Детские конфликты
консультация на тему

Детские конфликты: причины возникновения , предотвращения и разрешения .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_konflikty.docx84.15 КБ

Предварительный просмотр:

Детские конфликты: причины возникновения, предотвращение и разрешение

Конфликт, по определению А.Г. Рузской, - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями .

Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте.

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно..

В то же время дошкольник может воспитываться в таких условиях, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее.

Ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников имеет огромное значение. Незнание этого делает малоэффективными все попытки построения полноценных детских отношений, препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо - или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые .

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта .

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников .

Поэтому следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние.

Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания .

Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников .

Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются;

молчуны - спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;

сверхпокладистые - со всеми соглашаются;

всезнайки - считают себя выше, умнее других;

нерешительные - медлят с принятием решений, боятся ошибиться;

максималисты - хотят чего-то прямо сейчас;

скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;

невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом .

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Конфликты могут вызывать следующие особенности общения ребёнка со сверстниками:

большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);

чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;

нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения - принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);

преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие - несогласованность порождает конфликт);

эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха) .

В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима.

Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Проводя работу по предотвращению и коррекции детских конфликтов, воспитатель ДОУ выступает в роли социального педагога.

Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе» .

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности.

Выступая в роли социального педагога, воспитатель ДОУ использует:

. Социологические методы, которые выполняют функцию сбора первичной социальной информации, без чего невозможна дальнейшая работа с детьми.

. Педагогические методы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

. Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Данные методы воспитатель использует и в работе по разрешению и предупреждению детских конфликтов.

Разрешение конфликта - это:

минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;

устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

изменение целей участников конфликта;

достижение соглашения по спорному вопросу между участниками .

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)

Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Есть два способа разрешения конфликта:

деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя и она заставит всех играть» ,«Всех побью и заставлю играть»;

конструктивный: «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть» .

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении.

Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

Различное понимание событий и их причин участниками; конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.

Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии :

. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего): Целями могут быть: утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления.

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

описание произведенного действия

описание возможного или неизбежного результата этого действия

предложение альтернативного варианта поведения.

Схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…

. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации

применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;

вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой активного слушания;

выдвинуть определенные жесткие требования

указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

. Оценка особенностей участников конфликта

. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам :

Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?

Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :

Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

Демократическим - этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка - может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов.

Обсуждать нужно следующее :

Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).

Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей)

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля - это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс :

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются :

сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс);

интерактивные игры (игры на взаимодействие);

социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

психогимнастика;

чтение и обсуждение художественных произведений

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат

Таким образом, конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для чего используются различные игры. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания, которое способствует предотвращению конфликтов.

Основными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон; яркая эмоциональная насыщенность общения; нестандартность и нерегламентированность общения. В своём развитии общение дошкольников со сверстниками проходит следующие формы: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для чего используются различные игры. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания, которое способствует предотвращению конфликтов.

Проводя работу по предотвращению и коррекции детских конфликтов, воспитатель ДОУ выступает в роли социального педагога.

Выступая в роли социального педагога, воспитатель ДОУ использует:

. Социологические методы, которые выполняют функцию сбора первичной социальной информации, без чего невозможна дальнейшая работа с детьми.

. Педагогические методы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

. Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста

Основные задачи:

  • Переориентация поведения с помощью ролевых игр.
  • Формирование адекватных норм поведения.
  • Снятие напряжения у детей.
  • Нравственное воспитание.
  • Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.
  • Обучение приемлемым способам выражения гнева.
  • Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Обучение приемам релаксации.

«Три характера»

 Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают 3 музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе со взрослым дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.

Если в группе мало девочек, то «злюку»  и плаксу изображают мальчики.

«Хоровод»

Взрослый говорит детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры». Дети водят хоровод под музыку польки из к/ф «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг,

Станьте в круг, станьте в круг.

Ты мой друг, и я твой друг,

Самый добрый друг.

