Развлечение «Наша дружная семья»
план-конспект занятия на тему

Башкловкина Татьяна Николаевна

Нравственно-патриотическое развлечение в старшей группе общеразвивающей направленности  для детей седьмого года жизни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvlecheniya_nasha_druzhnaya_semya.docx223.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»

http://yamal-region.tv/UserFiles/Image/79932.jpg

Развлечение «Наша дружная семья»

 в старшей группе общеразвивающей направленности

для детей седьмого года жизни

Разработала: Башкловкина Татьяна

                                                              Николаевна, воспитатель  высшей  

                                                              квалификационной категории    

        Нижневартовск, 2018

Актуальность: 

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. 

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, региона.

Цель:        

Формирование  у обучающихся патриотического самосознания  и активной жизненной позиции для их успешной социализации на благо региона и Родины в целом, через вовлечение дошкольников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по социально - нравственному воспитанию и реализацию программы «Социокультурные истоки».

Задачи:

1. Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.

2. Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, народных подвижных играх; формировать чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие  народы России;  воспитывать  уважение к людям разных национальностей.

3. Формировать у участников мероприятия представление об истинных ценностях настоящего гражданина, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

4.        Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях.

5. Развивать социокультурную основу личности, начиная с

дошкольного возраста.

6. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

7. Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования патриотического самосознания дошкольников в процессе совместной  деятельности.

Планируемые результаты:

1. Обновление системы патриотического воспитания МАДОУ ДС №17 «Ладушки», обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, расширение регионального компонента в учебном плане учреждения, обеспечивающих формирование у обучающихся патриотического сознания.

2. Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3. Установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников; повышение эффективности взаимодействия всех участников проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Понимание  родителями важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте; активное взаимодействие с ДОУ; участие в совместных мероприятиях.

5. Усиление чувства гражданственности и национального самосознания обучающихся, осознание ответственности воспитанников за судьбу страны.

6. Знание дошкольниками исторического и культурного наследия родного края, ответственное отношение к природным богатствам Родины.

7. Повышение уровня педагогического мастерства в коллективе ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето господне», сказа П.П. Бажова «Живинка в деле». Выполнение задания с определением семейных традиций, рисование семейных традиций, совместное с родителями рисование «Герб моей семьи», «Мое генеалогическое древо». Разучивание стихов, пословиц, песен.

План проведения мероприятия:

  1. Беседа о семье.
  2. Чтение стихов о семье.
  3. Проведение развлекательных конкурсов между семьями:
  • Семейный конкурс «Что нам стоит дом построить» (поочередное рисование деталей дома всеми членами семьи)
  • Конкурс  «Не урони».
  • Конкурс «Кто больше знает пословиц и поговорок о семье»
  • Конкурс  «Уборка квартиры». (Задание для детей и мам: нужно собрать в корзину малые мячи)
  1. Практические действия по ломке связки прутиков.
  2. Чтение пословиц об отношениях в семье.
  3. Повторение пословиц вместе с родителями.
  4. Беседа о многонациональной стране России.
  5. Определение значения слова «толерантность» в разных языках.
  6. Пословицы, поговорки, стихи о дружбе народов.
  7. Поочередное выступление семей в национальных костюмах.
  8. Чтение национальных стихов, исполнение песен.
  9. Называние традиций народов.
  10. Народные игры.
  11. Многонациональный хоровод.
  12. Беседа с детьми и родителями о значимости проведенного мероприятия.
  13. Перспектива проведения совместных мероприятий в рамках проекта «Наследие великой страны».        
  14. Чтение стихотворения.
  15. Чаепитие с дегустацией национальных блюд.

Оборудование и материалы: национальные блюда, одежды, шары для украшения зала, выставка совместных работ «Герб моей семьи» и «Генеалогическое древо моей семьи», деревянные ложки, шарики, малые мячи, «лепестки» ромашки из бумаги, ручки.

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: ведущий (воспитатель), дети и родители.

Ход развлечения:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Добрый вечер ребята!

