Осуществление индивидуализации в разновозрастной группе ДОУ.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Пирогова Наталия Александровна

В статье рассматривается вопрос индивидуализации в разновозрастной группе, с точки зрения практического опыта педагога, работающего с такой группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление индивидуализации в разновозрастной группе ДОУ.

Пирогова Наталия Александровна,

Воспитатель,

МБДОУ «ДСОВ №41», г.Братск

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Основные принципы индивидуализации раскрывает ФГОС (п. 1.4), где подробно разъясняется смысл этой технологии:

 -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования.

Таким образом, педагог при использовании технологии должен создать условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

При работе в разновозрастной группе, с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, возникла необходимость индивидуализации, так как различия в развитии детей требуют различного подхода к обучению и воспитанию.

При планировании работы мы обратили внимание на сходства и различия в программах младшего и среднего возраста и постарались вывести собственный гибридный продукт для разностороннего образования детей. Необходимость этого продиктована и недостатком времени для занятий, ведь занятия проводятся только в первую половину дня.

Мы не стали делить детей на подгруппы по возрастам и проводить отдельные занятия для каждого возраста, что было бы оптимально и рекомендуемо (мы используем этот метод при сложности материала, либо при наличии условий).

Чтобы провести занятия по продуктивной деятельности мы выбираем общую тему, объект для работы, который будет общим для всех детей. Но, исходя из возрастных особенностей, предлагаем разную технику выполнения, либо разный материал для поделки, рисунка. (Например, тема занятия по рисованию «Осень». Старшие дети рисуют листопад, а малыши – раскрашивают опавшие листочки. Математика – в начале занятия все дети рассматривают картинки, отгадывают загадки, участвуют в общей беседе. Далее, дети получают отдельные задания: старшие отсчитывают предметы, выкладывают палочки и т.д., а малыши делают какой – то продукт, рисуют или лепят.)

Для работы в таком режиме необходимо правильно организовывать детей на занятия. Мы группируем детей по их возрастам, чтобы никто не отвлекался. Для выполнения заданий учим слушать взрослого и уважать своих товарищей.

Очень интересно играть в словесные игры с таким подбором детей. Старшие приходят на помощь малышам и позволяют сделать послабления в правилах игры (дают еще одну попытку, «помощь зала», наводящие вопросы).  

Хорошим проявлением индивидуализации в нашей группе стало утреннее обсуждение «Чем сегодня мы займемся в детском саду». Такое обсуждение традиционно и настраивает детей на день. Дети с интересом слушают предложения товарищей и сами становятся инициаторами.

Что же еще кроме возраста нам приходится учитывать в работе с детьми? Нас посещают дети разных национальностей, менталитет которых отличен от русского (Ибрагим, азербайджанец,  за  время пребывания в группе стал хорошо говорить по-русски, с удовольствием участвует во всех наших народных праздниках), посещают нас и дети с ОВЗ (Максим, ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, посещает занятия ФК, бассейн; с ним дополнительно работаем над развитием мелкой моторики), есть дети с нарушением речи (Илья пришел к нам в группу практически не разговаривая, перенес подрезание уздечки языка. Мелкая моторика и навыки самообслуживания были на низком уровне. Сейчас прошел год интенсивной работы, и ребенок сделал большой шаг к развитию самостоятельности: сам одевается, помогает убирать игрушки, стал отвечать на занятиях и во время индивидуальной работы. Конечно, занятия с логопедом показаны в этом случае, но родители настроены на посещение нашей группы) и т.д. Все эти особенности нашего непростого, но дружного и позитивного коллектива мы учитываем и стараемся выстроить работу максимально эффективно.

Для обеспечения индивидуализации мы создали в группе особую комфортную атмосферу.

Самое главное – обеспечение эмоционального благополучия. Мы уважаем каждого ребенка и общаемся с каждым ребенком, поэтому нам понятны чувства и потребности детей, их интересы и возможности.

Мы поддерживаем детскую инициативу, предоставляем детям возможность выбора деятельности, для этого обеспечили доступность среды для каждого ребенка.