 «В магазине зеркал»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память; упражнять в уверенности, умении подчиняться требованиям другого.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала — дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения 

 «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой  И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я ее не обижала — Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала  И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

—  Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

 

«Примирение» 

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры.

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

—  Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

—  Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

—  Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?

—  Почему так важно прощать других?

 

 «Сладкая проблема»

 Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей — по одной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

—   Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

—   Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

—   Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

—   В этой игре с каждым обошлись справедливо?

—   Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

—  Как вы при этом себя чувствовали?

—   Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

—   Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

  «Коврик мира»

 Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет

права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

 После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить». Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

—  Почему так важен для нас «коврик мира»?

—  Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

—   Почему недопустимо применение в споре насилия?

—   Что вы понимаете под справедливостью?

ИГРЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ  ПРИТЯЗАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Основные задачи:

  • привить ребенку новые формы поведения;
  • научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;
  • дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;
  • коррекция аффективного поведения;
  • приобретение навыков саморасслабления.

 «Король»

 Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.

Ход игры: Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

—   Как ты чувствовал себя, когда был королем?

—   Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

—   Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

—   Что ты чувствовал, когда был слугой?

—   Легко ли тебе было выполнять желания короля?

 

—   Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?

—   Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

 Игра «Жучок»

Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив свою руку из – под мышек с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки. И водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей :
-Лидер.
-Товарищ лидера.
-Неприсоединившийся оппозиционер.
-Покорный конформист.
-«Изгой»

Игра «Расставь посты»

Цель:  Развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры:  Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: В игру можно вводить дополнительные правила.

 Игра «День рождения»

Цель :сплочение группы ,эмоциональное  отреагирование  детских проблем.

Ход  игры: Выбирается именинник. Все дети  дарят ему подарки -мимикой , жестами. Имениннику предлагается вспомнить , обижал ли он кого-нибудь , и исправить это . Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику .

Игра « Ассоциации »

 Цель: воспитание наблюдательности ,развитие воображения , формирования умения жестами  изображать человека .

Ход игры :

Ребенок жестами , мимикой изображает другого ребенка . его особенности , привычки  так , как он их видит . Остальные дети отгадывают , кого он изображал .

Игры  на обучение эффективным способам общения

 «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Дружные ли дети в группе?

Почему каждый ребенок достоин любви?

Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя друг в группе?

Игры  на сплоченность, сотрудничество, партнерство

Цели и основные задачи:

Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

-Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

-Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

-Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.

-Вызывать заинтересованность в общей цели.

-Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

-Развивать готовность идти друг другу навстречу.

-Учить проявлять терпение к недостаткам других.

-Учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное» 

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад.

А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель:  сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли тебе игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

«Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры: Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Общение

Осуществляя  совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин. Основа социально-психологической теории. М., "Мысль" 1971).

Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамках тех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое).

Стороны

В целом, независимо от вида, в общении можно выделить три относительно самостоятельные, но в то же время взаимосвязанные стороны:  взаимоинформирование,  взаимодействиеи  и взаимовосприятие.

Взаимоинформрование, или обмен информацией происходит обычно с помощью речевых и неречевых средств. К речевым средствам относятся приемы устной и письменной, монологической и диалогической речи. К неречевым средствам, которые предназначены, в основном, для выражения отношения общающихся к содержанию общения, относятся

такие особенности произнесения, как тембр голоса говорящих, его диапазон в ходе высказывания, регистр, громкость, интонационные характеристики. Сюда же относятся и такие элементы, сопровождающие речь, как междометия, покашливание, смех, слезы, паузы. Важно также учитывать темповые и метро-ритмические характеристики речи.

Кроме того, к неречевым средствам относятся и движения, сопровождающие речь - жесты, мимика, пантомимика, позы, взаимное расположение в пространстве партнеров по общению.

Психологическим регулятором другой стороны общения, - взаимодействия, или координации действий, - выступают ролевые ожидания партнеров. Здесь имеется в виду то обстоятельство, что включаясь в совместную деятельность, люди выполняют определенные профессиональные и социальные роли.