Рады приветствовать вас на  нашем семейном развлечении «Наша дружная семья».

Что для человека самое дорогое, важное, с чего начинается жизнь каждого из нас, конечно, это семья. Мы постарались, чтобы наша работа была представлена ярко, красочно и, главное, наглядно, вашему вниманию выставка совместных работ «Герб моей семьи» и «Генеалогическое древо моей семьи».

Мы благодарны родителям, которые тесно с нами сотрудничали: дома с детьми рассматривали семейные альбомы, рассказывали своим детям о родственниках, делились воспоминаниями о своём детстве, о семейных традициях и обычаях, семейных праздниках и семейных реликвиях. А теперь давайте спросим у наших детей: «Так что же такое семья?».

Дети:

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Лёшка, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это крёстные тёти и дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце на веки останется в нём!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Ведущий: Сегодня в этом зале собрались семьи. Чтобы поближе познакомиться и скрепить нашу дружбу, предлагаю поиграть. Игра – веселая спутница всей нашей жизни. Ведь любую новую жизненную роль, любые затруднительные действия лучше всего начать осваивать «играючи», благодаря этому и результат лучше.

(ведущий называет участников команд и выбирает капитанов)

Конкурс «Что нам стоит дом построить».

Перед вами мольберты. На чистый лист бумаги. А около вас маркеры. По сигналу вы должны взять маркер, добежать до мольберта и нарисовать одну деталь дома, затем бежать к своей команде и передать маркер следующему игроку. И так до тех пор, пока не будет нарисован ваш дом. Победит та команда, которая нарисует его быстро и по возможности красиво. Участвуют все члены команды.

Конкурс  «Не урони». По очереди сначала папа, затем мама, ребенок  с ложкой в руке и шариком бегут до пирамиды и обратно.

Конкурс «Кто больше знает пословиц и поговорок о семье».

Как много слов было сегодня сказано о семье, и каждый из нас понимает – это главное, самое дорогое, основное, начало всех начал. Так учили наших предков, они так учили нас, мы так учим наших детей, а они так будут учить своих. Именно поэтому народ сочинил массу пословиц, поговорок и загадок на тему семья. Насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим.

«Вся семья вместе и душа на месте»,

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»,

«Русский человек без семьи не живёт»,

«Нет такого дружка, как родная матушка»,

«На что клад, коли в семье лад»,

«Птица рада весне – младенец матери»,

«Изба детьми весела»,

«Материнская ласка конца не знает»,

«Братская любовь крепче каменных стен»

Конкурс  « Уборка квартиры». Задание для детей и мам: нужно собрать в корзину малые мячи.

Ведущий: Ребята, уважаемые гости! У каждого из нас есть своя семья. Но я знаю, что мы все свами братья и сестры.

Оглядитесь, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на всех. Вы все похожи? Посмотрите, у вас у всех разные волосы, глаза, вы разного роста, у вас разный цвет кожи. Но вас что-то объединяет. Скажите, что? (живем в одной стране)

Даю связку прутьев. Попробуй сломать эти прутья. Получилось? А что нужно сделать чтобы получилось их сломать? Вытащи один прутик и попробуй его сломать. Получилось? А почему?

- Из этого мы можем сделать вывод. Какой?

Люди порознь не сделают того, что можно сделать вместе.

Один посадит дерево, а все вместе – сад.

Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже Дом готов!

Значит, нам нужно поддерживать дружеские отношения с другими, даже с теми, кто на нас не похож, у кого другой возраст, у кого другие глаза, другой город, в котором они живут, и с теми, кто другой национальности.

Много национальностей в России.

Что же объединяет все эти народы? (нас соединяет дружба)

Ведущий: Давайте узнаем, что говорит о дружбе народ. Пословица – это мудрость народа. Вспомните пословицы о дружбе.

1. Сам погибай, а товарища выручай.

2. Старый друг, лучше новых двух.

3. Без друга - на душе вьюга.

4. Друг за друга стой - выиграешь бой.

