Главные вкладки

    Подвижные игры, соревнования для детей по пожарной безопасности
    материал (старшая группа) на тему

    Ковалева Нина Николаевна

    Подвижные игры, соревнования для детей по пожарной безопасности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подвижные игры, соревнования для детей по пожарной безопасности

    Подвижные игры

    Огонь в очаге.

    Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

    ***

    Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

    ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

    ИГРОКИ (в ответ)

    Ты зачем ушел из очага,

    Превратился в нашего врага?

    ОГОНЬ: Я, Огонь – ваш друг и враг,

    Со мной не справиться никак.

    После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» ( тех кто нарушил покой его очага), то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

    Огненный Дракон

    Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

    ***

    Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь –дракон, уходи вон!»

    Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.

    ДРАКОН: Язычки огня всё ближе, ближе

    Нагибайтесь ниже, ниже!

    Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.

    Те, кого не задел, возвращаются в круг.

    Вода и огонь.

    Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.

    ***

    На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними.

    По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.

    Птички в беде.

    Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

    ***

    На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

    Кто быстрее потушит пожар.

    Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

    ***

    По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю).

    Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

    Хозяин озера

    Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.

    ***

    На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.

    Водящий считает до пяти.

    Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера). В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

    Соревнования

    Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т. п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

    Игра «Разведчики». По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой, «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

    Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.

    Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

    Игры

    «Зонт над головой»

    Цели: развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес, уважение к чужим переживаниям, чувство сострадания, взаимопомощи.

    Ход игры:

    Выходит участник игры, произносит слова:

    Я спешу к себе домой,

    Дождь струится надо мной.

    Где ты, зонт любимый мой,

    Красный, желтый, голубой?

    После этих слов участник выбирает один из зонтов, лежащих на столе, и в зависимости от цвета этого зонта рассказывает «Цветную историю», которая когда–то произошла с ним. Например: «багряно–красную историю», случившуюся на пожаре; «голубую историю» воды, потушившей пожар, «алую историю» молнии, упавшей на опушке леса, «пеструю историю» кошки из загоревшегося дома, «желтую историю» доброй электрической лампочки; «черную историю» задымленного дома или потушенного костра.

    «Вопрос - ответ»

    Цель: закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

    Ход игры:

    Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать нужный ответ. 

    Ситуации:

    • Возник пожар.
    • В комнате много дыма.
    • На тебе горит одежда.
    • Задымился телевизор.
    • Горит старая трава.
    • Почувствовал запах газа.
    • Трудно дышать от едкого дыма.

    Ответы:

    • Звони по телефону «01».
    • Пробирайся ползком к выходу.
    • Падай на пол и катайся.
    • Отключи, накрой одеялом.
    • Забросай землей, залей водой.
    • Открой окно, позвони «04».
    • Дыши через мокрую тряпку.


    Разложи по порядку

    Цель: ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

    Используются карточки с изображениями:

    • сообщение по телефону «01» о пожаре;
    • эвакуация людей;
    • тушение пожара взрослыми до приезда пожарных,

    если это не опасно;

    • встреча пожарных;
    • работа пожарных.

    Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.



    Игры на внимание

    1. Показывается рисунок или плакат, на котором несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий сообщает число нарушений и предлагает ребятам за одну–две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно.

    2. 
    На картинке нарисованы: пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занят делом, не связанным с их профессией. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.

    Сложи картинку

    Картинку по пожарной тематике наклеивают на несколько частей. Играть можно двумя командами. В этом случае интересно использовать две картинки, так как при игре их части можно перемещать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку. 

    Дополни словечком

    Цели: развить фонематический слух, умение рифмовать; закреплять знания о пожарной безопасности.

    Ход игры:

    Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.


    Пожар мы быстро победим,

    Коль позвоним по… («01»).

    Если стал гореть забор,

    Доставай скорей … (топор).

    Если все в дыму у нас,

    Надевай … (противогаз).

    У пожарных не напрасно

    Цвет машины ярко-… (красный).

    Наш брандспойт

    Был очень старый

    И не мог тушить … (пожары).

