консультация для родителей
консультация на тему

Каратаева Жамиля Харизовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их
экологическая неграмотность.

Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике  живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность придти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов
в работе педагога – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного  роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.

В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга. При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

·Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем
непосредственного восприятия.

·Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна
и в то же время доступна детям.

·Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у школьников основ экологической культуры.

Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Существует несколько значений понятия «экология»:

1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

Исследования показали, что использование преимущественно
вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к
формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между
причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической
деятельности.

Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность,
позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной
закономерностью.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть
целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность
каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека
может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр:
словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование
ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и
игры экологического содержания.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на
следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности,
принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к
знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью
откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость
развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет.
Одновременно осуществляется процесс обучения.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод
обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и
средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе
дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми
действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые
правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают
последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют
воздействовать на детей, формируют межличностные отношения,
развивают нравственно-волевую сферу ребенка.

Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих
активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения
необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет
полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их
внимание на освоение знаний, умений и навыков.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней
имеются игровые действия. учебная задача, и игровые правила.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от
группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе
знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких
дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай
по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где
живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети
старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими
играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное
загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают
кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные
наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на
вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания
возникают по инициативе самих детей, что говорит об их
заинтересованности.

Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной
деятельности воспитанников, но и включать в ООД:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных
рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из
личного опыта детей),

- по математики (счет предметов, лабиринты, задачи экологического
воспитания),

- по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры экологического содержания необходимо
проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении
детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в
природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом
определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому
немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны
окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для
родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши
друзья» и другие), провожу консультации на темы «Зачем детям знания
экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные
растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по
проблеме.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том
числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К
ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие.
Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с
родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки
поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают
скуки», «Осенние фантазии»).

Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством
дидактических игр способствуют повышению уровня экологической
культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических
процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных
качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...