И поскольку существует профессиональные и этические требования и нормы, инструкции и правила, постольку принятие на себя человеком той или иной профессиональной (скрипач или кларнетист) или социальной (солист или артист оркестра) роли вызывает у контактирующих с ним людей вполне обоснованные ожидания по отношению к его действиям.

В тех случаях, когда ожидания оправдываются, взаимодействие людей облегчается, работа ускоряется и становится успешной. Если же ожидания не оправдываются, взаимодействие участников общения затрудняется и может перерасти в конфликт, который приведет к невозможности осуществлять совместную деятельность.

Наряду с взаимоинформированием и взаимодействием третьей, как отмечалось, существенной стороной общения выступает взаимовосприятие партнеров. Необходимость учета этой стороны связана с тем, что и взаимоинформирование, и взаимодействие будут тем более успешными, чем более точным и более полным будет у партнеров представление друг о друге.

Выработка, такого представления весьма сложна, потому что в общении наличествует лишь внешность, облик человека; непосредственно партнеры воспринимают друг у друга разнообразные неречевые средства (в отличие от речи, содержание которой не воспринимается, а понимается).

Опираясь на многообразные особенности партнеров, непосредственно данные им в наблюдении, требуется воссоздать внутренний мир друг друга, понять побуждения, вскрыть намерения, определить возможности и характер Я-концепции.

Итак, рассмотрение общения как активности человека, осуществление которой опосредствованно другим человеком, направлено на него и зависит от его особенностей, позволило отметить его разные виды. В одних случаях общение нацелено на решение задач совместной деятельности, - это деловое, профессиональное общение. В других случаях целью общения выступает установление, изучение и изменение взаимоотношений, - это личностное общение. Понятно, что в ходе совместной деятельности эти виды общения находятся в сложной взаимосвязи, влияя друг на друга.

Для понимания и успешного построения любого вида общения необходимо иметь в виду наличие в нем таких существенных сторон, как обмен информацией (или взаимоинформироаание), обмен действиями (или взаимодействие, координация действий), взаимовосприятие (или "обмен обликом друг друга"). Последнее выступает основой взаимопонимания, которое в целом и характеризует общение как успешное или неуспешное.

Стили общения.

Одной из форм делового, профессионального общения выступает педагогическое общение, - психологический контакт учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессиональных способностей ученика.

Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. Так, при обучении музыке учитель обычно исходит из тех или иных установок в отношении ученика, считая его более или менее способным в овладении исполнительским мастерством. И в зависимости от содержания установки, более или менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его действиями на уроке, более или менее детализирует свои указания, чаще или реже контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.

Можно выделить два основных стиля педагогического общения; авторитарный, монологичный, односторонний или партнерский, диалогичный, двухсторонний. В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности, ориентируется на себя, единолично устанавливая цели и педагогические задачи, которые необходимо решать в учебном процессе. Ученик в этом случае рассматривается лишь как исполнитель указаний, которого не следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую цель совместной работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с недоверием к способностям ученика, его возможностями управлять собой и эффективно заниматься самостоятельно, а основными приемами общения выступают приказ, иликоманда.

При обучении музыке такой стиль общения проявляется в требованиях беспрекословного подчинения учительским указаниям относительно аппликатуры, темпа и динамики исполнения, игнорировании инициатив ученика в отношении использования тех или иных средств музыкальной выразительности и даже высмеивании попыток ученика в индивидуализирированном выполнении технических приемов игры на инструменте.

Во втором случае (припартнерском стиле общения) учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, главным образом, особенности учеников, ориентируется на то, что отличает одного ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение конечной цели работы.

Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный участник совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные возможности, уважает его, проявляет тактичность.

Обучение музыке в условиях партнерских отношений в общении характеризуется обычно совместной (учителя с учеником) выработкой исполнительского плана и интерпретации осваиваемого сочинения, совместным выбором выразительных средств и исполнительских приемов. Важное значение для учителя приобретает отношение ученика, к сочинению, которое предлагается изучать.

Стадии общения.

С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, - как авторитарного, так и партнерского стилей, -может, при идеальном воплощении, включать пять основных стадий: подготовка, вступление в контакт, развитие контакта, выход из контакта и оценка.

