Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Толмачева Нина Ивановна

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов познания окружающего мира, проявлению любознательности, стремления к познанию нового и  развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno-igrovaya_deyatelnost.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Выступление на педсовете на тему:

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории

Толмачева Нина Ивановна

        Москва, 2014г.

Цель:

Оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через театрально-игровую деятельность.

Задачи:

  1. Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностей;
  2. Ознакомление педагогов с практическим использованием методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей средствами театра, предусматривающих реализацию следующих задач:
  • пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия;
  • создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;
  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной как на анализ собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
  • обучение искусству общения средствами театрально – игровой деятельности в разных формах и ситуациях.

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры,

 в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление, тренирует память

и образное восприятие, развивает воображение и фантазию,

совершенствует речь»

Антипина Е.А.

Дошкольный возраст – уникальный период  интенсивного, всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которой является  коммуникативная.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслит, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Что  такое коммуникативные способности?
Психологи определяют это как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
-  желание вступать в контакт с окружающими
- умение организовывать общение: слушать, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации
-  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общение с окружающими.
       Для развития коммуникативных способностей у детей необходимо решение следующих задач:
-  обучать  детей пониманию себя - Я и Я;
-  воспитывать интерес к окружающим людям – Я и Другие;
-  развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми;
-  формировать умения и навыки практического владения выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами;
-  развивать  самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;
-  обучать детей речевым средствам общения;
-  проводить работу по коррекции  отрицательных черт характера.

Решать поставленные задачи поможет театрализованная деятельность и в частности, театрализованные игры. Под театрализованными  играми понимаются  «игры в театр», сюжетами которых служат как хорошо знакомые сказки, так и театральные представления по готовым сценариям.

Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов познания окружающего мира, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию коммуникативных качеств.

Главным в театрализованной деятельности должно стать не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что дети учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи образовательной программы ДОУ: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:


    - формируют у детей чувство партнерства;
    - развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение     видеть и понимать их чувства, стремления и желания;
    - интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;
 

     - способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- совершенствуют  речь, т.к. в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

    - тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках; любимые герои становятся образцами для подражания. Перевоплощаясь в любимый образ, малыш присваивает себе его черты. Так формируется опыт нравственного поведения.

   - содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

   - способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

   - воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что тематика практически не ограничена и может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Совместная театрализовано-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей:

- содержательность;

- разнообразие тематик.

Театрализованная игра должна постоянно ежедневно включаться в повседневную жизнь ребенка. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети максимально активно участвовали в такой игре.

 

Театрализованная деятельность предполагает такие формы работы как:

  • инсценировка потешек, песенок, прибоуток;
  • театральные этюды:
  • развлечения, утренники;
  • творческие упражнения, подвижные игры;
  • театрализованные представления.

Методы работы с детьми:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • коммуникативные игры;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
  • инсценировок;

Виды театрализованных игр дошкольников:

По классификации Артемовой Л.В. театрализованные игры разделяются на две основные группы:

  • игры-драматизации
  • режиссерские игры,

каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

1.Игры - драматизации

Атрибут — признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам — с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимы.

Видами драматизации являются:

• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который

может использовать куклы. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

     Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия, ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.

     Игры-драматизации с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д.

     Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.

2. Режиссерские игры.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду и делятся на:  настольные и стендовые. 

Настольные театрализованные игры. 

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки и сделаны двухсторонними. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки показывают на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки можно подбирать из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать.

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

   1. этап - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

2.этап  реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3.этап - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Полноценное участие в театрализованной игре требует от детей:

- способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;

- умения вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов;

- умения анализировать поступки героев, оценивать их, понимать мораль произведения;

- умения представить героя, его переживания, обстановку, в которой развиваются события;

- умения владеть мимикой, жестом, интонационной выразительностью речи и т.п.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средстворазвития коммуникативных способностейдетей дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Большое значение в развитии коммуникационных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диал...