Конспект "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия на тему

Харитонова Елена Георгиевна

План - конспект занятия по познавательному развитию  с элементами экспериментирования на тему «Воздух - невидимка» для детей старшей группы.

Программное содержание :
- образовательные: 
формировать представления детей о воздухе, его свойствах ( невидимый,  не имеет запаха, легче воды,  воздух можно услышать, движение воздуха - это ветер); о роли в жизни живых существ; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; расширять представления детей о значении воздуха в жизни человека; упражнять детей в умении самостоятельно делать выводы, сравнивать и анализировать на основе практического опыта;

- развивающие: развивать  интерес  к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать навыки проведения исследовательской деятельности; любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь; зрительное и слуховое восприятие.

- воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект "Воздух-невидимка"58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №145 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики

План - конспект

занятия по познавательному развитию  

с элементами экспериментирования

на тему «Воздух - невидимка»

для детей старшей группы

Подготовила: Харитонова Е.Г.

Место проведения: МБДОУ № 145

г. Чебоксары- 2013  г.


Программное содержание :
-
образовательные:

формировать представления детей о воздухе, его свойствах ( невидимый,  не имеет запаха, легче воды,  воздух можно услышать, движение воздуха - это ветер); о роли в жизни живых существ; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

расширять представления детей о значении воздуха в жизни человека;

упражнять детей в умении самостоятельно делать выводы, сравнивать и анализировать на основе практического опыта;

- развивающие:

развивать  интерес  к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать навыки проведения исследовательской деятельности; любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь; зрительное и слуховое восприятие.

- воспитательные:

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа.

Воздух- невидимка, опыт.

Материал для опытов.  Большой сосуд с водой ( прозрачный),стаканчики,  стаканы с водой, трубочки для коктейля,   воздушные шарики,   прозрачные пакеты, колпачки от фломастера, листочек бумаг и  на каждого ребенка, два «портрета» ветра, набор картин для дидактической игры «Ветер добрый, ветер злой»; компьютер, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Наблюдения за ветром;  проведение экспериментов, игра «Мыльные пузыри»;  загадки о воздухе, о ветре; чтение  познавательной литературы; изготовление корабликов с парусами,  вееров,  вертушек, игры с ними; рассматривание  иллюстраций.

Ход занятия

Сегодня на занятии речь пойдет об одном из природных  явлений. О каком явлении мы сегодня будем говорить, вы поймете , отгадав загадку.

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем .

- Что это? (Это  воздух).

-Как вы догадались?  (Воздух  невидимый).

 --Правильно, это воздух. Воздух  окружает нашу Землю. Только на земле есть жизнь. Воздухом

дышат люди, животные, растения.

-  А где живет воздух? Вы, видите воздух? ( Нет, не видим).  

- Я тоже не вижу, но знаю что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, потому его называют "невидимкой".

-Несмотря на то, что воздух  мы не видим, его можно  обнаружить  и  узнать о нем, проведя  опыты, и приглашаю вас в лабораторию.

ОПЫТ «Поиск воздуха».  ( на столе трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары).

-Предлагаю вам  доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели, объясняют  

происходящие процессы на основе результата   действий  с предложенным оснащением (например: дуют в трубочку, конец которой опущен в воду, надувают  воздушный шар).

Воспитатель- Катя, что  у тебя в шарике? (Воздух, при надувании шарика воздух попадает в шар ).

-Ксения, что появилось на воде,  как они появились?  (на воде появились  воздушные пузыри, когда я дую в трубочку,  я выдыхаю воздух).

Вывод. Внутри нас есть, который мы вдыхаем из окружающей среды. Когда мы дуем в трубочку или в шарик- мы выдыхаем воздух.

ОПЫТ: Воздух легче воды.

Воспитатель берет стакан ,  демонстрируя его детям.

- Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите,  есть ли в стакане что  нибудь?

( Ничего  нет.  Он пустой ).

- Говорите, что ничего нет. Тогда смотрите... Вы тоже  возьмите стаканы  и выполняйте все действия  вместе со мной.(воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в вод)у . Обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно вертикально.  

-Что получается? (Стакан  пустой , он не тонет?)

- Попадет ли вода в стакан? ( Нет).