Содержанием подготовительной стадии может выступить продумывание учителем предстоящего общения с учеником, планирование разных вариантов вступления в контакт с учеником, разных направлений развития контакта и разных способов выхода из него.

Так, при разработке разных вариантов вступления в контакт могут анализироваться возможные уровни готовности ученика к уроку, к решению запланированных на этот урок педагогических задач. Варианты начала контакта обусловливают выбор путей его развития, которые, в свою очередь, определяют способы выхода из него. Вместе с тем, всегда можно наметить и возможные события по ходу развертывания контакта и их влияние на него.

Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было задано выучить ее наизусть) учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени выполнения задания .

Вторая стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно может учитель истолковывать проявления эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.

Педагоги, умело владеющие партнерским стилем общения, оперативно организуют начальный контакт с  учеником, быстро переходя к деловом  у общению, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь взаимопонимания.

Определенных усилий требует от педагога и дальнейшее развитие контакта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога к неослабному вниманию за действиями ученика и за его состоянием с тем, чтобы вовремя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность.

Управление общением на уроке, оценка ученика во многом (особенно при малом опыте педагога) определяются установкой преподавателя в отношении этого ученика. Так, если педагог считает ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше мелких погрешностей, чаще подбадривает при затруднениях..

Важное значение имеет в общении на уроке и четвертая стадия - выход из контакта, завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во многом определяет впечатление ученика от результатов работы на уроке и, соответственно, его настрой на будущее, в частности на домашние занятия. Поэтому общение должно завершаться сразу по двум направлениям, в двух планах: деловом и личностном.

В деловом плане завершение общения должно содержать очень точные и конкретные указания по работе над пьесой, из которых ученику должно быть ясно, что и как в нужно контролировать и что и как следует оценивать. В личностном плане завершение общения должно вызывать у ученика положительные переживания, основанные на подитоживании  учителем успешных моментов в действиях ученика и одобрении его личных качеств. В целом завершение урока должно вселить ученику уверенность в своих силах и дать четкое представление о содержании работы над пьесой до следующего урока.

Пятая стадия общения - оценочная имеет прямое отношение к общению на следующем уроке. Ее содержанием является осмысление учителем своих удачных действий на всех предыдущих стадиях общения (подготовительная, вступление в контакт с учеником, развитие общения и выход из контакта) и неудачных. В ходе осмысления учитель должен вскрыть причины тех и других действий, выявляя роль собственных усилий и случайных обстоятельств. Специально выделяется то в общении, что совпало с прогнозом на подготовительной стадии и что не соответствовало ему. Здесь же намечаются основные подходы к продумыванию общения на следующем уроке,

Итак, при рассмотрении педагогического общения, - как профессионального делового общения педагога и ученика в целях решения учебно-воспитательных задач в ходе преподавания, - были отмечены и охарактеризованы два основных его стиля -авторитарный, при котором в учениках подчеркивается общее, совпадающее, и партнерский, когда, наоборот, в учениках подчеркивается индивидуальное, отличительное, несовпадающее.

Было также показано, что поурочное общение (как наиболее распространенная форма общения при обучении музыке, особенно игре на музыкальных инструментах) является циклическим процессом. Оно включает пять стадий, которые возобновляется при общении на каждом уроке: подготовительная стадия, связанная с прогнозом содержания и формы предстоящего общения в соответствии с особенностями намеченных педагогических задач; вступление в контакт, - стадия, связанная с организацией деловой стороны общения и придания ему эмоционального комфорта; развитие контакта, - стадия, связанная управлением поведения ученика, контролем и оценкой его действий; завершение общения, - стадия, связанная с формирование впечатления ученика от урока и ожиданий по отношению к будущим занятиям; анализ общения, - оценочная стадия, смысл которой состоит в подведении итогов взаимодействия на прошедшем уроке и наметке общей линии общения на следующем занятии.

Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация выполняет следующие функции:

  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Пример 1:

В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности грамматического способа толкования, использование в процессе такого толкования различных методов лингвистического и юридического анализа (на примере текстов постановлений Конституционного Суда РФ). Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов юридического и лингвистического анализа в процессе толкования. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить юридико-технический способ толкования, дается его определение, формулируются основные характеристики лингвистического и юридического анализа, составляющих юридико-технический способ.

Пример 2:

Статья посвящена философскому осмыслению сетевых коммуникаций в современном обществе, которые вносят новые формы диалога и общения в социум и все его сферы, в том числе и в образование. Показано, что сетевые коммуникации играют в обществе двоякую роль: могут формировать клипмейкерское сознание, которое не требует креативности, или же развивать креативное, поисковое, навигаторское мышление. Образование в XXI веке должно развиваться по сетевой модели, которой свойственны синергетические, диалогические и коммуникативные аспекты. Главное достоинство новой модели - открытость для диалога и коммуникации и возможность самоорганизации.

Пример 3:

В статье ставится задача рассмотреть эффект сохранения и преобразования художественного канона на примере задостойника А. А. Архангельского и П. Г. Чеснокова. В результате анализа автор впервые в литературе доказывает, что в Православном богослужебном пении существуют тексты с устойчивым канонизированным типом структуры. Они обладают свободой музыкальной трактовки. При сохранении единого текста и структуры произведений, использованием различных мелодико-графических формул достигается широкое разнообразие музыкальных произведений.

Пример 4:

Статья посвящена вопросам организационного оформления общества "Долой неграмотность" (ОДН) в Псковской губернии в 1920-е годы. Автор раскрывает задачи, лозунги, формы и виды деятельности общества. Особое внимание обращается на правовую основу и материальную базу функционирования организации. На основе анализа динамики численности добровольного общества, результативности его практической деятельности, а также характера взаимодействия с другими общественными организациями определяется степень участия ОДН в общественно-политической жизни региона.

Конспект ООД  в старшей группе

Образовательная область-социально-коммуникативное развитие

Посадка семян огурцов и помидор на рассаду

Задачи :

1.Уточнить  правила посадки семян: в неглубокие лунки посадить 2-3 семени, засыпать  землей , полить .

2.Вызвать желание вырастить  рассаду для огорода.          

Интеграция  образовательных областей :

Познавательное развитие .

1. Уточнить представления  детей о выращивании растений, которые  долго растут и требуют  для роста много тепла и света , выращивают рассадой ( огурцы , помидоры , кабачки , капусту)

2.Подвести детей к пониманию условий, необходимых для  успешного выращивания рассады –посадка семян  в  помещении в  горшочки с землей  .Выращенную рассаду  высаживают на грядки , когда минует опасность заморозков .

3.Формировать умение сравнивать семена двух культур  по цвету , величине, форме,  характеру поверхности .

Речевое развитие.

Словарная работа:  огурцы, помидоры , семена, рассада, вырастить растение, почва, лунка, проросли семена, росток.

Материалы и инструменты для посадки :

- горшочки с метками отличия(зеленые-для огурцов , красные –для помидор ) , семена овощей по 2 на каждого на  блюдце   , палочки для работы, с отметкой глубины посадки, земля (торф ),лейки  с водой.

Наглядный материал :

 Картинки выращенных растений ,иллюстрации овощей, свежие овощи в корзинке., дневник наблюдений  .

Организация: столы стоят буквой «П», материал и инструменты расположены на отдельных столах ,трудовые действия дети выполняют стоя .

Ход ООД

1часть. Ребята сегодня к нам пришёл Буратино , и он хочет  узнать как и когда нужно выращивать овощи на грядках.  Поможем Буратино ?

-Когда выращивают овощи  на грядках ?( летом )

-А какое сейчас время года ? (весна ) Какой период  весны ?(ранняя )

Буратино очень хочет посадить свой огородик , на котором будет расти зелень (укроп , петрушка ) и овощи ( огурцы и помидоры). Что мы посоветуем Буратино ?

-Можно ли сейчас пойти и посеять семена огурца и помидор  в землю ?( нет , надо сначала  в домашних условия вырастить рассаду ,  которую потом высаживают в грунт ).