Мы установили правила взаимодействия с детьми и четко придерживаемся их, приучая детей к позитивному общению друг с другом (в нашей группе есть девочка Ангелина, у нее трудная жизненная ситуация, ребенок был очень агрессивен и конфликтен. За год работы, постоянно наблюдая за этим ребенком, мы пришли к выводу, что девочке недостает тактильных ощущений – объятий, прикосновений. Для того чтобы, ребенок восполнил эту потребность, мы стали чаще брать ее за руку и предлагать всевозможные игры и задания на моторику, на изготовление поделок. Результат стал очевиден: ребенок успокоился, стал более открытым и, что особенно радует нас, полюбил играть с детьми. Ангелина очень ценит, когда ей дают поручения и ответственно выполняет их.)

Воспитатель обязан выстраивать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Родители – наши партнеры, с которыми мы выстроили доверительные взаимоотношения. Мы проводим различные групповые праздники и развлечения, в которых родителям отводится место активных участников, постоянно организуем конкурсы и выставки. Родители вначале неохотно откликались на такие мероприятия, но со временем, стали участвовать. Порой изобретательность взрослых поражает нас. Участие родителей достигает 70-80% от числа группы.

Еще об одном аспекте работы нельзя не упомянуть: это взаимодействие со специалистами ДОУ. Нам пришлось четко и подробно изложить все проблемы, по каждому особенному ребенку, и вместе выработать план действий (кто-то все занятия ходит за руку с воспитателем, кто-то отказывается петь, кому-то необходимо каждое занятие получать медаль, а кто-то в конце занятия обязательно должен сказать: «Спасибо за занятие»).

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости, только так возможно воспитание полноценно развитой личности.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хочется поделиться результативностью технологии индивидуализации. В нашей сложной группе, которая собрала самых разных детей: разный возраст, национальности, состояние здоровья, проблемы социализации и т.д. …нет ни одного ребенка-изгоя, нет ребенка, который не знал бы своих товарищей, но все дети с желанием идут в детский сад и комфортно чувствуют себя в группе. А мы… спокойно и плодотворно работаем, видя результат каждого ребенка, планомерно выполняем образовательную программу.

Перспективой своей работы мы видим качественную подготовку детей к школе посредством индивидуализации, мы хотим, чтобы ребята могли с легкостью социализироваться в классе, и учеба стала для них увлекательным занятием.

Выстроить свою работу, используя все методы и приемы, которые используем мы, под силу любому педагогу, необходимо лишь терпение и самодисциплина. Успехов вам, дорогие коллеги!

Список источников и литературы:

  1. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1976. – 303 с.
  2. Маврина, И.В.
    Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе : учебно-методическое пособие /
    И.В. Маврина. – Москва : МГППУ, 2003. – 40 с. 
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования.
    М.: Педагогика , 1986.—176 с. / Под ред. Запорожца А.В., Неверовича Я.З. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. Наук СССР
  4. http://referatwork.ru/pedagogika_bileti/section-1-16.html 
  5. Лебединцев В.Б. Индивидуализация обучения в общеобразовательной школе как психолого-педагогическая проблема // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4088 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы старшей разновозрастной группы от 4 до 7 лет и младшей разновозрастной группы от 2 до 4 лет

Рабочие программы старшей разновозрастной группы от 4 до 7 лет и младшей разновозрастной группы от 2 до 4 лет на 2017 - 2018 учебный год...

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе «Девочки и мальчики в детском саду». Воспитатель старшей разновозрастной группы Воробьева Ольга Григорьевна

Возрастные и психологические особенности мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.         Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек .С...

Сообщение из опыта работы «Условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса»

В сообщении из опыта работы «Условия для осуществленияиндивидуализации образовательного процесса» раскрывается понятие индивидуализация, основные принципы, направленные на развитие индивид...

Развлечение в разновозрастной группе ДОУ: Здравствуй, лето! Сценарий летнего развлечения в разновозрастной группе в детском саду

   Развлечение в разновозрастной группе ДОУ: Здравствуй, лето!Сценарий летнего развлечения в разновозрастной группе в детском саду...

Индивидуализация предметно пространственной среды в разновозрастной группе 3-7 лет

В данной презентации описывается опыт работы по внедрению в образовательный процесс личностно ориентированных технологий. Особая роль отводится организации развивающей предметно-пространственной среде...