Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Гайнанова Айгуль Ильдусовна

    “Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл”….

    К. Е. Тимирязев.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе по экспериментированию «Удивительный воздух»

    “Люди, научившиеся…. Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл”….

    К. Е. Тимирязев.

    Актуальность:

    В старшем дошкольном возрасте ярко выражено развитие фантазии, творческого начала в ребёнке. Детям становятся особенно интересны продуктивные виды деятельности.

    Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

    Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

    Задачи:

    - способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

    - научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

    - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;

    -развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха;

    - развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о том, что нас с вами окружает. Об этом я вам загадаю загадку. Вот послушайте!  

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но не видим он для нас.

    В: Что это? (воздух)

    В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

    В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

    В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

    В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

     В: Давайте вместе:

    Каждый день всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Громко, четко, говорим,

    Никуда мы не спешим.

    Если хочешь ответить, не шуми,

    Только руку подними.

    В: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

    Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать

    Научиться наблюдать,

    Будем вместе развивать качество — внимательность,

    А поможет всё узнать

    Наша наблюдательность.

    В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

    В: Мы опыты начинаем

    Интересно здесь бывает

    Постарайтесь все понять

    Много нужно здесь узнать

    В: Итак, начнем наши опыты:

    В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

    Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

    В: Возьмите со стола целлофановые пакеты. Как вы думаете, что в пакете?

    Дети: Пустые. Ничего нет.

    Воспитатель отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и завязывает. Спрашивает у детей, что в пакете. Даёт потрогать. Выясняют, что внутри воздух, выпускают его. Дети сами повторяют опыт и делают вывод, что воздух прозрачный и невидимый, и бесцветный.

    В: А теперь попробуйте сами поймать воздух.

    В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? (Прозрачный, невидимый и бесцветный).

    В: Как нам почувствовать воздух? (Ответы детей)

    В: Давайте подуем на ладошку, что мы чувствуем?

    В: Дуновение. Прохлада. Это и есть воздух.

    Вывод: воздух можно почувствовать.

    В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

    Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

    В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

    В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха)

    В: Да, это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут наверх потому что воздух лёгкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. 

    В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

    Вывод: С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

    Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Воздух легче воды.

    В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

    Эксперимент № 3 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному, например, из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовила мама.

    В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат.

    Воспитатель выносит очищенные апельсины на подносе, закрыты салфеткой. Дети должны угадать, что лежит на подносе. (апельсин).

    В: Вы замечательно справились! Молодцы.

     

    Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?»

    В: Это мы сейчас проверим.

    В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусочек резины (ластик).

    В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

    Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

    (воздух)

    Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

    В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

    В: Хотите попробовать? (Да)

    В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети рисуют)

    В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

    В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

    В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

    В: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

    Молодцы, ребята!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

    Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

    Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха»

             Задачи:       Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.      ...

    Воздух и его свойства. Конспект занятия для старшей группы

    В конспекте кратко, но очень емко описывается свойства воздуха. Используется сюрпризный момент, что делает занятие более любопытным для детей....

    Конспект экологического занятия в старшей группе "Чистый и загрязненный воздух"

    Конспект является частью проекта по экологическому воспитанию "Природа - мой чистый дом" и содержит информацию обучающего характера о том какую роль играют растения в нашей жизни и как они влияют на ч...

    Конспект занятия в старшей группе. Экспериментирование "Где прячется воздух?"

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (совместная поисково-исследовательская деятельность)в старшей группе на тему:"Где прячется воздух?"...

    Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха»

    Область: Познание.Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость...

    Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: " Удивительные свойства воздуха"

    Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: " Удивительные свойства воздуха"...