    Мчалась лестница все выше,

    Поднялась до самой … (крыши).

    Вдоль по улице, как птица,

    На пожар машина … (мчится).

    На пожаре ждет беда,

    Если кончилась … (вода).

    Чтоб огонь нам одолеть,

    Надо вовремя … (успеть).

    Ох, опасные сестрички -

    Это маленькие … (спички).

    Знать обязан каждый житель,

    Где висит … (огнетушитель).

    При пожаре не зевай,

    Огонь водою … (заливай).

    Деревянные сестрички

    В коробочке.

    Это … (спички).

    Коль не тратишь время даром,

    Быстро справишься с … (пожаром).


    Запрещается – разрешается


    Цели: закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование дисциплинированности, чувство долга.

    Материал:

    У каждого ребенка по одной сигнальной карточке – «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета – «разрешающая», другая сторона красного цвета – «запрещающая».

    Ход игры:

    Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

    Методический материал к игре:

    Запрещается:

    • Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
    • Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
    • Оставлять открытыми двери печей, каминов.
    • Применять самодельные приборы и предохранители.
    • Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
    • Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
    • Пользоваться поврежденными розетками.
    • Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.
    • Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
    • Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические нагревательные приборы, радиоприемники и т. п.
    • Пользоваться электрошнурами и приводами с нарушенной изоляцией.
    • Устраивать в квартирах жилых домов мастерские, складские помещения, где применяются и хранятся взрывоопасные материалы.
    • Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.

    Необходимо:

    • Защищать себя, имущество, жилой дом, дачу, гараж, машину, а также государственное имущество от пожара.
    • В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию.
    • Эвакуировать детей, больных, престарелых, инвалидов из очагов пожара.
    • Подать сигнал тревоги.
    • Встретить пожарных и сообщить им об очаге пожара.
    • Вывесить табличку в образовательном учреждении с указанием номера телефона экстренного вызова пожарной охраны: «01».
    • Учиться пользоваться огнетушителем;
    • Знать план эвакуации на случай пожара.
    • Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание.
    • Кричать и звать на помощь взрослых.
    • Закрыть нос и рот мокрой повязкой (платком, шарфом) для защиты от дыма.
    • Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара.
    • Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено.
    • Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха.
    • Потушить одежду, сняв ее или прижавшись к земле, полу, стене.
    • Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
    • Освободить пострадавшего, вынесенного на улицу, от одежды или расстегнуть ворот, ослабить застежку.
    • Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.

    С чем можно играть

    Цели: развивать внимание, мышление; закреплять знания о пожарной безопасности.

    Материал: карточки с изображением мяча, утюга, пирамидки, коробка спичек, куклы, машинки, гирлянды, фена, поезда и др., а также кружки зеленого и красного цвета.

    Ход игры:

    Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.

    Пожарная команда

    Цели: упражнять в счете, развивать память, внимание, сосредоточенность; формировать интерес к профессии пожарных.

    Материал:

    Игровое поле, в одном углу которого изображен гараж с пожарными машинами, в противоположном – дом, объятый пламенем. Между ними – извилистая дорога с «остановками» - кружками разного цвета; фишки – «машины» (также разного цвета); кубик, на каждой стороне которого нарисованы точки, от одной до шести.

    Ход игры:

    Каждый игрок имеет фишку определенного цвета. Все фишки–«машины» стоят в «гараже». Игроки по очереди бросают кубик, количество точек на верхней стороне которого указывает, на сколько «остановок» продвинуться фишке. Цвет «остановки» дает определенную установку: голубой – пропуск одного хода, т. е. заправка водой; красный – ход назад на одну остановку, т. е. «препятствие»; желтый – ход через одну остановку, т. е. «спеши»; зеленый – обычный ход.

    Выигрывает тот, кто первым приедет к месту «пожара».

    Огонь – друг, огонь – враг

    Цели: закрепить знания о том, что при умелом обращении с огнем, он приносит пользу, а при неосторожном – вред; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение управлять своим поведением в коллективе; развивать связную речь.

    Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов.