Ведущий: А что нужно для того, чтобы жить дружно?

Какие черты характера должен иметь человек, чтобы с ним приятно было общаться? (Честность, вежливость, доброта и т.д.)

А знаете ли вы такое слово как толерантность?

Что оно обозначает?

Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

•        в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

•        во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

•        в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

•        в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

•        в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

•        в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Ведущий: В нашей стране почти 200 национальностей.

Ребенок:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Но вместе все народы на русском говорят.

Ведь русский, татарин, башкир и якут

Единой семьёй в России живут.

Ребенок:

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Ребенок:

А у нас в селе живут

Русский, немец и мордвин,

И татарин, и грузин,

И казах и армянин,

Украинец, и бурят-

Все они дружить хотят!

Ведущий:

Россия- Россия, края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Звучит русская народная музыка на сцену выходит семья в русском народном костюме.

Взрослый:

Добрый день, дорогие друзья!

Ребенок:

А мы живем в России

У нас леса густые

У нас березы белые,

И девочки красивые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

Взрослый:

У русских так заведено

Коль гости в дом приехали

Ты караваем их встречай

И от души всех угощай.

По обычаям русским всем поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью, с хлебом, солью.

Примите соль, примите хлеб,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

Под русскую народную мелодию представители русского народа ставят свои угощения на стол и садятся на свои места.

Ведущий:

Друзья мои, а русский народ очень веселый и задорный, любит играть в подвижные игры. Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря - заряница" – это Богиня утра. Русские люди ее почитали, уважали, называли «красною девицей», верили, что она прогоняет зло.

Правила:

Игроки становятся лицом в круг и держат руки за спиной. Водящий ходит по кругу за спинами игроков со словами:

Заря - заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

ключи золотые, ленты голубые!

С последними словами водящий кладёт ленту одному из игроков, игрок заметив это быстро берёт ленту и они бегут в разные стороны, чтобы вперёд занять пустое место. Кто останется без места, становится водящим.

Звучит татарская народная музыка, выходит семья в татарском костюме.

Взрослый: Исәнмесез кадерле дуслар!

Как дорог мне родной мой край!

Могучих наших предков стан.

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Отгадайте татарские загадки:

«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).

«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).

«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).

Ребенок:

Свадьба или юбилей,-

Полон дом родных, друзей.

На столе стоит «Чак-чак»

Без него нельзя никак.

Аппетитный, золотистый,

Мёдом он полит душистым.

Знают русский и коряк

Блюдо сладкое «Чак-чак».

Ведущий: Тюбетейка - традиционный головной убор для мужчин. Её принято красиво украшать бисером, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Надень тюбетейку»

Дети становятся в круг, звучит песня на татарском языке, и одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводиться под народную татарскую музыку

В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому танцует в центре круга.

Ведущий:

Лаская слух язык украинца звучит

Как будто горный ручеек журчит.

Звучит украинская народная мелодия. На сцену выходит семья в украинском народном костюме.

Взрослый:

Добрый дэнь вам, люды добри!

Щастя и добра бажаты. Посылаем вам уклин.

Ребенок:

Чистым сердцем мы встречаем

Дорогих гостей своих.

Хлебом-солью привечаем

Щедро угощаем их!

Взрослый:

Хата (мазанка) - жилище на Украине.

Хаты в Украине чаще всего строили из глины, побеленные снаружи и изнутри, крытые соломой или камышом. Украинцы свои хаты украшают яркими сказочными рисунками. В росписи домов присутствует различные цветы, а так же животные и птицы. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа.

Взрослый:

Как у любой страны, у Украины есть свои национальные блюда. Это украинский борщ, сырники, сало, вареники и др. Мы предлагаем вам отведать одно из вкусных украинских блюд – вареники.

Ведущий:

Весёлый народ украинцы. Любит украинцы и поработать и повеселиться,

польки поплясать и в игры поиграть. Предлагаю вам поиграть в подвижную игра «Казаки»:

Участники становятся с одной стороны воображаемого прямоугольника. Посредине прямоугольника обозначаем линию-границу Запорожской Сечи. Только по ней перемещается запорожский казак (ловец). Казак кричит «Гей!» и участники стараются перебежать на другую сторону через Сечь. Если казак поймает (коснется плеча) перебегающего игрока, он остается с ним на Сечи, тоже становится казаком и начинает с первым казаком ловить остальных игроков.

Звучит казахская мелодия. На сцену выходит семья в казахском национальном костюме.

Взрослый: Кайырлы күн (на казахском языке «добрый день»).

Ребенок:

Степь казаха родила,

И его одеть смогла.

Степь кормила и лелеяла,

Степняком казаха сделала.

Что казаха окружало,

То ему и помогало:

Степь дала одежду, дом.

Взрослый:

Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.

Национальное жилище казахского народа юрта.

Её удобно было перевозить, она собиралась и складывалась.

Казахи – мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрывают дастархан.

Ребенок:

Обычай древний, чистый и прекрасный,

Волнующий как первый поцелуй.

Собраться миром и устроить праздник

А лучший праздник – это сабантуй.

Игра -"Такия-тастамак"(тюбетейка-невидимка).

В игре принимают участие все дети группы. Все сидят по казахски образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого -нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это-он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге.

Звучит белорусская народная мелодия. Входит семья в белорусском костюме.

Взрослый: Дзень добры, шаноуныныясябры!

Ребенок:

Как мне мила Беларусь несказанная

Вечными пущами благоуханная

В центре Европы краса первозданная

А на полях урожаем столь славная

Взрослый:

Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин».

Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях.

Раньше самым распространенным сладким блюдом был ягодный пирог. Сейчас десерты белорусской национальной кухни включают блины, оладьи, печенье. Белорусские блины отличаются от русских. Например, налисники: не только жарят, но и тушат.

Белорусы умудряются использовать в десертах и свой главный продукт, картофель. Пример одновременно сладкой и несладкой выпечки — драники с брусникой.

Ведущий:

Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». И еще они очень любят играть. Мы с вами сейчас поиграем в белорусскую народную игру "Лянок"

На игровой площадке рисуются кружки - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки.

Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Ведущий:

Мы сегодня поиграли

Много нового узнали.

А теперь давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди земли с нами встанут в него,

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Дети и взрослые все вместе водят хоровод под песню «Большой хоровод»

(слова Жигалкина Е, музыка Хайт А.)

Ведущий: Возьмите лепестки, что лежат на столах. Напишите пожелания  нашей многонациональной семье. Давайте соберем ромашку из этих лепестков.

Ведущий: Понравилось ли вам наше сегодняшнее развлечение. Будем дружить семьями?

Дети:

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ведущий:

Россия – многонациональная страна. И это делает наше государство сильнее, прочнее, могущественнее, так как за ней стоит стена дружбы, скрепленная миллионами рук людей, называющих себя россиянами!

Ведущий:

А теперь приглашаем всех на чай,

С пряниками, сушками, пышными ватрушками.

Дети и взрослые под музыку выходят из музыкального зала на чаепитие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Наша дружная семья".

Спортивное развлечение для детей старшей группы и их родителей....

Развлечение « Наша дружная семья»

Международный день семьи отмечается в мире 15 мая. Нет крепче на Земле союза, чем счастливая и дружная семья. Это начало новой жизни, продолжение прекрасного рода, сохранение святости традиций. Семья ...

Сценарий развлечения "Наша дружная семья"

Сценарий развлечения "Наша дружная семья", посвященное празднику " 8 июля - день семьи, любви и верности"...

Сценарий развлечение во второй младшей группе вместе с родителями "Наша дружная семья"

Цель: -доставить детям  и взрослым радость  от  взаимодействия  друг  с  другом  в  двигательно-игровой  деятельности; - помочь  установить...

Развлечение с родителями и детьми «Наша дружная семья»

                                       Развлечение с родителями и детьми...