- Что же не пускает воду в стакан? ( Воздух).

-  А теперь наклоните стаканчик.   Что появилось в воде? (пузырьки)

- Откуда они взялись?  (Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх.

Потому что воздух легче воды.

-Можно ли поймать воздух? Попробуйте поймать его ладошками.

(Дети пытаются поймать  воздух и делают вывод, что поймать его нельзя).

-- А  хотите, я вам  покажу , как можно поймать воздух.  (Да ).

ОПЫТ: Что в пакете?

- Давайте возьмем  полиэтиленовый пакет.  Что в нем? (Он пустой).

- Сложите пакет несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький. Давайте  взмахнем пакетом и

закрутим  со стороны отверстия. Что происходит?( Мешочек надулся и стал выпуклым, упругим).

 - О чем это говорит? (В пакете  есть воздух , он прозрачный. Невидимый).

- А теперь выпустим его  обратно, что произошло с пакетом?(Он стал плоским и тонким).

- Вдохните воздух носом. Какого он запаха? ( Не имеет запаха ).

-   Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу  цветами?  (воздух распространяет запахи).

 - Правильно ребята,  это частицы пахучих веществ смешиваются с воздухом и мы ощущаем эти запахи.

 Чистый воздух не имеет  запаха .

- А как вы думаете, отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу.

Где легче дышится: в лесу или в городе?  (В лесу).

- Почему? ( В лесу много растений).

-  Конечно в лесу! Приятно  вдыхать запах деревьев,  чувствовать аромат пахнущих  цветов.

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух . Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь

из  воздуха. Чем  больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.    

В городе воздух совсем другой: он пхнет  бензином и выхлопными газами, загрязнен частицами  пыли и копоти.Такой воздух вреден для человека.

Дид. игра « Загрязнение воздуха». (на компьютере)

-А сейчас  мы  поиграем. Из предложенных картин  нужно выбрать, что загрязняет воздух. Если вы определите правильно, она исчезнет с экрана.

Воспитатель:- А как можно услышать воздух? (предположения детей).

Опыт:  Что звучит.

- Я предлагаю  вам  услышать воздух. Возьмите крышку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите?  (Звук).

  - Что происходит с воздухом (Он свистит).

 - Возьмите листочек  бумаги, приложите его к губам и подуйте вдоль него так , что   получился звук. Что происходит? ( Край бумаги дрожит. Возникает звук).

- Вы правы, край бумаги дрожит. Мы выдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит.

 Он заставляет дрожать и воздух, поэтому и возникает звук.

Звук рождается тогда, когда движется воздух. Воздух постоянно перемещается.  Движение воздуха- это ветер.

 Когда воздух перемещается над землей с одного места в другое, люди говорят, что дует ветер.

-Можно ли увидеть ветер? ( ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).

- Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, теплый.

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся,  значит ветер есть.

Воспитатель:- У меня есть волшебная палочка. Она может превратить вас в кого угодно.  Встаньте свободно.

                              Чики – чики   чикалочка,

                               Игра – превращалочка.

                               Вокруг себя повернись

                               И в деревья превратись!

 Дети превращаются в деревья.

       Дети и воспитатель ( вместе).

                                 Наши ноги -  это корни,

                                 Наше туловище- ствол,

                                 Наши руки -  это ветви,

                                 Наши пальцы -  это листья!

Имитационная игра « Дерево» (звучит музыка).

Воспитатель:- Подул легкий ветерок, зашелестели листочки на деревьях. ( дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы клонит к земле кроны. (Детьми раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)

Воспитатель: (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами!

Дети снова рассаживаются.

Воспитатель: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.

Воспитатель:- Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но внекоторые времена жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют, какой портрет изображает злой ветер, а какой – добрый. Объясняют, почему они так решили.

-Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь –  о добром или злом.

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинку с делами злого ветра, другому –  с делами доброго ветра. После выполнения задания остальные дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2-3 раза.

- Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось с вами заниматься, большое вам спасибо.

- Теперь я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Если понравилось. Возьмите на память солнышко, если нет –тучку. (Дети выбирают).

Воспитатель:- А теперь для вас сюрприз.(просмотр мультфильма «Лунатик и ветер»).