"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством коллективных работ"
проект (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Папка по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством коллективных работ»
Москва 2016 – 2017 г.г.
Содержание
- План самообразования
- План работы на год
- Актуальность
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
- Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
- Выводы
- Список литературы
- Приложение 1 (конспекты к занятиям)
- Приложение 2 (консультации для родителей)
- Приложение 3 (фото)
План самообразования
«Развитие творческих способностей у детей
дошкольного возраста, посредством коллективных работ»
- Ф.И.О. педагога: Напара Т.Ю.
- Образование: высшее
- Тема самообразования - «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством коллективных работ»
- Начало работы - сентябрь 2016 г.
- Предполагаемая дата окончания – май 2018 г.
- Цель - Всестороннее развитие творческих способностей через коллективное творчество.
- Задачи:
- повышение личностно-профессиональной компетенции при реализации интеграции образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие;
- формирование у детей умений и навыков работать вместе, развивать привычку к взаимопомощи;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого- педагогическую компетентность в области детского художественного творчества. Подготовить цикл консультаций для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей.
План работы на год
I этап – аналитико-прогностический (подготовительный) сентябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.:
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Выявление уровня развития творческих способностей детей.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики творческих способностей детей.
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
II этап - рабочий (внедренческий) декабрь 2016 г. – май 2017 г.:
- блок – работа с детьми
Декабрь 2016 г.
Коллективная аппликация «Снеговик». Практический выход – оформление стенда.
Январь 2017 г.
Коллективная снежная постройка «Снеговик». Практический выход – оформления участка для прогулок.
Февраль 2017 г.
Коллективная снежная постройка «Кит» и «Пингвин». Практический выход – оформление участка для прогулок.
Март 2017 г.
Изготовление объемного макета «Африка». Практический выход – выставка работы.
Апрель 2017 г.
Коллективная объемная аппликация «Цветение сакуры». Практический выход – выставка работы.
Коллективная аппликация «Мой город – Московский». Практический выход – участие в конкурсе «Этот город-самый лучший город на Земле».
Май 2017 г.
Коллективная работа «Веселые осьминожки». Практический выход – выставка работ.
- блок – работа с родителями
- Предварительная работа;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми;
- Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей;
- Показ достижений детей;
- Консультации и беседы.
III этап – обобщающий май 2017 г.
1. Разработка методических рекомендаций;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.
3. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
Актуальность
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном периоде. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение ), характер ( смелость, настойчивость), чувство ( любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.
Продуктивный вид деятельности:
- Дает возможность для творчества.
- Формирует умение предвидеть будущий результат.
- Воспитывает самостоятельность.
- Развивает пространственно-образное мышление.
- Дает толчок обогащению речи.
- Улучшает координацию глаз – рук.
- Повышает уровень подготовки к школьному обучению.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
«Дошкольное детство – это <...> период творчества, появления творческого воображения. Детям очень нравится рисовать, придумывать истории. Даже речь дети осваивают творчески, придумывая такие формы, которые не являются правильными с точки зрения русского языка, но позволяют ребенку выразить свои мысли». В. С. Мухина
У дошкольника богатый эмоциональный мир. Ребенок знает, что такое радость, печаль, грусть. Еще К. Д. Ушинским было отмечено, что чувства детей могут быть сильны, но не глубоки: сильны они, потому что в душе дитяти нет еще такого содержания, которое могло бы им противиться; не глубоки потому, что выражают собой не весь строй души, поскольку душа еще не пришла к единству сама с собой. Такая разрозненность чувственных ассоциаций выражается в необыкновенной подвижности, переменчивости чувствований.
Как происходит развитие творчества у ребенка?
Проанализировав развитие ребенка, мы можем отметить, что бурные психические процессы, которые происходят в этом возрасте, есть не что иное, как накопление опыта. Это тот опыт, который в свою очередь является необходимым условием чтобы начать развитие творчества у ребенка. Чем богаче будет восприятие ребенка, чем лучше будет развиты мышление, память и другие психические свойства, тем активнее ребенок сможет применять и комбинировать этот опыт в любой сфере деятельности.
Родители и педагоги часто замечают, что чем больше они читают или рассказывают ребенку, тем больше фантазирует он сам. Чем больше ребенок рисует, лепит, поет, танцует, тем больше он стремится к самореализации и в других видах деятельности. Для творческой деятельности необходимым условием является эмоциональное развитие. Чем оно ярче, тем больше возможностей для творческого развития.
Еще одним существенным моментом является накопление практического опыта в творческой деятельности. Замечено, что в семьях художников дети тоже рисуют, а в семьях музыкантов сочиняют музыку. Все это не случайно, и дело здесь не только в генах и наследственности. У ребенка была возможность попробовать этот вид деятельности и тем самым накопить опыт, который он в дальнейшем смог комбинировать и применять.
Если следовать описанию психических новообразований, то благополучно развивающийся ребенок к трем годам обладает способностью фантазировать и подражать. Освоив мир предметов, ребенок погружается в более сложный мир – туда, где предметы взаимодействуют с людьми, люди с животными и друг с другом. Формой такого погружения оказывается сюжетно-ролевая игра.