    Материал: картинки «злого» и «доброго» огня, карточки – рисунки, где изображены ситуации с участием «злого» и «доброго» огня, фишки–штрафы (черные кружки)

    Вариант 1

    Ход игры:

    Все карточки–рисунки делят на количество играющих (от двух до четырех), каждый из них по очереди рассказывает о своей карточке и кладет ее на соответствующую картинку.

    За неправильный ответ играющий получает фишку–штраф. Победителем считается тот, у кого наименьшее количество штрафов.

    Вариант 2

    Материал: карточки «злого» и «доброго» огня. Разноцветные фишки (столько цветов, сколько играющих), от двух до четырех, по десять штук каждого цвета (желтый, зеленый, синий, оранжевый).

    Правила игры:

    Дети по очереди отвечают на вопросы. Если ответ признан правильным - кладут свою фишку на картинку соответственно «злого» или «доброго» огня. В конце тот из играющих, кто набрал наибольшее количество очков, становится победителем.

    Ход игры:

    Картинки с изображением огня лежат на середине стола, вокруг которого сидят играющие. У каждого ребенка фишки определенного цвета. Дети по очереди отвечают, в каких случаях огонь бывает «злым» (приносит вред, беду), в каких – «добрым» (приносит пользу, радость). При правильном ответе играющий кладет свою фишку на картинку соответствующего («доброго» или «злого») огня.

    Ведущий следит, чтобы ответы были полными, правильными, а речь детей - связной. На первых порах ведущий дополняет ответы детей, приводит примеры. Можно сопровождать ответы картинками.


    Вариант 3

    Правила игры:

    Дополнительно вводятся фишки–половинки (таких же цветов, как и основные фишки) и раздаются играющим. Если ребенок дал неполный ответ, его может дополнить желающий, за удачное дополнение выставляют фишку–половинку за картинку соответствующего огня. Это учитывается при подведении итогов.


    «Отгадай слово»


    Детям предлагается несколько кратких словесных определений, по которым они должны отгадать стоящее за ними слово. Если ребенок отгадывает с первой подсказки, тогда получает 3 очка, если со второй - 2, с третьей - 1 очко. Например:

    «ТЕПЛО»

    • Это бывает с рукой, когда на нее надета варежка. Как мы это называем?
    • Это бывает, когда на улице светит солнышко.
    • Это бывает, когда дома натопят печку или включат отопление.


    «ПОЖАР»

    • При этом гибнут леса, постройки, иногда люди.
    • Чтобы с этим сражаться, у нас есть пожарная охрана.
    • Когда это случается, становится страшно и можно остаться без дома и вещей.

    «ГОРЕТЬ»

    • Это бывает с электрической лампочкой, которую включили в сеть.
    • Это бывает с бельем, которое сушат над газовой плитой.
    • Это бывает, когда к бумаге или сену подносят горящие спички.

    «ТУШИТЬ»

    • Для этого пожарные выезжают по вызову.
    • Это бывает, когда костер поливают водой.
    • Для этого используют пожарный шланг или ведро с водой.

    Игра с мячом «Опасно – неопасно»

    (Воспитатель бросает мяч и называет предмет, ребёнок оценивает его огнеопасность и возвращает мяч со словами «опасно» или «неопасно»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры, соревнования для детей по пожарной безопасности - картотека для дома и в ДОУ, ДОО.

    1 СоревнованияИгра "На пожар" , Игра "Разведчики", Игра "Тушение пожара", Игра «После пожара"2. «Зонт над головой»3. «Вопрос - ответ»4. Разложи по порядку5  Игры на внимание6. Слож...

    Подвижные игры для дошкольников по пожарной безопасности

       Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необ...

    Памятки для детей по пожарной безопасности

    Памятки для детей по пожарной безопасности...

    Лабиринты для детей по пожарной безопасности.

    Лабиринты для детей по пожарной безопасности....

    Загадки для детей по пожарной безопасности

    Презентация для детей по пожарной безопасности...

    Раскраски для детей по пожарной безопасности

    Раскраски для детей о пожарной безопасности...