Анализ рисунка семьи
консультация на тему

Кулинич Елена Владимировна

Данный материал поможет родителям увидеть особенности душевного благополучия ребёнка  в семье, раскроет взаимоотношения между членами семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анализ рисунка семьи39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

   Каждому  родителю хочется  эмоционального благополучия для своего ребёнка. Но не все задают  себе  вопрос: « Создаёт ли  наша  семья  это  благополучие?». Существует проективная (на бессознательном уровне) методика изучения  семейных взаимоотношений «Рисунок семьи».

     Дайте  Вашему  ребёнку лист  бумаги и  набор цветных  карандашей. Предложите нарисовать Вашу  семью. После  этого займитесь чем-нибудь и не  мешайте  ребёнку. После  окончания уточните  некоторые  детали наводящими  вопросами. Тем  самым вы сможете увидеть существующие  взаимоотношения между  членами семьи, и  что  надо  изменить, чтобы ребёнку стало комфортно.

  1. Последовательность выполнения задания.

Если  ребёнок рисует  сначала второстепенные  детали (интерьер, предметы) или  акцентирует  внимание  на  чём  угодно кроме  семьи. Как  правило  отсутствие  членов  семьи или  оттягивание  времени их  изображения -один из симптомов психического дискомфорта, или признак конфликтных  семейных отношений.

  1. Сюжет  рисунка.

Как правило прост. Все  члены  семьи присутствуют. Есть цветочки, деревья. Или в доме располагаются среди  мебели, заняты  делом. Если  рисунок  ассоциируется  с чем-то приятным, теплыми  и нежными  воспоминаниями, ярким  солнцем-символ любви, добра, ласки. Если преобладают  тёмные  тона, нет яркости  в  изображении сюжета, льёт  дождь, тёмные  тучи-это с вязано  с дискомфортом  ребёнка.

  1. Последовательность  расположения  членов  семьи.

Обычно  первым  рисуется  самый любимый, близкий  член  семьи или  рисует  самого  себя. Последовательность изображения  членов  семьи  говорит об отношениях  с ребёнком. Если ребёнок интуитивно  ощущает себя  отвергнутым и  ненужным  родителям, то  он изображает себя  после всех.

  1. Размеры  фигур членов  семьи .

Чем более авторитетным в  глазах ребёнка является изображаемый  член  семьи, тем  выше его фигура и значительнее размеры. При низком авторитете родственника величина фигуры  его гораздо меньше  реальной по  сравнению с  остальными членами  семьи. Если  ребёнок рисует  себя крохотным, тем  самым подчёркивая  свою ненужность и  незначительность. В противовес отвергнутым  детям, дети на  которых излишне много сконцентрировано  внимания(кумир семьи) не  жалеют места  для  изображения  себя, рисуя  вровень с родителями и  даже намного  крупнее.

  1. Величина пространства.

Чем  дальше фигуры  расположены  друг от  друга, тем  больше их эмоциональная  разобщённость, как правило, отражая конфликтную ситуацию  в  семье. Чтобы  уменьшить разобщённость ребёнок заполняет  пространство  предметами, вещами. При эмоциональной  близости все родственники нарисованы  почти  вплотную и  практически  не разобщены. Чем ближе ребёнок  изображает себя  по отношению к  какому-либо члену  семьи, тем  выше  его привязанность к  этому родственнику. Когда ребёнок считает  себя отвергнутым, он отделён значительным пространством от  других.

  1. Место  расположения ребёнка на  рисунке.

Когда  ребёнок   в  центре, между родителями, или  рисует  себя  первым  во  главе  семьи, он  ощущает  себя нужным  и  необходимым в  доме.  А если  рисует  себя  последним  после  всех членов  семьи, после  всех  братьев  и  сестер, то это признак  ревности к  другим  членам  семьи.

