паук и мухи».

Индивидуальная работа:

Индивидуально перепрыгивать через проталинки, приземляясь на одну ногу и на обе ноги; закреплять умение метать мяч правой и левой рукой.

Труд на участке: Собрать на этих проталинах мусор, пусть земля радуется. Вызвать у детей чувство удовлетворения от своего труда.

Карточка №7

Тема:  «Наблюдение за собакой»

Цели:  систематизировать представления о жизни животных весной;

учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи;  развивать доказательную речь;  воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход прогулки:

Наблюдение: 

Мой щенок похож немного

На бульдога и на дога,

На собаку-водолаза

И на всех овчарок сразу.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?

Какое имя (кличка) щенку подходит?

Какое у щенка настроение?

Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.

Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.

Исследовательская деятельность: «За камнями»        

Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Материал: карта участка с обозначенным местом нахождения шкатулки с камнями.        

Художественное слово: Загадать загадку:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Игры: Дидактические: «Назови собачку», «Разные собачки».

Подвижные:  «Ключи», «Гуси»,   «Мышеловка».

Индивидуальная работа: Индивидуально упражняться в  метании в горизонтальную цель махом снизу; совершенствовать технику прыжка (упражнения с длинной скакалкой).

Труд на участке: Разбрасывать снег из сугробов, для того, чтобы он скорее растаял на нашем участке. Учить не махать лопатой, правильно пользоваться инструментом. Покормить собаку.

Карточка №8

Тема:  «Наблюдение за перелетными птицами»

Цели:  расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;

закреплять знания о скворце.

Ход прогулки:

Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птицам стало теплее, но земля ещё полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Найти разницу между зимующими и перелётными птицами, вспомнить их названия. Понаблюдать за скворцами, спросить, как называются домики скворцов.

Исследовательская деятельность:  Сравнить скворца с воробьём.

Художественное слово: Прочитать:

Синичка-сестричка,

Тетки-чечетки,

Краснозобые  снегирюшки,

Щеглята молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Стихотворение Г.Ладонщиков «Возвращаются скворцы»

Игры: Дидактические: «Угадай птицу по описанию», «Назови одним словом». Подвижные: Экологическая игра с мячом «Я знаю», «Гуси»,  «Удочка».

Индивидуальная работа:

Закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

Труд на участке:

Сбор мусора на участке детского сада.

Покормить птиц.

Карточка №9

Тема:  «Наблюдение за рябиной»

Цели:  закреплять знания о рябине;

развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход прогулки:

Наблюдение: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Когда зацветает рябина? (В мае.)

Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые соцветия.)

Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.)

Почему рябину называют неприхотливым деревом? (Хорошо себя чувствует в тени и на открытых местах, привычна к морозным зимам.)

Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки, бурундуки, снегири, свиристели.)

Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (Они под снегом лежат как консервированные, а весной находят сброшенные ягоды, и готово угощение.)

Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье, джем, мед, из древесины делают посуду, из веток плетут красивые корзины.

Исследовательская деятельность:  «Рассматривание почек на деревьях»        

Продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года.

Художественное слово: Стихотворение А.Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи».

Игры: Дидактические: «Рассмотри и опиши», «Какой листок».

Подвижные: «Что растет в родном краю?», «Зевака», «Охотник».

Индивидуальная работа:

Упражнять в метании мяча.

Труд на участке:

Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

Карточка №10

Тема:  «Наблюдение за ветром»

Цели:  уточнить представление о ветре;

что происходит с деревьями в ветреную погоду.

Ход прогулки:

Наблюдение: Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.

Каким бывает ветер?

Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

 Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

Можно ли увидеть следы ветра?

Исследовательская деятельность:  

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Художественное слово: 

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.  (А.С.Пушкин)

Загадать загадки.

Игры: Дидактические: «Слоги», «Подуй как ветер».

Подвижные: «Водяной»,  «У медведя во бору», «Кто быстрее?».

Индивидуальная работа: 

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Индивидуально упражняться в прыжках на одной ноге попеременно то на левой, то на правой.

Труд на участке: Осмотреть вес кустики на участке, отметить, что есть сломанные веточки, их надо подстричь. Собрать с участка весь мусор и унести его в мусорный ящик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека весенних прогулок

Прогулки расчитаны на детей старшего дошкольного возраста....

Картотека весенних прогулок(май)

Материал будет интересен воспитателям младших групп....

Картотека весенних прогулок во второй младшей группе.

Учить детей наблюдать и описывать изменения в природе....

Картотека весенних прогулок

рогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах улично...

Картотека весенних прогулок.

Картотека прогулок для детей второй младшей группы в весеннее время года. Игры. Наблюдения...