Выстраивая сюжеты, дети выстраивают отношения. Выстраивая правила – узнают, что правила бывают разные: простые и сложные, обидные и возвышающие, приятные и невыносимые. Выбирая роль, дети переживают на себе, каково это – быть мамой, папой, кондуктором, зайчиком, мышкой, львом и т. д.
Внимательно наблюдая за занятиями детей, можно составить представление, насколько ребёнок готов к творчеству. Не всегда предпосылки становятся способностями, поэтому развитие способностей помогает преодолеть грань между игрой и творчеством. Ключевая роль в этом процессе отводится родителям и учителю, особенно в начальных классах. Ребенок в этом возрасте доверяет взрослым полностью, для него важна их реакция.
Какие бывают учителя?
Психологи разделяют учителей на два типа: обучающие и развивающие. Именно развивающий педагог делает акцент на развитие творческих способностей детей. Обращает больше внимания на качество работы, даже в ущерб количеству выполненных творческих заданий. Учителя, обучающие догматичны, уделяют больше внимания высоким результатам учебы, творческая работа ведется в рамках необходимого минимума.
Спор, о том кто больше влияет на развитие творческих способностей детей, семья или школа ведется столько же, сколько существует педагогика. Это то же, что спорить о курице и яйце. Но роль родителей в творческом развитии их чада, ни в коем случае не должна быть на втором плане.
Насколько бы родители не были заняты, не уставали на работе и дома, они просто обязаны уделять время своему малышу, помогать ему советом и своим примером, отказаться от нравоучений.
Как развить творческие способности у ребенка?
Вот несколько советов, которые помогут вам найти общий язык с ребенком, а ему стать свободной раскрепощенной творческой личностью:
1. Каждый человек нуждается в любви и уважении. Дайте понять своему ребенку, что вы не только его любите, но и считаетесь с его мнением и уважаете как личность.
2. Никогда не критикуйте попыток творческой идентификации ребенка. В таком случае, несмотря на все старания, неудовольствие от результата будет все время возрастать.
3. Поддерживайте все новые творческие начинания ребенка. Ни в коем случае не критикуйте первые опыты, какие бы они не были. Относитесь с теплотой и симпатией к стремлению творить. Помогайте ему.
4. Чтобы развить творческие способности у ребенка, стимулируйте его желание задавать разнообразные вопросы. Всегда отвечайте на все вопросы, даже если вы в замешательстве.
5. Умерьте опеку. Ребенок должен иметь возможность своими делами заниматься самостоятельно.
6. Подскажите, как избегать неодобрения в обществе, справиться с реакцией сверстников. Поищите сверстника ребенку с таким же кругом интересов. Для школьника это очень важно. Не допускайте одиночества и недостатка общения.
7. Не переусердствуйте, пытаясь побыстрее сделать из своего вундеркинда гения. Во всем должна быть мера. Не лишайте ребенка детства.
8. Применяйте к решению творческих проблем личный пример.
9. Для развития любознательности постоянно добавляйте в окружение ребенка новые разнообразные предметы.
10. Интересуйтесь специальной литературой. Положительное влияние на развитие творческих способностей детей оказывают разнообразные творческие задания.
Творчество далеко не всегда непосредственно связано со способностью к обучению. Творчество – это способность к алогичному альтернативному мышлению. Здесь нет места стандартным решениям.
Грамотная деликатная поддержка родителей, домашнее воспитание и обучение особенно необходимы малышу в возрасте от трех до семи лет. В это время происходит приспосабливание ребенка к миру взрослых, и наоборот, старших к ребенку, открывающему свои таланты.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.
Как правило, на занятиях в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждые в отдельности.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, - получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для появления и формирования общественно ценных мотивов.
Выводы
Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей, а именно:
1) они развивают творческое воображение ребенка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать);
2) продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве;
3) в процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.
4) на занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Список использованной литературы
1. Агуреева Т. Н. «Руководство проектной деятельностью педагогов
ДОУ». Справочник старшего воспитателя №9, 2009 года.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.Н. «Образовательные проекты в
детском саду»
3. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»
4. Ильин, Г. Л. Теоретические основы проективного образования:
автореф. Дис. д-ра пед. наук/ Г. Л. Ильин. - Казань, 1995.
5. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности.
Метод проектов в России и за рубежом / В. А. Кальней, Т. М.
Матвеева, Е. А. Мищенко, СЕ. Шишов // Стандарты и
мониторинг в образовании. – 2004
6. Киселевой Л.С., Данилиной ТА., Лагоды Т.С, Зуйковой М.Б.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
7. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии:
Проектное обучение: учебное пособие для студентов ВУЗов. М. :
Академия ИЦ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста.
В своей работе мы проанализировали и подробно описали уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста начиная с ознакомления с данным нап...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративно - прикладного искусства
Выступление из опыта работы...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки».
Доклад на тему «Развитие творческих способностей у дете...
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА"
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством коллективных работ"
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством коллективных работ"...
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...