Статья для воспитателей и родителей "Изодеятельность и групповые игры для преодоления застенчивости у детей".
статья (средняя группа) на тему

Гордеева Ольга Петровна

Как помочь застенчивому ребёнку? В статье даны практические советы по этому вопросу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Изодеятельность и групповые игры для преодоления застенчивости у детей». Памятка для воспитателей и родителей.

Застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно познакомиться, нелегко выразить свое мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержаны, не умеют «показать» себя (что мешает другим людям адекватно оценить застенчивого человека, плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно сосредоточены на себе.

Застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что нарушает согласованность во взаимодействии. Причина этого - особый характер отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

В общении с близкими людьми, при котором отношение взрослых понятно ребенку, личностный фактор уходит в тень, а в общении с «чужими» четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в «маске равнодушия». Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не позволяет ему проявить свои способности. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые сверстники.

Важнейшая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности.

Чрезмерная опека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни, лишает детей контактов в раннем детстве, и в дальнейшем они просто не знают, как вести себя со сверстниками.

Застенчивость является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно, накладывает отпечаток на развитие личности.

Отечественными педагогами признано: изобразительное творчество является одной из самых эффективных форм освоения окружающей действительности, в процессе которого дети изображают предметы и явления, отражают свои впечатления об увиденном или услышанном ранее, выражают свое отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность удовлетворяет разные потребности дошкольников: в деятельности, познании, овладении способами действий и др. и, что особенно важно для решения нашей проблемы, в общении и самоутверждении.

Снижение уровня застенчивости дошкольников и повышение их уверенности в себе происходят более эффективно, если изобразительное творчество организуется на основе совместной и коллективной деятельности:

ТВОРИТЕ ВМЕСТЕ с ребенком;

ХВАЛИТЕ ЕГО РАБОТЫ, повышая тем самым его самооценку;

ИСПОЛЬЗУЙТЕ совместные РАБОТЫ для оформления интерьера квартиры или в качестве атрибутов к совместным играм;

Помните, совместным творчеством, вы помогаете СВОЕМУ ребенку справиться с застенчивостью.

Групповые игры для застенчивых детей:

«Путаница».

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребенка, левая - оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей — распутаться, не отпуская рук.

В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.

«Сборщики».

Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на пары и берутся за руки. По сигналу ведущего, обеими свободными руками каждая пара должна собрать, как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, в каждой паре подсчитывается число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка.

«Паровозик».

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети - «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей.

«Руки».

Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.

«Трудный путь».

Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».

Ещё одно очень действенное упражнение под названием «Рычи, лев, паровозик, пыхти!». Суть этой игры заключается в том: для того чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и порычать, как львам, а затем попыхтеть, как маленьким паровозикам.

Мы все львы большой семьи; мы всегда рычать могли, и узнаем мы сейчас, кто рычливее из нас! Когда я скажу: «Рычи, лев, рычи» — покажите мне вашего рычащего льва.

Кто может громче? Так, сейчас рычат львы. Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящий рык.

Затем позволить детям побегать по комнате гуськом, держась за плечи друг друга. Сначала они будут «большим паровозом». Начать медленно. Двигаясь по кругу, пыхтеть и гудеть. Когда ведущий вернется к месту старта, пройти в конец поезда и стать, изображая служебный вагон, а ребенок, стоявший ранее заведующим, будет паровозом. Он или она должны пыхтеть немного громче и двигаться немного быстрее. Продолжать до тех пор, пока каждый ребенок не побудет вагоном и паровозиком и действительно не накричится и не напрыгается. Закончить игру крушением - все падают на пол.

Данные игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей.

Играйте с детьми, в игре застенчивость "теряется"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра, как одно из средств преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема застенчивости детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения, а также методики выявления застенчивости и способы коррекции посредством игр....

Игры на преодоление застенчивости перед взрослыми

ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИглава из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"...

Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста...

Консультация "Игры на преодоление застенчивости"

Консультацйия для педагогов и родителей...

Игры на преодоление застенчивости у детей

Современный образ жизни предполагает необходимость общения сбольшим количеством людей. Отношения с окружающими не всегда складываются благополучно. Уверенным в себе, общительным ребятам легче.  С...

Памятка для родителей: "Детская застенчивость. Преодоление застенчивости у детей"

В данной памятки представлена информация о застенчивости,признаках и причинах ее появления ее появления. В буклете также разобраны игры, помогающие корректировать застенчивость в домашних условиях, пр...

Игры и упражнения на преодоление застенчивости у детей.

Игры и упражнения на преодоление застенчивости у детей...