Развитие и воспитание младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
статья (младшая группа) на тему

Добрынина Вера Дмитриевна

В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность, оказывающая развивающее воздействие на дошкольника, способствующая формированию первоначальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera_dmitrievna.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и воспитание младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Постникова Мария Валентиновна

Добрынина Вера Дмитриевна, воспитатели

В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность, оказывающая развивающее воздействие на дошкольника, способствующая формированию первоначальных навыков.

Известнейший в нашей стране педагог А.С Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок на игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределами семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в жизни детей и является важным видом деятельности и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Игра одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирования умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постепенно расширяющиеся жизненный опыт детей

По мнению психологов и педагогов наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главная назначение игры –социальное развитие ребенка т.е. овладение нормами и правила поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками.

Сюжетно ролевая игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Здесь все как будто, понарошку,  но в этой условной обстановкой, которой создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих, их чувства, переживания. Подражание взрослым в игре с вязано с работой воображения, ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазию, поэтому в игре переплетается реальность и вымысел. Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают к домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, шофера. Следовательно в играх воспитывается уважение к труду, утверждается стремление самим принимать на нем участие.

Жизнь в детском саду дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок  получает много впечатлений. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является самым важным средством для воспитания.

В любом возрасте сюжетно ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов

(Д.Б. Эльконина, Д,В. Менджерцкой, Л.С. Выгодцкий) показали что общественная жизнь взрослых в ее разнообразных появлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей.

Для появления игры необходимы три условия:

  1. Наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности
  2. Наличие разных игрушек и воспитательных пособий
  3. Частое обращение с ребенком.

В игре как всякой действительности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют моральные качества. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Педагог влияет на игоревой замысел и его развитие, обобщая содержания жизни детей, расширяет их представление о труде и о быте взрослых, о взаимоотношения людей и тем самым конкретизируем содержание той или иной роли игры. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие источников, из которых дети черпают ее содержание.

Сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры. Содержание каждый из них дает конкретные примеры положительного отношения к друг другу, а так же к игрушкам и предметам. У ребят появиться новые знания, опыт, которые они будут успешно применять. Такие игры как: «Уложи куклу спать», «День рождения Кати», «К нам в гости пришли» Способствует к развитию речи.

Для детей 3-4 лет достаточно уметь принимать  и обозначить игровую роль, реализовывать  ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать на парное ролевое взаимодействие. Совместные игры доставляют детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. Дети стремятся играть в месте со сверстниками, активно включаться в игры. Накопительный опыт помогал активно участвовать в игре.

В группе мы оборудовали игровую среду. Все атрибуты к играм находятся в доступном для детей месте. Ребенок может использовать их к игре. Красивые куклы, мебель, посуды привлекают малышей, они начинают играть с ними: катать, кормить, укладывать. Нам, воспитателям, было важно, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. Свою работу мы начинали с того, что определили сюжетно-ролевые игры для наших детей. Выбрали следующее: «Семья», «Строители», «Водители и пассажиры». Для того чтобы дети имели четкие представление о профессиях, мы производим экскурсии , беседы с детьми, показываем картины из серии «В больнице», «В парикмахерской» и другие.

Для проведения игры «Больница», мы заранее приготовили уголок для больницы: градусник, вата, витамины, фонендоскоп. Роль врача для первого раза играет воспитатель, а в дальнейшем дети берут эту роль на себя.

Доктор: Здравствуйте, как вас зовут.

Пациент: Здравствуйте, моя дочка заболела.

Доктор: Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Дыши.

Дети внимательно наблюдают, слушают за моими действиями, как врача.

Пациент: До свидания.

В дальнейшем усложняю игру: вношу роль медсестры.

Каждая игра со взрослыми, либо со сверстниками – это приобретение ребенком определенного опыта, где он учиться радоваться маленьким победам.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета им возрастных индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей от четкой организации и проведения всевозможных игр. В чем же проявляется мастерство воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей? Воспитатель должен:

  •  Направить каждого ребенка на полезную и интересную игру
  • Не подавлять его активности и инициативы
  • Учитывать общие тенденции психического развития детей
  • Знать психологию ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности
  • Знать организацию и проведения всевозможных игр
  • Чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, чтобы им было удобнее играть, не мешая друг другу.

Хорошо зная характеры и интересы детей, мы должны увлечь их совместными действиями с игрушкой. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждою ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. дети перенимают друг y друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым.

Игра-всегда импровизация, а следовательно- деятельность развивающая. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выборному герою, но и проявляет личные качества.

Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру"

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ....