Обобщение опыта работы "Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».
материал (младшая группа) на тему

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_moe.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

                                                                         Воспитатель: Горбачева Л.А.

Тема: «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

 В. Сухомлинский

 Условия возникновения и становления опыта. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Актуальность опыта.  В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Наблюдая за детьми в процессе своей работы, я сделала вывод, что эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

История приобщения ребёнка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого: Я.А. Каменский (XVII) - о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста;                    Ж.Ж. Руссо - о значении общения с природой для воспитания детей; взгляды И.Г. Песталоцци на значение природы в умственном развитии детей; использование природы как источника умственного и нравственного воспитания в педагогической системе Ф. Фребеля, природа, как фактор воспитания в системе М. Монтессори; К.Д. Ушинский - о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе; развитие Е.Н. Водовозовой,                        Е.И. Тихеевой взглядов К.Д. Ушинского на роль природы в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Целью своей работы ставлю: найти пути оптимального решения задач формирования экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников.

Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

 • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе

 • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам. • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

 • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Для решения данных задач использую самые разнообразные методы работы с детьми: наблюдения, рассматривание картин, беседы, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения.

Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

Поэтому в образовательной деятельности я широко использовала наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Так, в группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений; здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений. Формирую у детей умения замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково- экспериментальной деятельности детей. Таким образом, в своей работе выделила такие принципы организации уголка: доступность, безопасность, креативность.

 Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Прошу детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Осторожно ввожу игру как метод экологического воспитания.

Главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Найди детёныша для мамы»; «Собери снеговика»; «Времена года»; «С какого дерева листик»

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

 Организация учебно-воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс строю так, чтобы детям было  доступно. Образовательную деятельность с детьми я строю в форме игры. Главное звено игры – воображаемая ситуация, которую я поддерживала в течение всего занятия. Предлагала ребятам путешествие по воображаемому лесу (групповой комнате), время от времени выводя их то на полянку (ковер) для выполнения какого- либо задания, поручения, то предлагая сесть на пенёк (стульчик) для прослушивания художественного произведения, то осторожно проводя вокруг какого-то водоёма так, чтобы никто не намочил ноги. Важным моментом воображаемой ситуации является наша установка на правильное поведение в лесу. Так, при проведении занятия «Путешествие в лес», мы путешествовали по лесу, встречали диких животных: зайца, белку и мишку, определяли, кто, чем питается и в то же время, я объясняла детям, как правильно вести себя в лесу

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Самые первые наблюдения я организовывала с детьми: за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т.д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей  на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю. Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое; слушали шум деревьев, дождя и др Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д. Учила детей видеть зависимость животных от человека. Особое место в моей работе я уделяю играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при лепке снежной бабы. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я старалась использовать больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Играем с детьми в подвижные игры, экологического содержания: «Собачка и воробьи», «Снег кружится», «Вышли дети в садик», «Поедем в лес», «По узенькой дорожке», «Листопад», «Лохматый пёс». Малыши очень любят играть в пальчиковые игры: «Рыбки», «Капуста», «Черепаха», «Улей» и др.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий)

Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с проведения анкетирования), индивидуальных бесед, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Результативность опыта Результатом моей работы по формированию экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников явились положительные результаты. Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой. Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Родители принимали активное участие в создании условий для экологического воспитания детей: оформление и разбивка цветников на участке; приобретение растений в уголок природы, развивающих игр.

               

Список литературы

1.  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2005.

2.  Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003-240 с.

3.  Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 -4 лет. - /Мозаика- синтез, 2010.

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми младшего возраста. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

 5. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание.-2000.

6. Рыжова Н. А. Экологические игры в детском саду.- М.; Изд. Дом «Карапуз», 2001 - 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников»

Данный материал предназначен для педагогов. Из которого педагог может применить в своей практике игры на формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших ...

Опыт работы "Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения"

"Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения"...

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...

Отчет по плану самообразования «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Обобщение опыта работы: "Использование ИКТ в развитии творческих способностей дошкольников в рамках ФГОС ДО"

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным (чувствительным) для развития творческих способностей. Для этого использую различные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ и др....