Буратино :  «Но ведь это все очень сложно и долго . Ведь можно просто на грядках посеять семена и все .»

-Ребята , прав ли Буратино ? Почему же  нельзя эти семена (огурцов , помидор ) сеять сразу в грунт ? ( земля не прогрета , долго растут и не успеют дать плоды )

-Как же  мы вырастим  долго растущие овощи ?( в помещении сеют семена в горшочки с землёй ,выращивают рассаду   ,которую потом высаживают на грядках )

-Что  называют рассадой ?

-Какие еще растения выращивают рассадой ?(рассматривание

 картинок ).

-Как мы поможем Буратино ? (вырастим рассаду )

-Кто хочет помочь?  (я,я,я …)

2 часть

Игровая ситуация: «Вырастим овощи»

Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи, овощеводы берут вот такой(воспитатель показывает настоящие овощи) огурец или помидор, кладут их на грядку, засыпают землей, проходит время. и на грядке вырастает много-много новых огурцов и помидоров.--Почему вы на меня так смотрите? Я что-то не так говорю? ( сажают семена , а не овощи )

- Где же берут семена? (семена есть у растений и овощей).

-Что нам понадобится ? ( горшочки с землёй , семена ,палочки , лейки)

-Давайте рассмотрим семена огурца и помидора .

-Возьмите по одному семени и сравните их.

-Что у них общего ? Чем отличаются ?(сравнение по форме ,цвету ,величине ).

-Во что будем сеять семена  ? (в горшочки с землёй ) Почему ?( при высадке рассады на грядку , мы не повредим корни ).

-Горшочки с землей помечены разными метками(зеленые и красные ) .---Как вы думаете , зачем ?( зеленые для посадки семян огурца , а красные для семян помидора ).

-Возьмите  горшочек с зеленой  меткой и несколько семян  .Семена какого овоща будем сажать сюда ?(огурца )

-В один горшочек надо посадить несколько семян ,что бы потом оставить самое крепкое растение для высадки на грядку .

 -Делаем луночки для семян .Сколько семян  кладем в лунку? ( одно , двум будет тесно расти )

-Как закончите посадку семян огурца , приступайте к посадке семян помидора .

-Горшочек с какой меткой нужно будет взять для семян помидора ?(горшочек с красной меткой ).

-На свои рабочие места  дети принося все , что им понадобится для посадки семян.

- Ребята , подойдите ко мне и я покажу вам , как правильно и по порядку надо сажать семена в горшочки .

Самостоятельная деятельность детей  по посадке . Воспитатель и пом.воспитателя  наблюдают за работой детей, уточняя , что каждый из них  сажает   на какую глубину .Если нужно , то проводится индивидуальная работа  с ребенком .

3 часть.

-Ребята , как вы думаете , куда мы поставим наши горшочки до того , как взойдут семена ? (в теплое место  на свет )

-Где мы будем отмечать свои наблюдения за всходами ? (в дневнике наблюдений ) Что будем отмечать ? (появление ростков и их рост )

-Как будем ухаживать  за рассадой ? ( поливать )

-Когда Буратино может прийти к нам за рассадой , что бы высадить её на грядках своего огорода ? ( летом , когда солнце  прогреет землю и будет тепло )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские конфликты в детском саду

Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: неподеленные лопатки в песочнице, ссоры из-за правил игры в детско...

Детские конфликты в детском саду

Детские конфликты в детском садуДети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: неподеленные лопатки в песочнице, ...

Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"

Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....

Детские конфликты в детском саду.

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Детские конфликты в детском саду"

Конфликт — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации, с которым столкнется ваш ребенок....

Детские конфликты в детском саду.

Конфликт — это неизбежная часть детства, поэтому невозможно предупредить и обезвредить все конфронтации, с которым столкнется ваш кроха. В ссорах со сверстниками ребятишки учатся находить компро...

Консультации для родителей: "Детские конфликты в детском саду"

Консультации для родителей:  "Детские конфликты в детском саду"...