  1. Когда ребёнок почему-то  забывает вдруг  нарисовать сам  себя, то  это  свидетельствует  о  конфликтных  отношениях с  кем – то в семье.
  2. Когда ребёнок почему-то  забывает вдруг  нарисовать кого-то из  родителей или  других  членов семьи, то  это свидетельствует об исходящем  дискомфорте  от  этого человека.
  3. Когда ребёнок почему-то  «дополняет» вдруг свою  семью несуществующими родственниками или посторонними, то это  попытка  заполнить вакуум в  чувствах, недополученных  в семье. Как правило рисуются  птицы, животные. Это дефицит общения, нежности  и  ласки.
  4. Когда  ребёнок почему-то вместо  семьи рисует  только одного себя, «забыв» нарисовать всех  остальных, это  говорит что он не ощущает себя полноценным членом  семьи. Это признак  одиночества.
  5. Прорисовка частей  тела.

Если  на голове  нет  лица это  выражение  протеста по  отношению  к изображённому. Когда  ребёнок  рисует  сам  себя  без  лица, то это признак  отчуждённости его  в семье  и  нарушения  общения со  многими  людьми.

Когда  на рисунке только  одни  глаза, то это говорит о том, что член  семьи  всё  время  за  ним  наблюдает, не  допуская  шалостей. И этот  родственник «всё вижу» - источник большинства конфликтных ситуаций. Если  большие  уши - я всё  слышу. Когда  видна  сильная  прорисовка  рта, да  ёщё  и  с  зубами - этот  человек давит нравоучениями, моралью, словесная агрессия.

Если рисуются  большие  руки - это признак агрессивного  поведения члена  семьи. Отсутствие  рук –желание  погасить  агрессию со  стороны  члена семьи. Если  себе  не  рисует  руки - ощущение  бессилия  в семье. Если  подчёркивает  длину  своих  рук, то этим он  показывает свою агрессивность или желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.

  1. Цветовая гамма рисунка. Если  присутствуют тёплые, яркие  цвета, то ребёнок  испытывает нежные чувства  к  родственникам. если  использует  холодные  тона, то говорит  о неприятии данного члена  семьи ребёнком. Как правило любящие  родители изображены с  яркими  нарядами, нереалистичными. Если черным цветом разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего что-то мучает его по отношению  к изображенному им члену своей семьи. Необходимо тщательно проверить и понять причину его «реализма». Сигналом неблагополучия может  служить  и то, что ребёнок  изображает членов  семьи  контурными, тогда  как других  раскрашивать карандашами  цветными.
  2. Роль в своей семье и сложившиеся в ней отношения между другими членами семьи.

Эмоциональная привязанность к одному из родителей изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю ил же рядом с ним. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых. Нередко руки их протянуты друг к другу. Фигура этого родителя обычно выше других, он красочно раскрашен.Когда  ребёнок  рисует  себя вплотную к родителю оставляет промежуток, тот промежуток-барьер между двумя родителями.

Отверженность ребенка в семье.

Когда ребенок ощущает себя лишним  и ненужным, отверженным в семье, он просто не желает рисовать свою семью, или рисует ее позабыв нарисовать себя.

Конфликтная ситуация в семье.

Чаще всего ребенок «забывает» нарисовать того из близких, из-за кого возник конфликт, либо он рисует виновника конфликта выше, чем все остальные в холодных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками.

Ревность к  одному  из родителей.

Ребёнок может  «забыть» нарисовать «ненужного» родителя или оттесняет  его  на задний  план. Неряшливо прорисован т невзрачен.

Ревность  к братьям  и сёстрам.

Ребёнок   к которому  ревнуют нарисован вблизи родителей, тщательно прорисовывает одежду, увеличивает рост, или же наоборот рисуется  контур и тёмными тонами или забывает  включить  в рисунок.

                                                                       Составитель: педагог-психолог Кулинич Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рисунка

Анализ рисунка...

РЕБЕНОК РИСУЕТ СЕМЬЮ: АНАЛИЗ РИСУНКА

Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и...

Анализ рисунка семьи

Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него безразлично, где начало и где конец....

Анализ рисунка по методике "Моя семья"

Анализ рисунка по методике «Моя семья»Анализ рисунка по методике "Моя семья"Участник: Лидия, 6 лет.У Лидии благополучная семья, она второй по счету ребенок. Девочка с удовольстви...

Памятка для родителей " Анализ рисунка семьи".

Как правильно анализировать детские рисунки....